Регистрация

Расследование ABW.BY. Почему в Беларуси взрываются VW Touran, но решать проблему никто не спешит

Почему в Беларуси взрываются VW Touran

Проблемы с газобаллонным оборудованием некоторых моделей Volkswagen возникли у белорусских автолюбителей относительно недавно. Об этом писали многие СМИ, читатели в комментариях охали да ахали, обсуждали и делились впечатлениями. Через какое-то время тема вроде бы ушла в прошлое, но нет, совсем недавно очередной такой автомобиль опять взлетел на воздух. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Напомним, что все началось 16 августа 2016 года в городе Барановичи Брестской области. Там при заправке баллонов произошел взрыв одного из них, находящегося в задней части салона Volkswagen Touran. К нам в редакцию приехал водитель той самой машины Александр Кравчук, житель города Кобрина, и вот что удалось выяснить в нашей беседе.

- Александр, почему Touran?

- Свой Volkswagen Touran я приобрел в 2011 году для личных нужд, пригнал из Германии. Почему именно этот вариант? Возможно, потому, что меня, автомобилиста с большим стажем, соотношение цены, качества и комфорта полностью устраивало. Кроме того, на данной модели было установлено заводское газобаллонное оборудование, а это уже существенная экономия при эксплуатации.

- Имелись ли документы на газовые баллоны и какие?

- Никаких документов на газ при покупке автомобиля у меня не было, да и в Европе это не требовалось, так как это такое же заводское оборудование, как двигатель и прочее. Мне хорошо было известно, что по белорусскому законодательству такие баллоны подлежат освидетельствованию. С этой целью оборудование было освидетельствовано в городе Кобрине, в организации, имеющей на это соответствующее разрешение, информация об этом была "зашита" в чип. Срок следующего освидетельствования - май 2016 года.

- Имелись ли проблемы при эксплуатации автомобиля, где он обслуживался и как вы узнали о проблемах с газовым оборудованием в этой модели?

- Никаких проблем с этой машиной у меня не было, и сама она, и газовое оборудование работали исправно. Обслуживал свой Volkswagen Touran на различных станциях, в том числе и у официального дилера. В январе 2014 года мне позвонили из представительства компании "Атлант-М" по Брестской области и сообщили, что компания-производитель объявила акцию по замене газовых баллонов, так как были выявлены какие-то дефекты при их эксплуатации, способствующие их коррозии, детали я не уточнял. Замену необходимо было производить в Минске. Я согласовал дату осмотра баллонов и приехал на их замену в феврале. На станции у дилера мне сообщили, что заменят два баллона из четырех установленных, которые были  наиболее подвержены коррозии. Почему два? Я не знаю, но доверился специалистам автосервиса - им виднее. С документами проблем не было, все как положено - официально.

О том, что вновь установленные баллоны необходимо было освидетельствовать, мне не сообщили и не предписывали. Я продолжал эксплуатировать этот автомобиль, в голове лишь держал срок, когда необходимо будет пройти новое освидетельствование. В мае 2016-го я прошел полное освидетельствование газобаллонного оборудование в городе Кобрине с выдачей соответствующих документов. К этому я отношусь предельно серьезно.

Уже в 2016 году со мной снова связались представители дилера и согласовали дату замены оставшихся газовых баллонов - 16.08.2016. Хочу отметить, что при первой замене баллонов у дилера вторую их пару никто не осматривал, даже защитный кожух не снимали для визуального осмотра. В этот же день рано утром я выехал вместе с женой и сыном в направлении Минска. По пути в Барановичах решил заправиться на АГНКС "Газпром трансгаз Беларусь". Тут-то все и произошло.

- Расскажите подробно, как заправлялись и что из этого в итоге вышло.

