"Гибриды и "бюджетники" даже не рассматривал". Во сколько обошелся пригон из США небитого Nissan Leaf

24204 104

Пока одни автовладельцы живут сегодняшним днем, другие пытаются заглянуть в завтра и вместо популярных нынче "бюджетников", преимущественно российской сборки, везут в Беларусь из Европы и США диковинные в наших широтах гибриды и электрокары. Герой сегодняшнего повествования как раз из тех, кого не смутило отсутствие в РБ инфраструктуры для зарядки машин на электротяге, и когда встал вопрос о покупке следующего авто, он купил не Polo и не Logan, а Nissan Leaf.

На мой вопрос, почему выбор пал именно на электрокар, а не на гибрид, почему машинам на электротяге от Renault, Tesla, Ford, Hyundai и Mitsubishi он предпочел именно Nissan, покупатель Leaf 2013 года ответил, что подобный выбор вовсе не случаен, ему предшествовал длительный процесс выбора электрокара:

- Гибриды не рассматривались в первую очередь из-за сложности конструкции, сочетающей в себе и традиционный ДВС, и электроустановку. Аргументом против Tesla стала ее стоимость, остальные проиграли либо в силу габаритов, как Mitsubishi i-Miev, либо в силу своей малой распространенности. Приобретение автомобиля в США тоже было результатом осознанного выбора, ведь в Европе подобные машины дороже. 

Поначалу я даже готов был рассмотреть вариант приобретения электрокара в РБ, но после осмотра нескольких пришел к выводу, что на продажу в большинстве случаев предлагаются машины, купленные когда-то аварийными и восстановленные уже у нас. Так, шаг за шагом, я пришел к покупке целого Nissan Leaf на одном из американских аукционов. Далее последовал знакомый многим алгоритм приобретения автомобиля на аукционе с тем лишь отличием, что за помощью в поиске и подборе автомобиля я обратился к человеку, специализирующемуся именно на целых электрокарах. Зовут его Вячеслав, работает он как ИП, белорусам нашел и помог приобрести не один и не два электромобиля.

Leaf на аукционах в США вроде бы вовсе не редкость, в месяц на продажу выставляется около 60-70 авто, а дальше начинаются нюансы. Помимо возраста и пробега, которые по определению чем меньше, тем лучше, внимание стоит уделять тому, в какой комплектации предлагается автомобиль, какое количество заряда он демонстрирует при полной зарядке АКБ...

Всего делений 12, и очень желательно, чтобы все они были задействованы. Мощность батареи Leaf 2013-2014 годов - 24 киловатта. По заводским данным, этого должно хватить на 199 километров. Но это теория, особенно в случае с подержанным авто. Так, от Вячеслава я узнал, что при интенсивном использовании порта быстрой зарядки емкость АКБ за 2-3 года эксплуатации может снизиться на 11-12 процентов. Если считать примитивно, это уже 21 киловатт. А минус 3 киловатта - это где-то минус 24 километра пробега. Если же машина больше заряжалась на медленной зарядке, то потери куда меньше.

Комплектация электромобиля не менее важна. У трехлетних Leaf их три: S, SV и SL. S - самая бедная, у нее лишь один порт для медленной зарядки, у SV портов может быть уже два, но нет солнечной батареи на крышке багажника, подпитывающей бортовую электросеть автомобиля. В SL есть все: и два порта зарядки, и кожаный салон, и "музыка" Bose, и упомянутая солнечная батарея.

Поначалу мы сосредоточились на поисках версии SV 2014 года. Машину искали ближе к порту. Лучше больше заплатить за автомобиль, чем за его доставку. В итоге потратили немало времени, проиграв три аукциона. Машину при этом нужно было приобрести до сентября нынешнего года, пока действуют нулевые пошлины на электрокары. 

В итоге был приобретен автомобиль 2013 года в версии SL с пробегом 29.000 миль и заполненными 12 делениями при полной зарядке. Стоимость авто с доставкой до Минска составила 12.000 долларов, из которых 1600 у.е. пришлось на транспортные расходы. Поиск, подбор и консультации по выбору электрокара обошлись в эквиваленте 500 у.е. К этому стоит добавить НДС в размере 20 процентов, который "компенсировал" отсутствие растаможки, утильсбор 742 белорусских рубля, расходы по таможенному оформлению и хранению автомобиля на СВХ. Таким образом, совокупные затраты на приобретение электрокара Nissan Leaf 2013 года в максимальной комплектации и с пробегом 29.000 миль составили без малого 15.000 долларов в эквиваленте. Что за эти деньги можно приобрести у нас, вы знаете сами.

Машина доехала без повреждений и спустя месяц после отправки из США выехала из контейнера своим ходом. Щиток приборов демонстрировал наличие заряда на 11 миль пробега. Три часа у розетки в Колядичах прибавили к этой цифре еще 5 миль. Затем машина отправилась к месту прописки, в Могилев, на буксирном тросе. В этом режиме Leaf способен накапливать заряд, благодаря чему часть пути длиной 200 километров машина проехала самостоятельно.

Первые дни городской эксплуатации, для которой собственно и приобретался автомобиль, прошли в довольно спокойном режиме. В день машина проезжала и проезжает 60-80 километров.

Из плюсов могу назвать полную бесшумность, потрясающую динамику, простоту и легкость в управлении, а также комфорт. Минусы, как вы уже, наверное, сами догадались, - проблемы с зарядкой электрокаров в РБ и полная неготовность разного ранга чиновников к решению данной проблемы. И это тема для отдельного разговора, который наверняка будет интересен многим, кто живет не вчерашним, а завтрашним днем.

Сотовый телефон когда-то тоже казался чем-то из ряда вон выходящим, а сегодня они везде и всюду. Так будет и с электромобилями. В той же Европе электрокары уже имеют целый ряд преференций, в 2025 году дизельным авто планируют и вовсе запретить въезд в Париж, Мадрид и Афины. В конце концов, в РБ достроят АЭС, энергию которой куда-то нужно будет девать...

Будь в нашей стране инфраструктура по зарядке электромобилей и разумные тарифы на электроэнергию, скажем, в ночные часы, количество покупателей электрокаров при сохранении нулевых пошлин могло бы вырасти в десятки раз. Большинство частников проезжает в день те самые 150-170 километров, которые электрокар способен преодолеть на одной зарядке. Подобный пробег без проблем способен обеспечить даже подержанный электрокар типа Leaf. Дело за малым - требуются розетки. И не в 2018-2020 годах, а уже сегодня.

Юрий ЛИХУТА
Фото владельца автомобиля и из открытых источников
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...