"Это самое красивое купе в истории BMW". Как возвращали к жизни E24 из 1970-х

19178 48

Иногда автолюбители смотрят на процесс восстановления старой машины не так, как общепринято. Антон, например, этот BMW E24 взялся делать по своей философии: не как сверкающий экземпляр для выставки, а реалистично, как бы машина из 1978 года выглядела в 2019-м. Не идеально, с чем полностью согласен владелец автомобиля, зато по-своему колоритно.

В коллекции Антона еще четыре машины, но эта едва ли не самая любимая. О ней он готов рассказывать взахлеб! Все из-за эмоций и истории, связанной с этой "пожилой" BMW, крайне редкой для наших краев:

"Коробка, кардан, навесное - все просто лежало в пыли"

- Года три назад, может, четыре она еще была у моего друга. Эту машину он хотел реставрировать. 8 лет назад ее отдали знакомому мастеру, автомобиль частично разобрали. На 4-5 лет она зависла в гараже у этого знакомого, за это время он ни за что не взялся. Просто разобрал и оставил. То у него была проблема с вдохновением, то отец умер, то депрессия, то какая-то параллельная работа.

Мой друг за эти годы вырос на другой уровень, купил себе хорошую машину. Весь в работе, занят, ему не до игрушек. А я вспомнил про эту BMW, периодически интересовался ее судьбой. В один прекрасный момент я понял, что хочу ее купить и что-нибудь сделать. С другом договорился на вполне вменяемую сумму, причем он даже не смотрел что с ней, как она - просто дал контакты мастера и сказал, чтобы я забрал машину и все, что к ней прилагается.

Когда я открыл гараж, то ужаснулся: она была полуразобрана, без мотора. Коробка, кардан, крылья, навесное - все просто лежало в пыли. Я все это аккуратно погрузил в бус и за два раза вывез в гараж, на эвакуатор перевез остатки автомобиля. Потом договорился с хорошими людьми, в которых я уверен, и принял решение не заниматься реставрацией, а просто вернуть ей тот вид, в котором она была. Считаю, старая машина не должна быть вылизанной, яркой, как на выставку.

Я не хочу, чтобы она выглядела, как новая. Это экземпляр на каждый день, когда тебе хочется чего-то необычного, хочется выйти за границы обыденной жизни. В этот момент ты бросаешь все, идешь в гараж, заводишь, включаешь музыку - и поехал куда угодно.

"Ковры класть - это очень тяжело, надо творчески подойти, все вырезать"

Мне ее собрали, кое-что я сделал своими руками. Железо все ровное, но по покраске, состоянию ЛКП мельчайшие нюансы заметны, их было не убрать. Заодно установили новый мотор. Родной двигатель почему-то был снят еще за два хозяина до меня, причину никто не знает. Был установлен 2.8 на 185 "лошадей", он немножко слабее родного, буквально на 20 л.с. Хотел турбировать, потому что чугунный блок выдерживает огромную температуру, можно выжимать до 400 сил. Можно даже битурбо ставить - мотор очень крепкий! Но как-то заморочился "музыкой", внешним видом - оставил так.

Расход? Не хочу подсчитывать и нет смысла. Это не та машина, здесь подсчитывается не расход, а эмоции. Какие эмоции? Ты чувствуешь себя самим собой, она высвобождает природную силу.

Коробка здесь редчайшая Getrag. Первая на себя включается, любители знают. Редуктор стоит с блокировкой: в дрифт ее легко сорвать, мощности хватает. Но если ты не хочешь заноса, то в поворот она ввинчивается и так. Очень хорошая, острая управляемость!

Езжу на ней под настроение, редко, желательно при хорошей погоде. Зимой я на ней ни в коем случае не езжу. Она стоит в теплом гараже, где температурный режим идеален - даже тормозные диски не покрываются ржавчиной.

На ходу она очень мягкая, подвеска с высокими пружинами - по ямам плывет, раскачиваясь. Но в поворотах и на трассе она очень хорошо держит дорогу, рулевое очень острое. Баланс классный: это спортивное купе, но с элементами комфортной езды. Подвеска здесь просто в идеальном состоянии - все родное, все как надо.

Пробег определить сложно, потому что одометр не работает. Скажу, что взял ее на 50.000 километрах - пускай это число сделает кому-нибудь приятно. Тысячу-две проехал я за три-четыре года.

