Проект "Не в тренде". Последний автомобиль родом из СССР "Ока"

17788
{$news.name}

Сегодня ностальгируют все: и те, кто жил в СССР, и те, кто родился после его распада. Автомобиль как видимая часть этих процессов, как своеобразный индикатор состояния общества является важным признаком времени. Но есть советские машины, появление и распространение которых пришлось большей частью на 90-е годы прошлого века. О них не слагают легенды, не слышно по ним и ностальгического плача. Рубрику продолжает никогда не бывший в тренде автомобиль "Ока". 

"Для младшего школьного возраста"

Чтобы понять причины появления этого автомобиля, необходимо напомнить читателям, какая ситуация была в позднем Советском Союзе с автомобилями в целом. Машина в СССР всегда была дефицитом, причем любая. В колхозах не хватало "газонов" и "зилков", на автобазах - самосвалов, в автобусных парках - автобусов, а личный автотранспорт был поначалу настоящей роскошью. В 1960-х собственный автомобиль значил как сейчас собственный самолет. 

В 1970-х с появлением "жигулей" ситуация существенно меняется. Сказывается восстановленная после войны экономика, обнаружение огромного количества сибирской нефти, как следствие - постройка автозавода в Тольятти, призванного выпускать невиданные по тем временам 600 тысяч автомобилей в год (для сравнения: АЗЛК в лучшие годы не производил и 300 тысяч машин).

Отныне автомобиль - главное мерило успеха. ЖСК, палас, дубленка, "жигули", гараж, Штирлиц, "Пшеничная" под винтом - приблизительно в таком континууме развиваются советские представления о благополучии. Покупка машины в СССР связана с фантастическими трудностями: накопить денег, не вылететь из очереди на предприятии, а после покупки думать, где держать, как ремонтировать, как спасти от коррозии и угона. Но желание хорошо жить побеждает страхи, страна постепенно пересаживается на автомобиль. 

До середины 1980-х автозаводы в СССР годами выпускали одни и те же машины. Мелкие изменения и даже крупные "фейслифтинги" не затрагивали главного - концепции, компоновки, двигателей. В общем и целом ВАЗ-2107 отличался от ВАЗ-21011 приблизительно так же, как "Москвич-2140" от "Москвича-412": обертка у конфеты красивее, а начинка та же. 

Наконец, на смену "мастодонтам" приходят автомобили нового поколения. К 1984 году на Запорожском автозаводе уже готова к выпуску "Таврия", на АЗЛК - "Москвич" серии С с автоматической КП, но "пионером переднего привода" становится ВАЗ-2108. С "зубила" все и началось: новые материалы, новые формы кузова, к тому же "восьмерка" подтягивалась к западным стандартам экономичности с расходом 6 л/100 км. 

Итак, какую "автомобильную иерархию" мы имеем по состоянию на вторую половину 1980-х? Если подниматься снизу вверх и не считать автомобилями райсобесовские "инвалидки", то первым был ЗАЗ-968М "Запорожец". 

Самый дешевый и неудобный советский автомобиль - две двери, крохотный багажник и мотор воздушного охлаждения. К тому же, по сути, это тот же 966-й, но с "разогнанным" до 40 л.с. мотором. В природе существовал и "покемон" 968М с двухкамерным карбюратором "Озон" - тот выдавал все 50 л.с., но чаще всего встречались "сороковки". В 1989 году завод "Коммунар" выпустил "Таврию", но престижной машина не стала, оставшись "восьмеркой" для бедных".

Ступенькой выше располагалась "москвичевская" классика: модели 408, 412, 2138, 2140. Это уже "полноценный" автомобиль с нормальной печкой, багажником и весьма приличным двигателем на 69-75 л.с. в зависимости от модификации. К середине 1980-х эти авто перестали быть престижными, спрос падал, во многих городах СССР они "трудились" в милиции и такси. 

С небольшим отрывом от "москвичей" идут гуськом заднеприводные ВАЗы: от "копейки" до "семерки", последняя из которых самая престижная и "богато" отделанная. За выступающую хромированную решетку радиатора ВАЗ-2107 заслужил прозвище "хочу быть "Мерседесом". До конца 1990-х вазовская классика представлялась наиболее беспроблемным по советским меркам автомобилем. По эксплуатационным трудностям и потребительским качествам "жигули" мало чем отличались от "москвича", но считались более престижными (почти FIAT же!), да и сборка с покраской у них была лучше. 

От дедушек и бабушек читатели наверняка слышали, что автомобилем мечты в СССР была "Волга". В 1960-1970-х это была самая большая, самая дорогая из всех и самая долговечная машина, по крайней мере так считалось. Однако в 1980-х ситуация меняется: оставшийся конструктивно в 60-х ГАЗ-24 и появившийся в 1981 году ГАЗ-3102 понемногу теряли ореол мечты, уступая более современным и модным машинам.

