«Заменив резину, можно выиграть до семи секунд»

Суть эксперимента: берем три комплекта резины, устанавливаем их по очереди на гражданский автомобиль, сажаем за руль профессионального гонщика, который после прогрева шин проезжает три полноценных круга, после чего рассказывает, как ведет себя машина на той или иной резине.

В качестве гоночного болида выступает «самый подходящий» для этих целей автомобиль – Geely Emgrand. Мы приняли решение взять именно его по нескольким причинам: во-первых, машина доступная. Владельцы недорогих авто часто стремятся сэкономить и покупают китайскую резину. Во-вторых, пускай это и нештатный размер, но на седан Geely встают 16-е диски с шинами самого популярного размера – 205/55 R16. В-третьих, среди недорогих новых машин у Emgrand нет конкурентов по управляемости.

Трасса – картодром РСТЦ ДОСААФ в Стайках. Пилот – директор РСТЦ, известный гонщик, мастер спорта Сергей Лапицкий. Пока Сергей устанавливает на автомобиль датчик, с помощью которого телеметрист сможет отследить время прохождения каждого круга, задаем ему вопрос про то, как влияют шины на результаты заездов:

– Шины – это самое важное, что есть у автомобиля, выезжающего на трассу. От них очень сильно зависит поведение машины. Даже сильнее, чем от двигателя. Порой, просто заменив резину, конкретно на этом круге длиной 1200 метров можно выиграть 7 секунд, а иногда и больше. У нас есть Citroёn Saxo, который на обычных шинах показывает результат в 1 минуту 6 секунд, а на специально предназначенных для гонок – 57 секунд. Конечно, от Emgrand я многого не ожидаю, что-то подобное приезжает на трассу очень редко и выдающихся результатов, понятное дело, не показывает. Из опыта скажу, что в идеале мы можем получить время в 1 минуту 7 секунд. Это максимум, – говорит гонщик.

Итак, какие же шины мы сравниваем? Начнем с «китая» – Grenlander ENRI U08. В размере 205/55 R16 такая шина стоит 145 рублей. Далее – Gislaved PremiumControl – 191 рубль за шину того же размера. Ну и закончим на «Белшине» Artmotion Бел-262, стоимость которой составляет 134 рубля.

Этот тест мы проводим совместно с группой компаний «МегаСклад», представителям которой также интересно посмотреть, как поведет себя резина из разных ценовых сегментов в условиях гоночного трека. Почему выбрали именно эти модели, рассказывает заместитель директора «МегаСклада» Дмитрий Марголин: «Для теста мы взяли шины из разных ценовых сегментов. Gislaved PremiumControl можно считать премиальными шинами, ведь по факту это Continental ContiContact 5 – рисунок протектора тот же, технология производства тоже, поменялось только название. Средний ценовой сегмент представляют китайские Grenlander, которые продаются на нашем рынке уже пять лет и хорошо себя зарекомендовали. Но в таких условиях, как сегодня, они не были никогда. А среди самых доступных шин мы выбрали нашу любимую отечественную «Белшину». Посмотрим, что из этого получится».

«Возможности шин превышают возможности машины»

Кроме трех привезенных комплектов резины, у нас есть еще один – тот, на котором приехал Emgrand. Он «обут» в штатные Giti GitiComfort F22 – почему бы не проверить и их? Отдельно от машины в Беларуси эти шины не купить, ведь Giti в Беларуси не продаются, но владельцам Emgrand и других авто на такой резине наверняка интересно, как она покажет себя на гоночной трассе. Как оказалось, неплохо:

– Шины неожиданно достойные, хорошо цепляются за дорогу и обеспечивают автомобилю полную устойчивость. Более того, возможности этих шин превышают возможности машины. Про 1.07, похоже, можно забыть. Дело в автоматической коробке передач, которая предназначена не для гонок, а для комфортной, размеренной езды. Уверен, что на «механике» можно было бы получить гораздо лучший результат, потому что Emgrand для гражданской машины действительно неплохо управляется, а шины Giti позволяют довольно многое. На дорогах общего пользования с ними будешь в полной безопасности, – делится впечатлениями от штатного комплекта резины Сергей.

Впрочем, примерно этого мы и ожидали, ведь Giti – это крупный производитель, выпускающий продукцию достойного уровня. Как поведут себя на фоне штатной резины шины Grenlander? Отправляемся в техцентр, где снимаем штатные диски и ставим вместо них 16-дюймовые с предварительно установленной на них резиной.

Возвращаемся на трассу, и Сергей отправляется проходить прогревочный и зачетные круги. Нам со стороны кажется, что Grenlander в поворотах пищат заметно активнее, нежели Giti, но причина тому неожиданная:

– Приятно удивлен! После комплекта Giti я думал, что Grenlander будет гораздо хуже, но, по моим субъективным ощущениям, они оказались лучше: до момента полного срыва стоят весьма стабильно, уходят в глубокий занос гораздо позже, а после срыва легко стабилизируются. В плане комфорта езды на высоких скоростях от них меньше шума, меньше писка, а в не очень глубоком заносе они чуть более прогнозируемые, – говорит Сергей Лапицкий.

– Нам отсюда наоборот казалось, что пищат они больше.

– Возможно, потому что позволяли занести больше скорости в поворот, – резюмирует пилот.

От «китая» переходим к шинам европейского бренда, выпускающимся на калужском заводе, ранее принадлежащем Continental. В этот раз на «переобувку» уходит больше времени, т.к. комплект дисков у нас только один, поэтому в процессе ожидания успеваем пошутить на тему того, что сейчас Gislaved проиграет и Giti, и Grenlander, а победителем вообще станет «Белшина». Но результаты следующих заездов расставляют все на свои места.

– Gislaved – это просто другая лига. И предыдущие шины были неплохими, но эти намного лучше. Они позволяют передвигаться действительно быстро и так же быстро останавливаться. Если бы мне предложили просто взять и выбрать себе любую резину – я бы однозначно выбрал эту, – утверждает тест-пилот.

«Белшина» же, по мнению Сергея, предназначена исключительно для спокойной гражданской езды: «Резина с характером, самая «музыкальная», пищит, как только даешь боковую нагрузку. В условиях трека эти шины тормозят не очень хорошо, да и «держак» совсем не гоночный. По прямой на них можно ехать быстро, но не в поворотах – скольжение у них начинается намного раньше, чем у всех остальных шин, которые мы ставили сегодня. Но это в условиях трека, где разница действительна заметна. Для движения по городу, выездов на дачу в выходные, повседневной езды «Белшина» – нормальный дешевый вариант».

Это подтверждают и результаты телеметрии, о которых мы умалчивали до этого момента. Как уже сказал мастер спорта, возможности шин ограничивал автомат машины. Поэтому на Giti, Grenlander и Giaslaved результаты оказались примерно одинаковыми: 1.10–1.105. И только на «Белшине» Emgrand не смог выехать из 1 минуты 12 секунд.

Торможение

Уступила «Белшина» и еще в одной дисциплине нашего теста – экстренном торможении. Это испытание получилось очень условным, т.к. специального оборудования, измеряющего по данным GPS тормозной путь от 80 км/ч до нуля, у нас нет. Поэтому на финишной прямой мы просто поставили конус, означающий точку торможения, в которой пилот автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч, должен ударить педаль тормоза.

Все теми же конусами отмечали место остановки. И после первых трех комплектов уже думали не демонстрировать результаты. Дело в том, что при таком способе измерения сложно обеспечить абсолютно одинаковые условия. Где-то скорость может быть 79 км/ч, где-то – 82 км/ч, например. На полметра раньше или полметра позже нажат тормоз – тоже получаем разбежку в результатах.

И расстановка конусов после торможений на первых трех комплектах показывает, что разница небольшая: ближе всего от точки начала торможения машина остановилась на шинах Gislaved – левый конус, чуть дальше – на Giti – разница около полуметра. Наконец, самый правый конус – это место остановки автомобиля на шинах Grenlander – чуть больше метра от Giti. Такой разброс вполне может быть погрешностью несовершенного метода измерений.

Но результат, показанный шинами Artmotion Бел-262, полностью на погрешность не спишешь. Просто посмотрите на фото: точка остановки машины на «Белшине» более чем на полкорпуса дальше, нежели на Grenlander. Да, неточность имеет место, при измерении специализированным оборудованием разница была бы меньше, но и ранее во всех шинных тестах эта резина демонстрировала слабые результаты в торможении. Поэтому, если вы ставите себе шины Бел-262, соблюдайте дистанцию.

Подводим итоги

«Сюрпризов не случилось, – говорит Дмитрий Марголин. – В торможении дистанция «Белшины» оказалась самой большой. Существенно лучше машина оттормозилась на шинах Grenlander, которые, как мы уже говорили, зарекомендовали себя как хорошая, качественная резина. Мы можем смело говорить, что если подходить к резине Grenlander через формулу цена/качество, то это одно из лучших предложений на отечественном рынке шин. Это факт, который подтвердился в сегодняшнем тесте.

Еще чуть лучше результат у Giti, которые у нас, увы, не купить. Ну и Gislaved доказали, что неспроста мы их называем премиумом. Да, с одной стороны имеет место погрешность измерений. С другой стороны, в реальных условиях в экстренной ситуации каждый водитель среагирует по-разному. Но на «Белшине» надо реагировать быстрее, чем на остальных участниках теста. Что касается поведения машины на разных шинах в условиях гоночной трассы, Сергей все сказал».

По большому счету, мы наблюдали корреляцию цены и качества шин. Хуже всех в условиях трассы себя повели самые дешевые участники нашего теста – «Белшина» Artmotion Бел-262. Езда по городу, спокойное движение по трассе – вот стихия этой резины. Если тормозить заранее и не пытаться проверять предел возможностей шин в виражах – проблем не будет.

Gislaved PremiumControl стоят почти в полтора раза дороже «Белшины» – результат соответствующий. Эти шины позволяют чувствовать себя максимально уверенно даже на гоночной трассе, а на дорогах общего пользования их потенциал нужен далеко не каждому водителю.

Что касается Grenlander ENRI U08 и Giti GitiComfort F22, то в этой паре мы ожидали несколько иного результата. Ведь продавайся Giti у нас – их цена была бы выше, чем у Grenlander. Но неожиданно оказалось, что на треке пилот за рулем машины, «обутой» в Grenlander, чувствовал себя увереннее, мог быстрее, чем на Giti, войти в поворот и без проблем справиться с заносами. Хотя и поведения автомобиля на шинах Giti было предсказуемым и не вызывало нареканий.

Прогресс китайских шинников очевиден. Резина Grenlander – это доступный и при этом сбалансированный продукт, обеспечивающий понятное, предсказуемое и безопасное поведение автомобиля в любых условиях. Так стоит ли переплачивать за возможности более дорогих шин, которые большинством водителей никогда не будут раскрыты?

Партнер теста – группа компаний «МегаСклад» – официальный дистрибьютер шин Grenlander в Республике Беларусь

Редакция благодарит:

«Джили Центр Минск» за предоставленный для теста автомобиль,

РСТЦ ДОСААФ за предоставленную трассу,

Сергея Лапицкого за неоценимый вклад в проведение теста.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!