- Да все как обычно. Для владельца автомашины с газовым оборудованием ничего сложного здесь нет. Подъехал, вставил переходник, сын в это время показал оператору в окошко необходимые документы - и пошла заправка. Я стоял сзади автомобиля метрах в семи от него и наблюдал за процессом. Вдруг резкий хлопок - и все как в тумане, слышу какие-то голоса, голова звенит. Я в этот момент не понял, что же произошло, осознавал лишь, что лежу на асфальте, на левой ноге разорвана штанина и вижу много крови. Далее врачи, больница, реанимация...

Что произошло в этот и последующие дни, редакция узнала из материалов дела, открытого по данному факту.  Для начала посмотрим на сам автомобиль.

А это вид изнутри задней части салона:

По заключению судебно-медицинской экспертизы Александру в общей сложности было причинено 49 телесных повреждений, в том числе тяжких, которые привели к ампутации левой ноги ниже колена, по всей видимости, вот этим предметом (похоже на часть кузова с куском лонжерона), на котором имеется значительное количество крови.


 
Оставшиеся баллоны вырвало из креплений. Как видим, на незамененных баллонах имеются явные признаки коррозии:

Разорвавшийся баллон просто "вывернуло" наружу.


 
По таким повреждениям автомобиля и количеству разбросанных его элементов нетрудно сделать вывод, что взрыв был очень сильный. К сожалению, судьба распорядилась так, что Александр стал инвалидом, но и в данной ситуации он находит положительный момент: "Главное, что никто больше не пострадал, и родные, и находившиеся рядом посторонние люди". 

Посмотрим на результаты взрывотехнической экспертизы, проведенной по результатам инцидента.

Так что, как видим, непосредственная техническая причина взрыва именно та, по причине которой концерн Volkswagen AG и объявил акцию по замене газобаллонного оборудования, - коррозия материала корпуса баллона, в связи с чем уменьшилась его прочность.

Являлся ли у нас такой случай первым? Да, но эта акция стартовала раньше, еще в 2012 году, когда в Германии, а затем и в других странах Европы произошли аналогичные инциденты. Об этом тогда сообщал Auto Bild, полный текст на русском и больше фотографий доступны по ссылке. Мы лишь приведем один фрагмент: 

"В июне 2012 года в баварском Вольфратхаузене произошел серьезный инцидент с Touran EcoFuel, состоявшем в автопарке химической компании. Баллоны этого автомобиля взорвались при заправке. Водитель пострадал, получил серьезные ранения ног от металлических осколков и был доставлен в больницу на самолете. Фрагменты газовых баллонов пробили стену ближайшей мастерской - таким сильным был взрыв. Взорвавшийся Touran EcoFuel пробежал 80.000 км за 5 лет. Не так уж и много, чтобы стать "бомбой на колесах".

По словам представителя пострадавшей компании, в том случае причиной взрыва признали коррозию, поразившую газовые баллоны. На тот момент заинтересованные стороны активно обсуждали в интернете проблему с сильной коррозией газовых баллонов. Совсем скоро, в июне 2012 года, компания VW начала отзывать Touran EcoFuel, сошедшие с конвейера в 2005-2009 годах. В Германии отзыву подлежали 6700 автомобилей, в Швеции - 939".

Мы специально привели этот пример с газобаллонным оборудованием автомашин Volkswagen Touran на территории европейских стран, чтобы читатель сравнил, как отреагировали на такие инциденты там, где производитель почти сразу же отозвал 8000 автомобилей этой модели, и как отреагировали у нас.

После случая с Александром на АГНКС компании "Газпром трансгаз Беларусь" появились такие информационные таблички:

Те, у кого имеются автомобили на природном сжиженном газе, хорошо помнят это время. Тогда многочисленные владельцы Volkswagen, оснащенных газобаллонным оборудованием, подняли сильный шум, так как в большинстве своем использовались такие автомобили в качестве такси. После этого запрет сняли, а владельцы заправок выпустили инструкцию, предписывающую сотрудникам АГНКС тщательно проверять документы на газовое оборудование, а владельцам подобных автомобилей рекомендовали повторно провести освидетельствование баллонов. Думаете, помогло? А вот и нет. Чуть ниже мы упомянем о других таких фактах в Беларуси, а пока вернемся к истории с Александром.

Особый ее драматизм помимо описанного выше состоит в том, что Александр как раз в день взрыва ехал менять оставшиеся два баллона, один из которых и разорвался. Мы задали себе вопрос: почему дилер сразу все четыре не поменял по объявленной акции, а только два? Почему оставшиеся незамененные баллоны не осмотрели? Ведь если бы дилер сделал это сразу, то и проблема была бы решена, и взрыва бы не было, и Александр остался бы здоровым человеком, а не инвалидом. Этот же вопрос дилеру задавали и следователи, и вот какой ответ был получен:


 
 
Стоп! Получается, акций было две, сначала по замене одной пары баллонов, а потом другой (задней)?  Возможно, этого мы пока не знаем. Но как следует из этого ответа, все четыре установленных заводом-изготовителем баллона подвержены коррозии, следовательно, они являются аварийными. Для понимания механизма приведем схему расположения баллонов в автомобилях таких моделей:


 

Мы, конечно же, в компетентности компании "Атлант-М" не сомневаемся, но из ранее полученной от их официального представителя информации следует, что акция была одна. Вот какой комментарий поступил в редакцию по электронной почте в марте 2017 года:

- Когда осуществлялся отзыв данных моделей производителем и на какой срок (актуален ли сейчас)?

- Акция по замене газовых баллонов для модели Volkswagen Touran была объявлена 03.06.2016 и все еще действует, так как носит бессрочный характер. Однако хотели бы отметить, что в ходе проведения акции дилерская сеть Volkswagen в Беларуси столкнулась с существенными трудностями, обусловленными требованиями технических регламентов Таможенного союза к импортируемым газовым баллонам. На наш взгляд, данные требования носят излишний характер, не связаны с безопасностью баллонов, однако являются непреодолимым препятствием для поставки и замены баллонов на территории Республики Беларусь. 

В настоящее время дилерские предприятия Volkswagen в Республике Беларусь, имея препятствия законодательного характера, были вынуждены приостановить замену газовых баллонов на автомобилях. При этом нами активно ведется работа с вовлеченными госорганами и заинтересованными предприятиями, в том числе головным офисом Volkswagen, по снятию таких препятствий с целью скорейшего возобновления акции на территории нашей страны. Осознавая всю серьезность ситуации, дилерские предприятия Volkswagen рекомендовали владельцам автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием, подлежащим замене в рамках акции, незамедлительно обратиться за выполнением работ к дилерам других стран, в частности Литвы, где нормы технических регламентов Таможенного союза не действуют. 

- Уведомлялись ли АГЗС (Газпрома) о таком отзыве по таким моделям и каким образом (письмом и т.п.)?

- При запуске акции головной офис Volkswagen проинформировал об этом владельцев всех заправок метаном по всему миру и инициировал размещение на заправках информации об акции. 

Если следовать ответу официального дилера в наш адрес, то акция по замене баллонов была объявлена 03.06.2016. Тогда что же было в 2014 году? В ответе следственным органам "Атлант-М" указал, что замена первых двух баллонов производилась 24 января 2014 года также по причине акции, объявленной производителем.


 
Так сколько акций было? Одна, объявленная в 2016-м и продолжающаяся до сих пор, или две по замене разных пар баллонов? Ответ на этот вопрос очень важен, поскольку, если акция по замене баллонов была одна, то и баллоны, по всей вероятности, должны были меняться все и сразу, а не по частям с промежутком два года, ведь, по той же информации от дилера, все они подвержены коррозии, а не какие-то больше, а какие-то меньше. Нас смущает еще один факт: оказывается, официальный дилер не знает, по какой причине концерном объявлена акция по замене баллонов, что следует из их ответа на очередной запрос следователя:


 
Обратим также внимание на то, что "Атлант-М Восток" после начала акции по замене заводского оборудования приостановил замену газовых баллонов ввиду того, что у нас действуют нормы Технического регламента Таможенного союза, то есть для установки таких баллонов требуется их сертификация на территории Республики Беларусь. Есть такой межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 11439-2014 "Баллоны высокого давления для хранения на транспортном средстве природного газа как топлива". И кто к этому документу присоединился?