Очень близко к лидеру "хит-парада" идет "Москвич-2141". По задумке создателей машина должна была занять нишу между "Ладой" и "Волгой", быть респектабельным семейным автомобилем. Однако по ряду причин престижность "сорок первого" сошла на нет довольно быстро. Подробнее о непростой судьбе этой машины мы расскажем в одной из следующих статей.

Верх престижа в конце 1980-х, потребительский разврат по-советски - ВАЗ-2109. Этот автомобиль - единственное детище перестройки, оставившее след в душах людей. И в некотором смысле даже ставшее культовым.

Приблизительно такой была "автомобильная карта" СССР перед его распадом. В "табели о рангах" не указаны некоторые "второстепенные" авто вроде ЛуАЗа, "Нивы" или "Иж-Комби", но это уже "вариации на тему". Иномарки тоже были, но в ничтожно малом количестве - часть автопарка ГАИ Москвы и Ленинграда, дипломатический транспорт и единичные авто, купленные состоятельными "выездными".

Под самый занавес автопром Советского Союза выпустил машину, которая прошла почти незамеченной. Микролитражные автомобили в СССР были представлены единственной моделью - ЗАЗ-965, выпуск которого прекратился в 1969 году. С тех пор автомобильная иерархия начиналась с "ушастого" "запорожца", который никак нельзя назвать компакт-каром с его весом в тонну и расходом топлива под 10 л в городском цикле. 

Двадцать лет "великая страна", "космическая держава", которую "все боялись", не могла позволить себе выпускать микролитражный автомобиль, и в 1987 году впервые появился ВАЗ-1111 "Ока". Налаживание серийного производства шло два года, массовый выпуск машины начался лишь к концу 1989-го. 

Визитная карточка автомобиля ВАЗ-1113 "Ока"

  • Год выпуска 1996
  • Тип кузова трехдверный хэтчбек
  • Привод передний
  • Двигатель ВАЗ-1113, двухцилиндровый бензиновый, объем 0,75 л, мощность 33 л.с.
  • Длина/ширина/высота, мм: 3200/1420/1400

Как "Ока"? "Ока" как "Ока"...

Найденный нами автомобиль, с одной стороны, не является редкостью, поскольку более или менее знаком каждому. С другой - в 1990-х качество сборки отечественных авто было невыносимо низким: "жигули" 1970-1980-х ездят и перепродаются до сих пор, чего нельзя сказать о машинах, выпущенных в 1990-2000-х. 

Однако настоящей удачей, как мы позже поняли, было встретить редкий подвид автолюбителя-"оковода". Молодой человек по имени Александр подробно рассказал нам о своем автомобиле. 

- Саша, как к тебе попала эта машина? 

- Я ее просто купил. В 2013 году за 700 долларов. 

- 700 долларов? Это приличные деньги для такой машины, не так ли? 

- Деньги приличные, но "Ока" никогда особо дешево не стоила, поскольку ценится за низкий расход топлива. Ну и потому что она "прикольная". В этом смысле она ценится даже больше, чем обычные "жигули", которые в среднем где-то на треть дешевле. 

- Почему ты решил купить "Оку"? Были ли у тебя до нее машины?

- Первой моей машиной была Volvo 480, потом я работал в такси на KIA, затем ездил на Volvo 440. "Оку" решил купить, потому что хотелось что-то такое... милое и неагрессивное. Купил у какого-то парня из разряда "машина дедушки". Сколько реально у нее было хозяев, не знаю, при покупке смотрел только на состояние, а оно было так себе. Я ее покрасил, она была в "жуках", но сквозных дыр было совсем немного. 

- Трудно ли найти запчасти на "Оку"? 

- Почти все есть в наличии в магазинах, причем в ближайших. Не нужно ехать не то что на "разборки", а даже на авторынок. По отдельным позициям бывают небольшие затруднения из разряда "привезем завтра".

- Меня удивило, что относительно неплохо сохранилась машина 1996 года выпуска.

- Принято считать, что у "Оки" слабый к коррозии кузов. В моем случае этот довод не подтверждается. Есть в машине пара дыр "в труднодоступных местах", но в основном металл "родной". Из этого я сделал вывод, что качество металла именно у сеазовской "Оки" высокое. Про камазовские слышал, что они похуже.

- Маленькие машины вообще и "Оку" в частности называют "капсулами смерти". Тебе не боязно ездить на ней при современных скоростях?

- Тут все относительно. Да, "Ока" действительно небезопасная машина, но она намного безопаснее, скажем, мотоцикла, хотя многие люди ездят на мотоциклах. То есть я согласен, что нюансы с безопасностью есть, но главное - водить аккуратно. И потом даже на самой суперсовременной и супербезопасной машине с самым дисциплинированным водителем всегда есть шанс поймать кого-то со "встречки" или попасть в другую нештатную ситуацию. 