Я поставил на машину родные диски Borbet с огромными полками и в родной краске. Обул хорошую новую резину.

Установил дорогущую музыку: усилители - 1000 и 500 долларов, сабвуфер - 500, пара акустики - 500, вторая пара - 300. Фирмы: Hertz, Alpine, Pioneer. Магнитола в свое время была лучшей, процессорной. Все подсоединено на дорогих медных проводах. Играет просто потрясающе, но акустика еще не до конца "разыгралась", недавно была инсталлирована до конца. Потихонечку ее разрабатываю, чтобы не порвать и ничего не испортить.

Динамики уже сняты с производства, я их покупал лет 10 назад. Они были очень дорогие. Именно таких уже не производят, они большой мощности и хорошего качества, а диффузор из вспененной бумаги - сейчас его делают из пластмассы и полиуретана, более жесткий. А тут мягкий, качественный звук: голос хорошо отыгрывает, бас приятный.

Огромный сабвуфер Alpine 12R на киловатт мощности, усилитель на киловатт 200 - их тандем позволяет получить очень четкий удар баса.

Салон не доделан, потому что мы немного не закончили днище по сварке - я хотел быстрее машину забрать и начать ездить. Забрал, решил оставить на потом, чтобы сделать более качественно. Я так этого и не сделал, потому что ковры класть - это очень тяжело, надо творчески подойти, все вырезать.

Дверные карты двух видов лежат в гараже. Старые потрепаны, ими надо заниматься. Новые уже перешиты, с подиумами под динамики, все сделано аккуратно. Но когда я начал проверять акустику перед установкой, то понял, что карты сделаны некачественно для "музыки" - они просто сделаны красиво. Поэтому я принял решение их немного перешить. Пока оставил так, чтобы вернуться к переделке, когда будет вдохновение. Или уже следующему хозяину отдам. А может, эта акустика вообще никому не нужна будет, заберу ее под следующий проект.

"Это дорестайлинг, и в этом ценность машины"

Да, я подумываю о продаже. Но по дешевке BMW не отдам ни за что: даже если мне очень будут нужны деньги, эта сумма меня не спасет. 10.000 - это круглая цена, за которую не жаль расстаться с этим чудом. Такую машину не найти: именно черную, именно дорестайлинг, с кучей оригинальных деталей впридачу. Ее собрать обычному кузовщику - это тоже самое, что собрать VW Passat B5.

Я ценю ее в таком виде. Но все же хотят оригинал, выставочный экземпляр. Поэтому для продажи, наверное, диски сниму - они тоже не всем нравятся, взамен есть оригинальные и красивые. 11 тысяч - это доплата за диски и акустику.

Эта машина потрясает сознание людей, которые даже не разбираются в автомобилях. Ее дизайн - шедевр, она до сих пор считается самым красивым купе BMW в истории. Я с этим согласен. Есть более старая модель Е9, она более редкая и ценная. Но я не считаю ее более красивой, чем Е24. Этот дизайн вписывается как в современность, так и в классику.

Это дорестайлинг, и в этом ценность машины. Их очень много в рестайлинге после 1981-1982 годов, но они уже более современные, как "пятерка" Е28. Они уже не смотрятся настолько классически. Здесь же все круглое, механическое. Ручки, элементы интерьера, конструкция подвески хром - это все очень тяжело, все ценное.

Как-то раз пробовал посчитать, сколько вложил в восстановление, но не смог определить точную сумму. Примерно получилась та сумма, что я за нее хочу. Все делалось для себя, а не лишь бы как скручено и склеено. Если что-то не получалось, то она оставалась в ожидании, когда я появится вдохновение и должное отношение. Я не мог к ней придти и грязными руками ковырять и бить что-нибудь. Все делал аккуратно, с настроением и желанием.

Слушал и записывал Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY

Эту и другие редкие машины совсем скоро можно будет увидеть на фестивале SunDay-2019. Фест пройдет в Гродно 20 июля. В этом году на площадку съедутся более 400 участников из 7 стран в номинациях "Тюнинг", "Стэнс", "Ягтаймеры", "Ретро" и "Автозвук". Особенность 2019 года - вся линейка легендарных японских автомобилей 1990-х годов. Вечером зрители смогут развлечься под хиты IOWA - группа выступит на главной сцене фестиваля.

Все подробности, в том числе стоимость билетов, можно узнать на официальном сайте фестиваля.

Пожалуйста, подождите...