РЕГИСТРАЦИЯ Забыли пароль?

Как добавить свой видеосюжет

Подписка на новости
НОВОСТИ

Не жизнь, а сметана! Какие перспективы у самого дешевого топлива

Не жизнь, а сметана! Какие перспективы у самого дешевого топлива

Количество просмотров материала "Метановые "проходные": обзор машин с самыми маленькими расходами на топливо" и активность пользователей форума abw.by подсказали нам, что белорусы в последнее время стали чаще интересоваться вопросом использования компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива. На редакционную почту посыпались вопросы о будущем метана в Беларуси. В связи с этим мы встретились с начальником службы АГНКС управления "Минскавтогаз" ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" Петром Аннюком, чтобы поговорить о перспективах использования газомоторного топлива в нашей стране и за рубежом. 

- Чем метан привлекает белорусов? Какие имеются достоинства у данного типа моторного топлива?

- Сегодня в связи с высокой стоимостью жидкого топлива и низкой ценой на природный газ белорусы стали активно интересоваться последним и переводить на него свой транспорт. Расход природного газа в кубометрах примерно сопоставим с расходом бензина в литрах. При цене 5000 рублей за кубометр против 11.900 за литр АИ-95 сжатый природный газ дает чуть более двукратной экономию при заправке. Если говорить об альтернативных видах газомоторного топлива, ближайшим конкурентом природного газа является пропан-бутан, но в связи с повышенным до 30 процентов расходом и изначально более высокой стоимостью пропан-бутана его экономическая привлекательность не так очевидна, как природного газа.

К тому же пропан-бутан находится в баллоне в сжиженном состоянии, требует прогрева авто перед переходом на газ в зимнее время, а его качество сильно зависит от процентного соотношения пропана и бутана. Физические свойства этого газа представляют большую опасность по сравнению с метаном, при утечках пропан-бутан скапливается в приямках, в то время как метан поднимается вверх и растворяется в атмосфере.

Хотя оборудование для работы автомобиля на метане требует больше места под установку баллонов, чем пропан-бутан. И стоимость переоборудования на метан несколько выше, если быть объективным. С другой стороны, учитывая все положительные качества метана как автомобильного топлива, многие приходят к выводу, что переплатить имеет смысл. К тому же метан — это самый экологически чистый вид топлива, при сгорании которого образуется лишь углекислый газ и вода.

- Изнашивает ли газ двигатель?

- Наоборот. В нем нет никаких присадок, это чистый вид топлива: мотор мягче работает, метан не создает нагар и не растворяет масляную пленку на стенках цилиндров, как бензин. К нам приезжают машины, прошедшие и 300 тысяч, и даже 600 тысяч километров - никаких проблем с двигателями из-за ГБО нет. 

- Растет ли популярность автомобилей с заводским ГБО? 

- Несомненно, в последние годы их количество возрастает. Эти машины лучше приспособлены для работы на сжатом газе. С учетом особенностей метана - октановое число 105-115 единиц и более высокая температура горения - в конструкцию моторов вносятся определенные изменения. Например, применяется более высокая степень сжатия, детали поршневой группы и клапаны из более термостойких сталей. Опять же баллоны расположены так, что их не видно, они не "съедают" полезное пространство багажника. В последние пять лет мы наблюдаем всплеск пригона автомобилей с заводским ГБО и в целом рост спроса на услуги по переоборудованию машин. Снижение курса российского рубля на данном этапе несколько приостановило поток подержанных легковушек из Европы, ведь машины в России сейчас дешевле, тем не менее остается актуальным пригон автомобиля объемом до 1,5 литра. Хорошо берут Passat с 1.4 TSI, многочисленные Fiat…

- Что по поводу обслуживания такой экзотики, как метановые Volkswagen Eco Up! и Fiat 500 0.9 turbo?

- Все, что у нас ездит по стране, мы можем обслужить. Пока что этих автомобилей мы не встречали. Но как только они появятся, проблем с обслуживанием не будет.

