Из ограниченной партии. В Беларуси нашелся владелец редкого полноприводного минивэна от АвтоВАЗа

39342 77

Для большинства автолюбителей продукция Волжского автомобильного завода - это "копейки" и "Нивы", "пятерки", "семерки", "восьмерки" и т.п., на смену которым чуть позже пришли "Приоры" и "Гранты", а нынче - ХRay и Vesta. Но были у АвтоВАЗа и куда более концептуальные авто. 

Часть из них не дошла до конвейера совсем, а были и те, что разошлись по СССР ограниченными партиями в несколько тысяч экземпляров. Большинство из них, к сожалению, попросту сгнило ввиду того, что вазовская продукция никогда не отличалась стойкостью к коррозии, но некоторые экземпляры по сей день в строю.

Машина, о которой сегодня пойдет речь, сложись обстоятельства несколько иначе, вполне могла бы занять, по сути, пустующую нишу на рынке минивэнов. В 1998-2006 годах Опытно-промышленное производство ВАЗа произвело лишь около 8000 минивэнов ВАЗ-2120 "Надежда". Модель даже претерпела фейслифтинг, но до конвейера дело не дошло - ставка была сделана на длиннобазную "Ниву", производить которую было и дешевле, и проще. 

"Надежда" же так и осталась надеждой. Впрочем, некоторые из тех 8000 машин, произведенных ОПП ВАЗа, по сей день в строю. Благодаря нашему читателю одну из них удалось разыскать неподалеку от белорусской столицы, в агрогородке Колодищи.

Нынешний владелец полноприводной "Надежды" приобрел ее относительно недавно, в 2016-м. Поскольку охота и рыбалка для него не хобби, а образ жизни, "железного коня" он искал с салоном попросторнее, клиренсом повыше и, конечно же, колесной формулой 4х4. Тогда идеальным выбором за имевшиеся в наличии деньги Сергею казались полноприводные Volkswagen Transporter 2-го или 3-го поколения. Увы, осмотр десятка предлагаемых на продажу образцов оптимизма не добавил. Машины были в удручающем состоянии и служить верой и правдой следующему владельцу уже не обещали…

В итоге интерес плавно сместился в сторону длинных "Нив", среди которых и предлагались аж две "Надежды". Выбрав ту, что моложе и доступнее, Сергей отправился за покупкой в Витебскую область. За 2000 у.е. 11-летний автомобиль предлагался не в идеальном состоянии, но на ходу и без серьезных проблем. По словам прежнего владельца, машина больше использовалась на шоссе для частых поездок в Москву. 

По техпаспорту автомобиль был 2005 года выпуска, с 1,8-литровым бензиновым мотором под капотом. Двигатель этот, к слову, хотя и вазовский (заводской индекс ВАЗ-2130), но тоже эксклюзив. Трансмиссия у "Надежды" нивовская, различия лишь в карданах из-за иной межосевой базы. Ну а салон, его эргономика и вместительность и вовсе могли бы стать темой отдельного разговора.

Про АвтоВАЗ принято шутить, что место, мол, проклятое, выпускает не машины, а тазы, все там криворукие и т.п. Лично я в корне не согласен. В российских реалиях середины и конца 1990-х разработать и произвести такой интересный со всех позиций автомобиль могли только талантливые люди с руками, растущими из нужного места. Да, это не Mercedes и не Volkswagen, но вспомните те времена. Для 1998 года "Надежда" была очень даже современным автомобилем, конкурировать с которым среди подержанных иномарок с левым рулем могли единицы.

Постоянный полный привод с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала, 19 см дорожного просвета, 7-местный кузов, задние сиденья которого трансформируются в ровный пол, способный стать полноценным местом для сна. А еще грузоподъемность 600 кг и 70-литровый топливный бак. Согласитесь, впечатляющий список достоинств для тех, кто знает, какими были "жигули" в то время. Мечта путешественников, охотников и рыбаков в одном флаконе. Да, разгон до "сотни" за 20 секунд, да, расход, по заводским данным, 10-11 литров, но это был первый российский легковой полноприводный минивэн в чистом виде.

И вот передо мной экземпляр после 15 лет эксплуатации и десятка тысяч километров пробега. Точной цифры пробега нынешний владелец не знает, покупал "Надежду" с неисправным спидометром. По дороге домой выяснилось, что с втягивающим реле стартера "на горячую" не все в порядке. Однако это хотя и редкий, но ВАЗ, запасные части от "Нивы" стали в него как к себе домой. 

У нынешнего владельца автомобиль большей частью ездит не по дорогам, а вне дорог. И, по его словам, на любом типе покрытия машина держит дорогу на все 100%, даже несмотря на то что покрышки уже просятся на замену. И на льду, и в снег, и при езде по разбитым лесным дорожкам, а то и вовсе направлениям "Надежда" ни разу не подвела в дороге. За 15 лет эксплуатации менялся кардан, крестовины, обслуживался мотор, но в общем и целом машина не огорчала поломками и не разоряла дорогостоящими ремонтами.

Единственное откровенно слабое место - коррозионная стойкость кузова, особенно его дверей. Следы ржавчины на них не увидеть просто невозможно. Найти новые двери тоже практически невозможно. Также есть вопросы с заказом некоторых деталей: в электронных каталогах современных продавцов такая машина отсутствует. Спасают форумы и общение с владельцами аналогичных машин.

В планах Сергея - установка новой резины с протектором "злее" и профилем выше, а также борьба с коррозией. Остальное - мелочи. Текущий шланг одной из печек несложно привести в порядок, Check на панели напоминает, что катализатору, вероятнее всего, пришел конец. Но главное - машина едет, едет везде.

Реальный расход топлива - 13 л 92-го бензина на 100 км. Масложором классический мотор не страдает, и, несмотря на немалый пробег, порох в пороховницах у него остался. Альтернативы "Надежде", даже с учетом падения цен на машины с пробегом, Сергей спустя 2 года эксплуатации не видит. Разве что длиннобазная Lada 4х4. С кузовщиной на нее явно попроще, а "болячки" и большинство эксплуатационных характеристик те же.

В трансмиссии "Надежды", как и у всех "Нив", не все идеально, особенно в части "раздатки". Она здесь от ВАЗ-21214 и, судя по издаваемым ею звукам, очень скоро может потребовать ремонта или вовсе замены. КПП в "Надежде" 5-ступенчатая от вазовской "классики" и проблем не доставляет. Часть приводов уже заменена. 

Но если по технической части машина мало чем отличается от длиннобазных "Нив", то в вопросах эргономики, вместительности и универсальности 15-летняя "Надежда" способна утереть нос даже современным ВАЗам, и по большому счету жаль, что такой машины в продуктовой линейке АвтоВАЗа сегодня нет.

Еще какие-то 10 лет - и от 8000 машин, выпущенных в 1998-2006 гг., останутся считаные экземпляры, принадлежащие коллекционерам или реставраторам редких авто. Коррозия с течением времени сделает свое черное дело, и еще одна уникальная модель ВАЗа уйдет в небытие. Кузовщину на "Надежду" уже сегодня днем с огнем не найдешь. Остается лишь радоваться тому, что пока этого не произошло. Благодаря нашему читателю и Сергею, решившемуся на приобретение столь необычного и редкого автомобиля, у нас появилась возможность узнать, какими были надежды АвтоВАЗа в конце 1990-х - начале 2000-х. И пусть полноприводный минивэн не стал массовым, свой след в истории АвтоВАЗа он все же оставил.

Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое