Регистрация

Жизнь удалась! Самые желанные автомобили советского прошлого

Автомобиль - это не только средство передвижения, но и средство самовыражения, признак статуса его обладателя. Есть новый Mercedes - жизнь удалась. А о чем мечтали наши отцы и деды - автолюбители советской эпохи? Перечислим не все модели, но самые знаковые: каждая из них является отражением своего времени как в техническом, так и культурном отношении. Итак…

"Победа"

Работы над ГАЗ-М20 начались в феврале 1943 года: верить в победу Советского Союза над фашистской Германией помогала разработка "Победы" - легкового автомобиля для мирных целей. Ходовой экземпляр был показан советскому вождю в июне 1944-года, а 28 июня 1946 года был начат серийный выпуск "Победы". К слову, изначально ГАЗ-М20 планировали назвать "Родина", но когда товарищ Сталин поинтересовался, сколько будет стоить "Родина", имя машины быстро изменили… 

На момент своего появления "Победа" была для советского автопрома революционным автомобилем. Это была первая серийная легковая модель с несущим кузовом и отсутствующими подножками. Не было и выступающих крыльев, как на довоенных машинах, что позволило улучшить аэродинамику. Впервые были применены электрические указатели поворотов, очистители стекла, автомобиль был оборудован гидравлическими тормозами, стоп-сигналами, а лобовое стекло обдувалось теплым воздухом. 

Наконец, "Победа" оснащалась радиоприемником, а в то время это был настоящий шик! Нижнеклапанный двигатель объемом 2,1 л в зависимости от модификации развивал 50-52 л.с., что обеспечивало разгон с места до 100 км/ч аж за 46 секунд, что тогда считалось приемлемой динамикой.

Но автомобиль оказался "сырым". То тут то там вылезали большие и малые технические проблемы, касавшиеся работы практически всех узлов и агрегатов - двигателя, трансмиссии, ходовой части. Разработчики "получили по шапке" и за шапку, точнее - за папаху: сидеть на заднем диване, не снимая этот офицерский головной убор, не представлялось возможным. Поэтому впоследствии толщина подушки дивана была уменьшена. Первая партия, насчитывающая 700 автомобилей, так и не оправдала присвоенное автомобилю гордого имя…

В конце 1949-го появились машины второй серии, в которых многие недостатки были устранены. Ну а по-настоящему удачной стала последняя версия "Победы", увидевшая свет в 1955 году. Автомобиль получил индекс ГАЗ-М20В, внешне от предшественников отличался видоизмененной фальшрешеткой радиатора с более редкими и крупными горизонтальными полосами. 

Удивительно, но "Победа" не стала чисто номенклатурным автомобилем - ее разрешили продавать населению, установив стоимость на уровне 16.000 рублей. "Победа" стоила почти вдвое дороже, чем "Москвич-401", который продавали за 9000 рублей (в ценах до 1961 года). "Победы" активно экспортировались, являясь постоянным источником иностранной валюты. А в братской Польше на заводе ФСО даже был налажен выпуск аналогичной модели под названием "Варшава".

Заводом были предусмотрены специальные исполнения для использования в качестве такси или санитарного автомобиля. Кроме того, была разработана открытая версия "Победы". Для сохранения жесткости кузова стойки крыши и оконные рамки были сохранены, а вот самой крыши не было, ее в ненастную погоду заменял складной тентовый верх. 

Самой необычной модификацией "Победы" стал полноприводный автомобиль с повышенным дорожным просветом, получивший индекс ГАЗ-М72. Концепция отечественного "кроссовера" (и это за 40 лет до появления самого класса!) предусматривала использование узлов и агрегатов от армейского внедорожника ГАЗ-69, но кузов был от легковой "Победы". Передний мост подключался через раздаточную коробку, имелась понижающая передача. Дорожный просвет составлял 21 см, что вкупе с 16-дюймовыми покрышками с развитыми грунтозацепами обеспечивало отличную проходимость по разбитым сельским дорогам, а в послевоенное время других и не было. Автомобиль выпускался всего три года, с 1955-го по 1958-й, в общей сложности было произведено 4677 экземпляров.