- Актуальна ли установка ГБО на обычные автомобили? Сколько стоит переоборудовать обычный автомобиль?

- Безусловно. В последние годы отмечаем особенный спрос на данную услугу. Например, под шестой декрет пригнали приличное количество пикапов. Двигатели там обычно большого объема, соответственно и расход немаленький. Многие ставят себе сжатый газ. И удобно, что места много под установку баллонов. Стоимость установки ГБО начинается от 25 миллионов белорусских рублей. Все зависит от типа и количества баллонов, от фирмы-изготовителя оборудования и других факторов. 

- Насколько мы отстаем от Европы на данный момент по распространенности метана в качестве моторного топлива?

- В Европе все помешаны на экологии, поэтому там активно идет дотация экологических проектов. В данном вопросе сегодня лидирует Германия. На ее территории расположено примерно 1000 заправок. В Беларуси на сегодняшний день сеть состоит из 27 стационарных АГНКС. Все они находятся в собственности ОАО "Газпром трансгаз Беларусь". Для расширения географии реализации КПГ организовано 19 пунктов бескомпрессорной заправки, удаленных от стационарных АГНКС, для доставки газа к заправочным пунктам используются 15 передвижных автомобильных газозаправщиков. Для развития парка газомоторных автомобилей ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" имеет 8 участков по монтажу газобаллонного оборудования, ремонту и сервисному обслуживанию газотопливной аппаратуры и 2 пункта технической диагностики и периодическому освидетельствованию баллонов .

- Где находятся пункты технической диагностики и освидетельствования баллонов?

- На данный момент они расположены в Слониме и Минске. Но существуют другие организации, осуществляющие подобные услуги. В принципе проблем с этим нет. К тому же в зависимости от типа баллонов освидетельствование проводится один раз в три или пять лет.

- Государство поддерживает такие проекты? Есть ли перспективы у использования метана в нашей стране?

- Безусловно. Беларусь имеет все предпосылки для расширения использования природного газа в качестве моторного топлива. Во-первых, плотность сети действующих станций уже полностью обеспечивает транзит транспорта через Беларусь, наибольшее расстояние между АГНКС по основным маршрутам составляет 150 километров. Во-вторых, все регионы республики газифицированы и не возникает проблем с размещением заправочных станций в удаленных регионах. В-третьих, экологический аспект. Государством уже предпринимаются активные шаги, направленные на защиту окружающей среды. В утвержденной Стратегии по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривается поэтапный переход системы общественного и коммунального транспорта на экологически более безопасные виды топлива. Началом активизации работ по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива в Республике Беларусь явилось подписание в 2012 году двухстороннего Протокола о намерениях сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ОАО "Газпром". Один из важных пунктов этого документа - договоренность о предельной отпускной цене КПГ на уровне, не превышающем 50 процентов цены дизельного топлива. Сегодня данное соотношение составляет около 38 процентов.

- А что по поводу утвержденного Министерством экономики в апреле 2013 года Комплекса мероприятий по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива? Как он реализуется?

- В реализации Комплекса мероприятий принимают участие 11 министерств, исполнительные комитеты, 7 департаментов и подразделений. Уже сегодня можно отметить первые успешные шаги в развитии отечественного производства газомоторной техники. В серийном производстве находится городской низкопольный автобус Минского автомобильного завода, оснащенный двигателем, работающим на природном газе; готов к мелкосерийному производству тягач МАЗ-5340 с газовым двигателем, на шасси которого будет выпускаться коммунальная и другая функциональная техника. Гомельским авторемонтным заводом выпущен первый образец газового городского автобуса малой вместимости "Радзiмiч". Минским тракторным заводом изготовлен трактор "Беларус", работающий в газодизельном цикле, сейчас он проходит испытания. ОАО "БЕЛАЗ" планирует производство карьерной техники, работающей на природном газе. ОАО "Лидские автобусы "Неман" готово оснащать 18-местный автобус серии 3232 малого класса двигателем, работающим на КПГ. Минский моторный завод выпустил двигатель, работающий по газодизельному циклу, и планирует разработку двигателя, работающего только на метане. Холдинг "Амкодор", одно из ведущих предприятий по производству специальных машин, проявил заинтересованность в использовании сжиженного природного газа в качестве моторного топлива для выпускаемой техники. Знаковым событием стало поручение Правительства Республики Беларусь при обновлении автобусных парков предусматривать закупку автобусов МАЗ, работающих на компримированном природном газе. Десять таких автобусов с апреля этого года уже используются на маршрутах и показывают себя с самой лучшей стороны. Но самое главное - комплексом мероприятий предусмотрена разработка экономических стимулов для производителей и потребителей автомобильной техники с двигателями, работающими на КПГ. Поэтому дальнейшему развитию метана в Беларуси - быть.