 
Вторая строчка сверху – Беларусь. Теперь п.5 этого международного документа, который гласит:


 
Видимо, именно поэтому дилер впоследствии стал отправлять владельцев аварийных автомобилей в Литву, причем поездка за счет владельцев, естественно. Там территория Евросоюза, баллоны на территории стран-членов сертифицированы. При установке их в Литве здесь пришлось бы пройти только их освидетельствование. Но ведь многим потребителям уже успели установить новые баллоны по акции производителя именно на территории Беларуси. После случая с Александром, как мы предполагаем, "Атлант-М Восток" стал проставлять в документах, выдаваемых на руки клиентам, такие штампы. Которые, конечно, не имеют никакой юридической силы, но, надо отметить, хотя бы предупреждают владельцев "метановых" машин о возможных проблемах.

Вернемся к разговору с Александром Кравчуком.
 
- Как на взрыв отреагировали в компании "Атлант-М" и ОАО "Газпром трансгаз Беларусь"? Предлагали ли вам какую-либо помощь?

- Длительное время я провел в различных больницах на лечении. Сейчас удалось провести протезирование, это сделано за счет государства. Поскольку при лечении мною были потрачены значительные материальные средства, я обратился с письмами в эти компании с просьбой оказать мне безвозмездную помощь. Их реакция меня не просто поразила, но в какой-то мере еще и унизила. "Атлант-М Восток" прислал мне договор на оказание спонсорской помощи. Видите сумму?


 
Две тысячи рублей! По словам управляющего дилерским центром, который позвонил мне на мобильный телефон, эту сумму собрали с сотрудников центра. Даже не со счета! От такого "щедрого" предложения я, естественно, отказался, так как, по сути, я им был унижен. На лечение уже потратил гораздо больше, и это притом что остался инвалидом, вполне возможно, не без участия производителя автомобиля. В этом вопросе точка не поставлена, я буду инициировать разбирательства в различных инстанциях. Ну а что касается реакции ОАО "Газпром трансгаз Беларусь", так там вообще решили не "заморачиваться" и ответили в стиле известной в последнее время фразы "Денег нет". Вот и официальный документ вам покажу:


 
- Обращались ли вы в госорганы по данному случаю?

- Да. Я пытался и пытаюсь до сих пор пробиться на прием к председателю Брестского облисполкома со своей бедой. Пока реакции никакой. Отправляют к его заместителю, говорят, что прежде чем к губернатору попасть, надо пройти этап посещения кого-то из его замов, но и там никаких конкретных дат не назвали. Странно все это, ведь график приема у него отдельный. Такое чувство, что до меня никому нет дела. Я остался инвалидом, но разобраться и наказать виновных никто не берется. На прошлой неделе пробился на прием к помощнику президента по Брестской области, где мне удалось задать самый важный вопрос: "Почему нет реакции на эти инциденты ни госструктур, ни СМИ? Кто будет разбираться?" Обещали помочь. Мне спешить некуда, подожду.

Один снаряд дважды в одну воронку?

В феврале 2017 года похожий случай произошел уже в Минске. Тогда, к счастью, водитель по имени Максим не пострадал, но произошедшее заставило его серьезно поволноваться. Тогда Максим в интервью ABW.BY все подробно описал, материал доступен по ссылке.