"Волга"

"Двадцать первая" уже сама по себе часть эпохи 1960-х, ее символ и один из самых любимых и желанных советских автомобилей. Увы, доступна она была лишь наиболее преуспевающим гражданам, в то время как простой смертный мог проехать на "Волге" разве что в качестве пассажира такси. Но она хотя бы была в свободной продаже в отличие от "Чайки" и правительственных ЗИЛов. 

Правда, это касалось лишь седана, универсал ГАЗ-22 производили для госслужбы (в качестве санитарных машин, такси, развозных фургонов) или экспортных поставок. Одним из немногих владельцев-частников в СССР был знаменитый артист Юрий Никулин, который сумел аргументировать покупку такого автомобиля необходимостью перевозки циркового оборудования. 

Выпуск ГАЗ-21 стартовал в 1956 году, автомобили первой серии ("Звезда") первоначально оснащались доработанным двигателем от "Победы" (индекс ГАЗ-21Б) с увеличенным рабочим объемом и мощностью до 65 л.с. Более современный (с верхним расположением клапанов и алюминиевым блоком цилиндров) ЗМЗ-21А объемом 2,4 л и мощностью 75-85 л.с. стали устанавливать с середины 1957 года. 

Любопытно, что "Волги" первых лет выпуска комплектовали 3-ступенчатой автоматической коробкой, которая должна была стать стандартом (за исключением автомобилей-такси), однако уже в 1959 году от нее отказались. Официальная причина - ненадлежащий уровень технической культуры эксплуатации и обслуживания. В итоге вернулись к повсеместной установке 3-ступенчатой механической коробки. А в 1960-м убрали и удобную, но ненадежную централизованную систему смазки деталей подвески и рулевого управления, поэтому более свежие машину уже приходилось "шприцевать". 

В целом же на момент своего появления "Волга" имела достаточно современную конструкцию, а главное - демонстрировала высокий уровень потребительских качеств. Просторный салон с раскладывающимися в спальные места сиденьями, высокая плавность хода и очень хорошая проходимость, неплохие для тех лет динамика и управляемость, а также выносливость автомобиля сделали "Волгу" не просто желанной моделью для тысяч советских граждан. Более современная 24-я модель, перенявшая эстафету в 1969 году, безусловно, была не менее престижной, но была ли он столь же любимой?

"Шестерка"

В условиях многолетних очередей на автомобиль желанным был даже "москвич", но куда более престижными считались "жигули", причем любой модели. Хотя и здесь была своя иерархия. С расширением модельного ряда выяснилось, что круче "копейки" может быть "тройка", а еще круче - "шестерка". Позже, уже в 1980-х, появились ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 с более современным дизайном и интерьером, анатомическими сиденьями с интегрированными подголовниками. Дачники мечтали об универсалах, сначала - о ВАЗ-2102, затем - о ВАЗ-2104. Агрономы, лесники и охотники бредили "Нивой"…

Но в 1970-х одной из самых желанных моделей из Тольятти была "шестерка". Спортивный дизайн с двойной оптикой, многосекционными задними фонарями и обилием хрома, стильный интерьер и мощный мотор - весь этот шик спустя десятилетия вызывает улыбку, но "шахи" очень долго оставалась одним из самых желанных автомобилей на советском пространстве.

Конвейерная жизнь ВАЗ-2106 (созданного, кстати, на базе Fiat 124 Speciale 1972 модельного года) началась в 1976 году. Первоначально модель оснащалась 1,6-литровым двигателем ВАЗ-2106 (77/80 л.с.), что делало ее одной из самых скоростных советских легковушек тех лет. Позже появились менее мощные модификации ВАЗ-21061 (1,5-литровый двигатель ВАЗ-2103 развивал 71 л.с.) и ВАЗ-21063 (устанавливался 1,3-литровый мотор ВАЗ-21011 мощностью 64 л.с.). "Шестерка" в люксовом исполнении, оснащенная 5-ступенчатой коробкой, имела индекс ВАЗ-21065, а реэкспортный вариант обозначался ВАЗ-21064. Была даже экспортная праворульная версия ВАЗ-21062/64! 