- В прессе появлялись сообщения о серийных Lada с заводским ГБО на метане. Нет ли производства газовых легковых автомобилей в России и Беларуси или планов по их выпуску?

- АвтоВАЗ планировал выпустить легковушку, увы, о ней сейчас ничего не слышно. Безусловно, рынок нуждается в том, чтобы у нас был освоен выпуск легкового автомобиля с заводским ГБО. Сегодня в Беларуси собирают более десятка моделей. Возможно, когда-нибудь у нас появится модель с заводским ГБО. Но пока об этом ничего не известно. 

- В каких городах Беларуси наиболее популярен метан как вид моторного топлива?

- Особенно популярен сжатый газ в Бресте и Минске. В Бресте, к примеру, 25 процентов газобаллонного парка - это автомобили, осуществляющие городские и пригородные пассажирские перевозки, то есть легковые авто, маршрутные такси и автобусы. 

- Ожидать ли белорусам в ближайшее время расширения инфраструктуры со стороны вашей компании?

- Что касается расширения сети заправок компримированным природным газом, то в ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" разработаны планы расширения сети заправок КПГ, выработана стратегия действий. В ближайшей перспективе планируется строительство АГНКС в городах Молодечно, Полоцк, Слуцк, Жлобин и Минск. В Минске одновременно планируется построить сервисный центр по обслуживанию газобаллонных автомобилей. Одним из ключевых моментов, влияющих на приобретение и использование газомоторной техники, является удобство расположения АГНКС. В этих целях разрабатывается нормативный документ по проектированию АГНКС, позволяющий приблизить производителя КПГ к потребителю, сделав газомоторное топливо более доступным.

- Вы часто позиционируете метан как будущее автомобильного топлива. Когда это будущее наступит в Беларуси?

- Жидкостное топливо будет дорожать, экологические требования к транспортным средствам - возрастать. Несомненно, в ближайшем будущем остро станут экологический и энергетический вопросы. Метан как моторное топливо дешевле, экологически чище и безопаснее. Исследования в области токсичности, проведенные в разных странах, показывают, что при замене бензина сжатым газом выброс ядовитых веществ снижается: окиси углерода - в 5-10 раз; углеводорода - в 3 раза; оксида азота - в 1,5-2,5 раза. В 2008-2012 годах объем потребления природного газа как моторного топлива в мире увеличился в 3 раза, среднегодовой темп прироста составил 27 процентов. По всем прогнозам потребление метана будет увеличиваться. Электромобили? До них нам пока еще далеко. Поэтому мы прогнозируем в ближайшем будущем рост популярности сжатого газа. Несомненно, развитие рынка газомоторного топлива и его инфраструктуры в Беларуси создаст мультипликативный эффект в отраслях народного хозяйства, в сфере бизнеса и в области международного сотрудничества. Метан будет выгоден всем, поэтому в его будущем сомневаться не приходиться. 

Что писали форумчане?

