Сейчас по всему миру продаются миллионы электромобилей, оснащенные литий-ионными батареями. К 2030 году количество «электричек» увеличится как минимум вдвое. Такой рост популярности в первую очередь связан с экологией, поскольку электромобили производят минимальное количество парниковых газов, что может существенно помочь в борьбе с изменением климата.

Вред от аккумуляторов

Экологичность электромобилей заканчивается ровно в тот момент, когда умирает аккумулятор, который нельзя просто выбросить на свалку. В первую очередь из-за того, что он может загореться. Литий-ионные аккумуляторы уже стали причиной сотен пожаров в Соединенных Штатах. Иногда прямо в кузовах мусоровозов. А еще они являются причиной 48% всех пожаров на предприятиях по переработке мусора в Великобритании.

Помимо этого выброшенные аккумуляторы электромобилей представляют угрозу и для окружающей среды. Оставленные разлагаться на свалке, они могут выделять вредные токсины, включая тяжелые металлы.

Небезопасной является и переработка. Например, если врезаться в какой-либо элемент слишком глубоко или в неправильном месте, он может загореться и выпустить токсичные пары.

Возможно ли повторное использование

Раз все варианты опасны, может быть, у использованных аккумуляторов есть шанс на вторую жизнь?

Считается, что срок службы аккумуляторной батареи электромобиля подходит к концу, когда ее емкость составляет не более 70–75% от первоначальной. Для достижения этой отметки может потребоваться в среднем от 10 лет. Но даже при потере четверти пиковой мощности устаревшие аккумуляторные блоки по-прежнему обеспечивают неплохое количество энергии – от 20 до 90 киловатт-часов.

По этой причине долгое время казалось, что вот-вот возникнет целая индустрия, которая сможет покупать и перепрофилировать использованные аккумуляторы, продлевая их жизнь еще минимум на 10 лет.

Звучит это, конечно, здорово, но, как показывает время, не очень реалистично. В первую очередь за счет цены. На практике купить новый аккумулятор дешевле, чем дать второю жизнь старому. Да и те проекты, что реализуются сейчас, охватывают мизерную часть всех аккумуляторов. Для сравнения – Nissan использует всего лишь несколько тысяч батарей из Leaf в автоматизированных транспортных средствах, которые на заводах доставляют работникам детали. Еще несколько тысяч в год «оживляет» Volkswagen. Но все это несопоставимо с общим производством электромобилей.

Кроме того, даже повторно использованный аккумулятор когда-то придет в негодность. И мы все равно вернемся к вопросу утилизации.

А что со вторичной переработкой

Переработка товаров – это крупный бизнес во многих отраслях, и автомобильная промышленность не является исключением. Ведь такие металлы, как сталь и алюминий, из которых состоит большая часть кузова машины, обычно перерабатываются в конце срока службы авто. С аккумуляторами электромобилей все еще интереснее, потому что в их составе есть довольно дорогие элементы: литий, кобальт, марганец, никель и в меньшей степени алюминий.

По этой причине вместо свалки аккумуляторы отправляются на предприятия по переработке. Там их разбирают на различные материалы: провода, схемы, пластик и сами элементы, из которых потом можно вновь получить нужные металлы. Таким образом, аккумуляторы для электромобилей с истекшим сроком службы представляют собой потенциальный источник ценных металлов, которые уже были извлеченны из земли и аккуратно хранятся в «ящике».

Что касается стального, медного и алюминиевого лома, все это отправляется на переработку металлов. Пластик чаще всего не подлежит вторичной переработке, но составляет небольшую часть от общего содержимого аккумуляторной батареи электромобиля.

И кажется, что можно не беспокоиться об утилизации аккумуляторной батареи электромобиля в конце его срока службы. Ведь его тщательно разберут и разложат на составные части, после снова сделают батареи – возможно, для вашего следующего электромобиля.

Но не все так радужно. С учетом растущего производства «электричек» сложно сказать, хватит ли мощностей для переработки. А если учитывать все проблемы, связанные с утилизаций аккумуляторов, а еще и брать в расчет вред для экологии при производстве электромобилей, невольно задаешься вопросом: а стоит ли эта игра свеч?

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!