Мало кто знает, что мелкими сериями выпускали "шаху" и с роторно-поршневым двигателем Ванкеля (ВАЗ-21069), впрочем, на вторичном рынке эти автомобили все равно отсутствуют. Ну а уникальный пикап "Турист" и вовсе был сделан в одном-единственном экземпляре… 

Модель продержалась в производстве 32 года, в общей сложности за это время было произведено 4,3 млн автомобилей! Правда, следует уточнить: последние годы "шестерка" из престижных моделей перешла в разряд бюджетных. Число модификаций постепенно сокращалось, хром с кузова убрали, само производство перенесли в Ижевск, а в 2008 году модель окончательно сняли с производства. 

"Девяносто девятая"

Принято считать, что первый переднеприводный автомобиль из Тольятти ВАЗ-2108, он же "Спутник", появившийся в 1984 году, советские автомобилисты встретили настороженно. Принципиально иной тип привода, который "не пойми как" ведет себя на скользкой дороге, "несуразный" трехдверный кузов, а на первых порах и отсутствие оригинальных запчастей (на "жигули" даже в эпоху дефицита можно было хоть что-то достать). В общем, скептиков у новой модели хватало, известны случаи, когда при получении талона на "восьмерку" его пытались обменять на "классику"…

Но к концу 1980-х семейство "Самара" уже завоевало популярность, тем более что в продажу поступила более практичная пятидверная "девятка", а в 1990-м начались продажи ВАЗ-21099. Именно на этой модели появилось модное длинное крыло, стала устанавливаться высокая панель (потом выяснилось, что из-за особенностей сборки хитрой конструкции воздух до дефлекторов почти не доходит). Ну а главное - это был престижный седан! А если удавалось достать машину цвета "валюта" или "мокрый асфальт"… 

Вот он, новый автомобиль-мечта для тех, кто не имел доступа к иномаркам и не видел ничего крутого в устаревших "Волгах". И в самом деле: на фоне неповоротливых "барж" ВАЗ-21099 был свеж, подтянут и быстр. Правда, по простору и комфорту предсказуемо им уступал. Ведь, если задуматься, чем была "девяносто девятая"? Сейчас бы ее назвали "бюджетником" сегмента В+. От бампера до бампера всего 4205 мм, а под капотом - малолитражный мотор объемом 1,3 или 1,5 л с карбюратором или инжектором мощностью 53-78 л.с. Версию 21099-91 со 140-сильным роторно-поршневым двигателем Ванкеля (190 км/ч и 9,0 секунды с места до "сотни") в расчет не берем, то была штучная серия. 

Ходовые качества были лучше у "восьмерки" с более легким и жестким кузовом. Но то был выбор "спортсменов", а по части престижа седан оказывался вне конкуренции. За 1990-2004 годы произвели более миллиона ВАЗ-21099 ("девяток" - 1,6 млн, а выпускавшихся куда дольше "восьмерок" - в два раза меньше), а затем на смену пришел модернизированный ВАЗ-2115 проекта Samara II.

Пожалуй, "девяносто девятая" стала последним отечественным автомобилем, о котором искренне мечтали на просторах Страны Советов. Падение таможенного занавеса обеспечило приток иномарок - теперь грезили о них. Но это тема для отдельного разговора. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора, из архива редакции и открытых источников 
ABW.BY

19 марта 2017 в 8:00
Просмотров - 14617
Пожалуйста, подождите...
Перейти к последним новостям

Пишите нам

Стали очевидцем ДТП?
Есть история для статьи?

  • (29) 689-88-93
  • Ждем эксклюзивные фото и видео, отблагодарим материально

Полезные ссылки

ОПРОС