Материал "Метановые "проходные": обзор машин с самыми маленькими расходами на топливо" вызвал большую активность комментаторов. Публикуем некоторые отзывы владельцев метановых автомобилей с нашего форума.

teplosila.by: "У меня в Zafira 1.6. Я не таксист, но каждый день езжу на работу в город на Opel Zafira 1.6 CNG за 30 км. Да и работа связана с сервисом газовых котлов, которые стоят в домах людей, так что и по работе постоянно на колесах. За почти 3 года пробег составил 123 тысячи километров. Обращая вместимость четырех баллонов в зависимости от сезона - 23-30 кубов. Хватает в среднем на 350 км пробега. Расход в среднем равен расходу бензина, где то в районе 7 кубов на 100 км, или 7 литров бензина. Экономия очень приличная! 
Заправок мало? Посчитайте сколько кругов надо нарезать вокруг заправки, чтоб намотать 350 км. В Минске четыре заправки на МКАД, в Борисове одна. Мне этого достаточно. Ездили в путешествие по историческим местам Беларуси - пробег 1100 км, из них только 50 км проехали на бензине, а так без проблем заправлялись. Мало заправок на Витебщине. В остальной Беларуси в принципе можно рулить без проблем. То же можно сказать и про Россию, Украину, Европу. 
По поводу "поломается - не починишь": не ломается. Хотя все чинится. За почти три года по газовому оборудованию поменял три раза катушку клапана (45$/шт.) на заднем баллоне, так как защита баллонов неплотно прилегает, попадает грязь и вода из-под колеса. Ну и в этом году сделал очередную аттестацию баллонов (один раз в 5 лет), а это еще 50$. Вот и все. 
А что до сжиженного газа, то экономия на нем копеечная. Цена выше, расход СУГ больше. Да и проблем с фильтрами, редукторами тоже немало. И как всегда на форуме у нас бывает: тот, кто не пользовался, не знает, но начинает рассказывать "страшилки". Я уже наслушался и начитался, когда три года назад надумал покупать авто на "сметане". 

Взлететь на бензине при аварии шансов больше. А СУГ, баллон с которым установлен в салоне авто или в багажнике (но по любому - внутри авто), гораздо страшнее в плане пожаро- и взрывоопасности. Поверьте мне как человеку, работающему с газом. При утечке из баллонов или магистрали (все стоит снаружи авто) метан смешается с воздухом (метан легче воздуха) и никогда не сможет достичь концентрации, достаточной для возгорания или взрыва, если машина стоит или едет на/по улице или находится в гараже с вентиляцией. 
А вот если у вас будет утечка СУГ, то он тяжелее воздуха и будет собираться у вас в салоне/багажнике на полу авто под сиденьями или на полу гаража. Одна искра - и будет такой взрыв, от которого несколько лет назад в Слуцке коттедж, в подвале которого стояла "Нива" на СУГ, подпрыгнул на 1,5 метра, опустился и развалился. Женщина погибла, что спала на первом этаже. Мужчина, что спал на втором этаже, выжил. 
Мне интересно. Так как, однажды купив авто на метане, на бензин и дизель я уже не пересяду, если только на "электричку". Но и это вопрос - что дешевле и практичнее. Когда электромобили будут иметь запас хода реальный 300 км и будут стоить адекватные деньги, тогда подумаю над этим вопросом. А пока метан рулит!"

Lifosha: "У меня Volkswagen Passat B6: роботизированная коробка как у такси "ПЯТНИЦА" на метане. Машина просто сказка: на 100.000 бел. руб. - 400-450 км пробега. За 2 года эксплуатации заменил катушки зажигания и почистил газовые форсунки, накатал 45.000 километров. До этого была метановая Zafira - машина вообще сказка, но у кузова были проблемы".