К слову сказать, документов на газобаллонное оборудование при покупке автомашины у него не было - на руках только "таблетка", в которой "зашиты" данные об освидетельствовании, но и от нее толку мало, ведь прочитать эту "таблетку" может лишь человек, имеющий доступ к соответствующему оборудованию, да и документом, подтверждающим освидетельствование баллонов, она не является. Причислить к таким людям новоявленного владельца метановой машины точно нельзя, а вот сотрудников АГНКС - вполне можно. Но куда важнее то, что перед заправкой сотрудник АГНКС не проверил наличие документов на "газ". Максим, конечно же, не остановился и предъявил ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" претензию о досудебном урегулировании спора, на что получил ответ следующего содержания:

В общем, суть этого документа понятна. Пока идет проверка в милицейских и иных органах, различные экспертизы и прочее, делать выводов, а тем более возлагать на кого-либо ответственность, никто не хочет. Ну что же, подождем, отметив в этом конкретном случае лишь одно очень важное "но".

Уже после того как пошла заправка и в баллоны закачалось значительное количество газа, газовый оператор сообщил, что, по данным с "таблетки", истек срок освидетельствования баллонов. Увы, было уже поздно - через минуту произошел взрыв одного из баллонов. Но тогда зачем заправляли, нарушая инструкции, находящиеся в том числе и на официальном сайте компании?

В соответствии с п.750-750.2 Правил "Система противопожарного нормирования и стандартизации правил пожарной безопасности Республики Беларусь" (утверждены постановлением МЧС №25 от 26.08.2014) заправка баллонов, у которых истек срок технического освидетельствования, запрещена...

В соответствии с межотраслевыми Правилами по охране труда на автомобильном городском и электрическом транспорте (утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь №180/128 от 04.12.2008) при заправке транспортного средства с газобаллонным оборудованием не допускается заправлять газовые баллоны, срок технического освидетельствования которых истек.

Ответа от ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" пока нет, хотя Максим в переписке с компанией четко задавал этот вопрос. Максим, конечно же, планирует такие ответы получить уже в ближайшее время. У нас же возникает такое чувство, что ему придется пройти через все "прелести" бюрократии, через которые прошел Александр, хотя говорить, что он их уже прошел, преждевременно. Проблема с газовым оборудованием почему-то все равно замалчивается, реакции со стороны властей на такие случаи не поступает.

И вот 4 мая в Минске опять взорвалось. И произошло это, что самое интересное, опять на АГНКС-5 ОАО "Газпром трансгаз Беларусь". Информации по данному факту пока немного. В МЧС нам лишь сообщили, что обошлось без пострадавших.

Редакция ABW.BY повторно обратилась к официальному дилеру Volkswagen в Беларуси компании "Атлант-М Восток" и задала вполне конкретные вопросы: когда и сколько акций по замене газовых баллонов объявлялось, как они проводились, какие узлы подлежали замене, проходили ли сертификацию уже замененные по акции баллоны, известно ли дилеру о фактах взрывов и отзывов автомобилей производителем по причине коррозии баллонов? Это важные вопросы, ответы на которые прольют свет на сложившуюся ситуацию и помогут понять, кто виноват и что делать дальше. К большому сожалению, белорусский дилер "Атлант-М Восток" ответил кратко: "Комментарии и документы по акции по баллонам мы не предоставим. Официальный комментарий был дан ранее, в том числе и Вам, когда готовили материал по одному из случаев".

Нам и потерпевшим в результате таких инцидентов остается непонятным одно обстоятельство: почему не трубят вовсю автодилеры, "Газпром трансгаз Беларусь", представители государственных органов и учреждений, надзорные ведомства? Ведь понятно, что это уже системная проблема, ее нужно срочно решать. Автолюбители знают и видят, сколько таких газовых машин ездит по Беларуси, в том числе их много используется в качестве такси, и в таких машинах кроется опасность не только для водителей, но и для пассажиров и окружающих. 

Мы надеемся, что данный материал все же попадет на стол нужному чиновнику, который увидит эту угрожающую многим из нас проблему и даст команду "во всем разобраться и доложить", что, возможно, предотвратит новые проблемы.

Евгений ГРАЧЕВ
Фото собеседников и из архива редакции
ABW.BY

30 мая 2017 в 8:00
Просмотров - 27731
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС