Сначала немного предыстории. Первые образцы двухколесной техники на предприятии в Ижевске были изготовлены еще в конце 20-х гг. прошлого века. Настоящая популярность к мотоциклам «Иж» пришла уже после войны, когда в 1946 году Ижевский машиностроительный завод получил в качестве репараций немецкие чертежи и оборудование и наладил массовый выпуск модели «Иж-350».

Всего на Ижевском мотозаводе было выпущено около 11 миллионов мотоциклов. В 2008 году предприятие «Ижмото», входившее в состав производственного объединения «Ижмаш», пришлось закрыть из-за нулевого спроса, а все его оборудование было распродано. В 2013 году «Ижмаш» был преобразован в концерн «Калашников», который и сейчас больше известен не продукцией гражданского назначения, а своим стрелковым оружием.

«Иж»: перезагрузка

Восстановить закрытое в 2008 году производство мотоциклов марки «Иж» российский концерн решил в 2017 году. На летнем форуме «Армия-2017» широкой публике были продемонстрированы опытные образцы электрических мотоциклов, предназначенных для полиции и подразделений специального назначения. Представители завода утверждали, что мотоциклы были целиком разработаны в Ижевске, рама и прочие элементы конструкции – российского производства, а вот 20-сильный электромотор и батарея родом из КНР. Заявленный запас хода –100–150 км (в зависимости от версии).

Впоследствии электрический эндуро, носивший логотип концерна «Калашников», получил наименование «Иж Пульсар», и летом следующего года партию из 30 таких мотоциклов передали ДПС Москвы для проведения испытаний в реальных условиях, чтобы выявить конструктивные недостатки и технологические «проколы». К слову, задействовали их во время проведения чемпионата мира по футболу.

Разработчики особо подчеркивали, что использование электромотоциклов должно было оказаться в среднем в 12 раз дешевле по сравнению с расходами на топливо у мотоциклов с бензиновым двигателем. Из заявленных характеристик «Пульсара» – максимальная скорость 100 км/ч при запасе хода до 150 км.

Дальнейшим развитием «Пульсара» стал экспериментальный байк SM-1 для военных, который показали на форуме «Армия-2018». 2,2-метровый мотоцикл получил бесщеточный двигатель постоянного тока с жидкостным охлаждением и литий-ионную батарею (их характеристики озвучены не были). Спереди у электромотоцикла – телескопическая вилка перевернутого типа, задняя подвеска – маятниковая с центральным пружинно-гидравлическим амортизатором.

Осенью 2020 года была запатентована гражданская модификация «Иж Пульсар» с улучшенной эргономикой и геометрией рамы, а также регулируемой подвеской. Также в сертификате были указаны несколько вариантов тяговой батареи емкостью от 38 до 160 Ач, запас хода – от 50 до 250 км. Но в свободную продажу они так и не поступили.

Пожалуй, самым эпатажным из мотоциклов с уже позабытой эмблемой «Иж» оказался необычный черный аппарат, который создавался в рамках небезызвестного проекта «Кортеж». Задумывался он в качестве мотосопровождения тому самому лимузину Aurus, а выпустить эскортный байк планировалось в 2020 году. Но в итоге производство тяжелых мотоциклов тогда так и не началось – все ограничилось постройкой нескольких ездовых прототипов. Российский концерн был не очень щедр на информацию – сообщалось, что байк приводит в движение бензиновый «оппозитник» (150 л.с.), разгоняющий 510-килограммовый аппарат до 100 км/ч за 3,5 секунды и максимальных 250 км/ч. И только на днях появилась информация, что «Калашников» все же выпустит ограниченную серию супербайков «Иж-Кортеж».

Осенью 2019 года «Калашников» показал прототип электрического мотоцикла в стиле cafe racer, предназначенного, со слов создателей, «для скоростных поездок на небольшие расстояния». Электродвигатель у него развивает 68 л.с., разгоняя электробайк (при испытаниях) до максимальных 100 км/ч. В серийное производство этот мотоцикл также не пошел.

Историческая реплика «Иж-49»

В 2020 году был представлен прототип новой модели с историческим индексом «Иж-49», дизайн которой запатентовали спустя год. Напомним, что таким же индексом обозначался советский мотоцикл, который выпускался с 1950-го по 1958 год – у него был бензиновый мотор объемом 350 «кубиков» мощностью около 12 л.с., но ремейк оказался несколько иным в техническом плане.

Серийный вариант мотоцикла под названием «Иж-49 ретро» россияне показали в апреле текущего года. Он получил электромотор мощностью 27 л.с. (более чем в два раз больше, чем у оригинальной бензиновой версии), из прочих обнародованных характеристик ретро-мотоцикла – снаряженная масса 130 кг, 95 км/ч «максималки» и запас хода на одном заряде до 100 км. Предназначен он, как отметили сами разработчики, «в первую очередь, для коллекционеров и любителей мотоциклов». То есть выпустят реплику ограниченным тиражом.

О массовом выпуске мотоциклов под возрожденной маркой речи пока не идет – по крайней мере, он возможен в перспективе и в случае «высокого спроса» на них, как отмечают представители Ижевского предприятия. Судя по всему, решение будет принято исходя из реакции публики. А пока, по всей видимости, под маркой «Иж» (из китайских комплектующих) будут выпускаться реплики исторических моделей, которые «Ижмото» производил с 1951 по 1990 гг. и ориентированные в большей степени на ценителей – как и в случае, например, с продукцией компании Ural Motocycles, выпускающей мотоциклы в основном для рынка США.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!