Neo777: "Как бы тут ни брызгали слюной, экономия на езде на "сметане" есть и значительная. Особенно она чувствительна для тех, кто ездит много. В семье Volkswagen Touran и Iveco - оба на метане. По ремонтам еще проще, чем с вашим дизелем: нет форсунок, нет ТНВД, нет датчиков давления, которые на "Спринтерах" часто вылетали, проблем с морозами нет, что очень важно. Вся система подачи газа завязана: катушки на баллонах - редуктор - форсунки. Самое слабое место - форсунки. Редуктор нерегулируемый, одна из самых долговечных запчастей. Катушки, если глючат, то обзваниваются любым электриком и пригодны к ремонту или замене. При этом катушки можно менять на обычные неэлектрические, чтобы не заморачиваться с электрикой, как я сделал на Iveco. Есть, конечно, свои проблемы, те же форсунки от газа вылетают чаще, но, извините, подержанные с "бензинки" стоят $20-30, а новая Bosch - 100. К тому же не надо их сразу менять, их еще можно реанимировать. Надеюсь, сколько стоят форсунки на тот же дизельный Touran и Sprinter, говорить не нужно? Каждый решит сам, что ему надо. Смысла брать метан, чтобы пятую точку возить 20 км в день, не вижу, но на дизельную машину вряд ли сяду. С такими ценами на солярку коммерческий транспорт движется в сторону метана. Если электромобили будут прогрессировать, то, конечно, за ними будущее, но пока только метан". 

Cormak: "Метановое авто покупал пять лет назад. За два года эксплуатации и 150.000 км пробега отбилась ПОЛНАЯ стоимость авто! Уточняю: не газового оборудования, а всего авто! Fiat Multipla на тот момент стоил около 6000 долларов, за 70.000 км пробега разница в цене топлива составила 4000 долларов. Но тогда разница в стоимости бензин -метан была больше, чем сейчас".

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора и ОАО "Газпром трансгаз Беларусь"
ABW.BY

16 октября 2015 в 12:04
Просмотров - 18829
ОБСУЖДЕНИЕ

Чтобы оставить комментарий, необходимо или зарегистрироваться.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Топливо

Мечта second hand. Что белорусы думают о глубоко подержанном премиуме
Мечта second hand. Что белорусы думают о глубоко подержанном премиуме 24410 просмотров 20 июля
"Гелик" за $6100 и Firebird за $5900: ищем доступные автомобили, которые могут удивлять
"Гелик" за $6100 и Firebird за $5900: ищем доступные автомобили, которые могут удивлять 21735 просмотров 24 июля
«К дизелям отношусь так же, как к «немцам», – терпеть их не могу». Мнение владельца Peugeot 306
«К дизелям отношусь так же, как к «немцам», – терпеть их не могу». Мнение владельца Peugeot 306 19838 просмотров 24 июля
Пчелы против пчеловодов: почему собрались бастовать минские таксисты и во что это выльется?
Пчелы против пчеловодов: почему собрались бастовать минские таксисты и во что это выльется? 19235 просмотров 21 июля
Самые красивые девушки фестиваля SunDay в Гродно
Самые красивые девушки фестиваля SunDay в Гродно 17707 просмотров 24 июля
Пять человек погибли и один ранен в лобовом ДТП на трассе Минск - Витебск (обновлено)
Пять человек погибли и один ранен в лобовом ДТП на трассе Минск - Витебск (обновлено) 16882 просмотров 21 июля
"Возможно, машину использовали для провоза контрабанды". Что особенного в редком гибриде?
15812 просмотров 23 июля
Обнародованы первые результаты экспертизы ДТП на трассе Минск - Витебск, в котором погибли 5 человек
Обнародованы первые результаты экспертизы ДТП на трассе Минск - Витебск, в котором погибли 5 человек 14399 просмотров 22 июля
В Беларуси стартуют продажи Chevrolet Tahoe отечественной сборки
В Беларуси стартуют продажи Chevrolet Tahoe отечественной сборки 14211 просмотров 22 июля
Погибшей под колесами МАЗа в Минске велосипедистке было 15 лет (обновлено)
Погибшей под колесами МАЗа в Минске велосипедистке было 15 лет (обновлено) 13836 просмотров 20 июля
Что ожидает желающих купить 10-летнюю Mazda3
Что ожидает желающих купить 10-летнюю Mazda3 13654 просмотров 22 июля
Невозможное возможно. Житель Жлобина отсудил деньги у дорожников
Невозможное возможно. Житель Жлобина отсудил деньги у дорожников 13411 просмотров 22 июля
Да, конечно!
Нет, я не хочу
экономить на топливе.
facebook vkontakte odnoklassniki youtube