- А что с расходом топлива? Соответствует ли он паспортным данным? Я знаю, что у "москвича", "запорожца" все очень относительно в этом смысле - зависит от вида карбюратора, от настроек...

- По паспорту "Ока" должна укладываться в 4,5 литра на "сотню" при скорости 90. У меня так и выходило, но при крейсерской 80. И это притом что мотор уже подношенный, а зажигание и карбюратор я после покупки не перебирал, не заменял и не настраивал. То есть расходом топлива я очень доволен. Знатоки-"оководы" говорят, можно довести расход до 3,5...

Варианты двигателей на "Оку": 0,65 л/29 л.с. - "половинка" вазовского 1.3; 0,75 л/33 л.с. - "половинка" вазовского 1.5; 1 л/53 л.с. - китайский TJ376QEI, ставился в 2007-2008 гг. на СеАЗе (индекс модели СеАЗ-11116). 

Подкапотное пространство "Оки" обильно измазано пушечным салом. По мнению Саши, это лучший автоконсервант. Перед водителем под капотом должно лежать запасное колесо, как в "Ниве", но Саша возит его в багажнике.

- С колесами была забавная история. Возвращались мы как-то с другом из Десногорска, что в Смоленской области, где-то 300 километров в одну сторону. Ехали на очень изношенной резине, у меня тогда денег не хватило после покупки сразу ее поменять. И километров за 250 до Минска лопнуло колесо, а "запаски" не было. Мы начали обзванивать ближайшие магазины в поисках R12, продавцы постоянно переспрашивали: "Может, R13? R12 не бывает!" В общем, в Беларуси "оковскую" резину выпускает только "Белшина", ее можно там же купить, но на заправках R12 не бывает...

- У нас на "Оке" ездят мало, а вот в тех краях, куда мы отправились, "Ока", как выяснилось, весьма распространенная машина наряду с "Ладой". Когда въехали в Россию, смотрю - едет "Ока". Я ей сразу фарами сигналю: привет, круто, у тебя тоже "Ока"! И на третьей "Оке" я понял, что что-то не так.

 

- А чем кончилась история с "запаской"?

- После безрезультатных попыток найти резину нужного размера в магазинах мы пошли в ближайшую деревню - вдруг у кого-то есть колесо для "Оки"? Дело было, напоминаю, вблизи России, недалеко от границы. Сначала меня отправили на свалку, я там ничего мельче R13 не нашел. Потом оказалось, что у какого-то деда в деревне "Ока", он мне из курятника вынес лысое, но целое "оковское" колесо. Мы автостопом доехали от машины до шиномонтажа, поставили его на диск, стопом же доехали обратно и отправились домой.

Приборная панель "Оки" заставляет вспомнить "копейку" - спидометр почти такой же.

В общей сложности "Ока" выпускалась на трех заводах: в 1989-1994 гг. - на ВАЗе, далее параллельно на СеАЗе и КамАЗе. Микролитражки из Набережных Челнов назывались "Кама". Почему на нашем экземпляре логотип ВАЗа, хотя машина из Серпухова? Наверное, как всегда, в голодные 1990-е машины комплектовались тем, что есть, а заводам было не до всяких там мелочей вроде эмблем.

"Ока" - первый и единственный советский автомобиль без привычных ручек открывания двери. Нажимаем на кнопку, а дверь поддеваем за кромку. 

Заднее стекло "Оки" оснащено электрообогревом, щеткой стеклоочистителя и даже омывателем. Жиклер омывателя запитан к дополнительному бачку, расположенному в багажном отделении.

Как всегда с отечественной техникой, вроде бы всем хорош автомобиль, но какой-то недочет все же будет. Под недочетом "Оки" я подразумеваю, во-первых, трехточечный крепеж колеса - не дай бог, один из болтов ослабнет; во-вторых, уже упоминавшийся размер шин R12 - в широкой продаже их нет, к тому же в наших дорожных условиях со снежными переметами и зимними колеями хотелось бы иметь шины на размер больше.

Рубеж 1980-1990-х - пора больших надежд на лучшую жизнь. По данным автомобильной прессы тех лет, "Ока" получилась вполне приемлемой машиной по тогдашним меркам. При средней стоимости $3000 (по данным 1992-1998 гг.) автомобиль имел определенные шансы на успех, однако не стал ни массовым, ни молодежным. "Ока" продержалась в производстве до 2008 года. В 2013-м руководство АвтоВАЗа заявило, что хочет возродить автомобиль. Суждено ли этим планам осуществиться, есть ли в них смысл? Поживем - увидим.

Федор ТРОФИМОВИЧ
Фото Павла ОРЛОВСКОГО и из свободных источников
Видео с YouTube
ABW.BY

 

Пожалуйста, подождите...