Сейчас по всему миру продаются миллионы электромобилей, оснащенные литий-ионными батареями. К 2030 году количество «электричек» увеличится как минимум вдвое. Такой рост популярности в первую очередь связан с экологией, поскольку электромобили производят минимальное количество парниковых газов, что может существенно помочь в борьбе с изменением климата.
Вред от аккумуляторов
Экологичность электромобилей заканчивается ровно в тот момент, когда умирает аккумулятор, который нельзя просто выбросить на свалку. В первую очередь из-за того, что он может загореться. Литий-ионные аккумуляторы уже стали причиной сотен пожаров в Соединенных Штатах. Иногда прямо в кузовах мусоровозов. А еще они являются причиной 48% всех пожаров на предприятиях по переработке мусора в Великобритании.
Помимо этого выброшенные аккумуляторы электромобилей представляют угрозу и для окружающей среды. Оставленные разлагаться на свалке, они могут выделять вредные токсины, включая тяжелые металлы.
Небезопасной является и переработка. Например, если врезаться в какой-либо элемент слишком глубоко или в неправильном месте, он может загореться и выпустить токсичные пары.
Возможно ли повторное использование
Раз все варианты опасны, может быть, у использованных аккумуляторов есть шанс на вторую жизнь?
Считается, что срок службы аккумуляторной батареи электромобиля подходит к концу, когда ее емкость составляет не более 70–75% от первоначальной. Для достижения этой отметки может потребоваться в среднем от 10 лет. Но даже при потере четверти пиковой мощности устаревшие аккумуляторные блоки по-прежнему обеспечивают неплохое количество энергии – от 20 до 90 киловатт-часов.
По этой причине долгое время казалось, что вот-вот возникнет целая индустрия, которая сможет покупать и перепрофилировать использованные аккумуляторы, продлевая их жизнь еще минимум на 10 лет.
Звучит это, конечно, здорово, но, как показывает время, не очень реалистично. В первую очередь за счет цены. На практике купить новый аккумулятор дешевле, чем дать второю жизнь старому. Да и те проекты, что реализуются сейчас, охватывают мизерную часть всех аккумуляторов. Для сравнения – Nissan использует всего лишь несколько тысяч батарей из Leaf в автоматизированных транспортных средствах, которые на заводах доставляют работникам детали. Еще несколько тысяч в год «оживляет» Volkswagen. Но все это несопоставимо с общим производством электромобилей.
Кроме того, даже повторно использованный аккумулятор когда-то придет в негодность. И мы все равно вернемся к вопросу утилизации.
А что со вторичной переработкой
Переработка товаров – это крупный бизнес во многих отраслях, и автомобильная промышленность не является исключением. Ведь такие металлы, как сталь и алюминий, из которых состоит большая часть кузова машины, обычно перерабатываются в конце срока службы авто. С аккумуляторами электромобилей все еще интереснее, потому что в их составе есть довольно дорогие элементы: литий, кобальт, марганец, никель и в меньшей степени алюминий.
По этой причине вместо свалки аккумуляторы отправляются на предприятия по переработке. Там их разбирают на различные материалы: провода, схемы, пластик и сами элементы, из которых потом можно вновь получить нужные металлы. Таким образом, аккумуляторы для электромобилей с истекшим сроком службы представляют собой потенциальный источник ценных металлов, которые уже были извлеченны из земли и аккуратно хранятся в «ящике».
Что касается стального, медного и алюминиевого лома, все это отправляется на переработку металлов. Пластик чаще всего не подлежит вторичной переработке, но составляет небольшую часть от общего содержимого аккумуляторной батареи электромобиля.
И кажется, что можно не беспокоиться об утилизации аккумуляторной батареи электромобиля в конце его срока службы. Ведь его тщательно разберут и разложат на составные части, после снова сделают батареи – возможно, для вашего следующего электромобиля.
Но не все так радужно. С учетом растущего производства «электричек» сложно сказать, хватит ли мощностей для переработки. А если учитывать все проблемы, связанные с утилизаций аккумуляторов, а еще и брать в расчет вред для экологии при производстве электромобилей, невольно задаешься вопросом: а стоит ли эта игра свеч?
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
Sinijinej
17 Апреля 2024 0:35
Да неужели! Я несколько лет назад уже пытался в своих комментариях объяснить что электромобили в разы вреднее для экологии. Заводы которые нужно построить для утилизации будут стоить очень дорого. Вся идея что ,, электрички" это забота об окружающих полный обман. Главное это побольше ажиотажа вокруг якобы дешёвой эксплуатации. Когда введут настоящий,а не льготный налог на утилизацию батареи электромобиля, то сегодняшние сторонники по другому запоют.