"Гелики" подешевели: может, взять?

68484
{$news.name}

"Продал свою "бэушку" и подыскиваю хороший, крепкий и надежный внедорожник. Не сказать, что я большой любитель "оффроуда", но просто люблю "железные" автомобили. Так вот, в процессе поиска обнаружил, что в связи с падением рубля в России стали очень приемлемыми цены на "гелики", причем можно найти экземпляры довольно свежих лет выпуска. Эта машина мне очень нравится, но друзья в один голос отговаривают: мол, это совсем не то, что ты себе представляешь. Вот я и хочу поинтересоваться: имеет ли смысл сейчас покупать "гелик" в России? Что с ним не так, если везде пишут, что, мол, "легенда", но покупать все отговаривают? И еще один вопрос: почему машины одного года выпуска могут выглядеть совершенно по-разному?"

Gelandewagen… Как много в этом слове для сердца русского слилось! 

Ну а если серьезно, то приобретение Mercedes-Benz G-класса - это скорее результат долгого и кропотливого выбора, серьезного тест-драйва, а также четкого осознания, зачем и с какой целью нужно данное авто, но никак не спонтанная покупка. Ибо "легендарности" и харизматичности в нем, конечно, хоть отбавляй, равно как выносливости и проходимости, однако именно по этим же причинам существует огромное количество "но", о которых следует знать при покупке. 

Начнем с того, что "гелик", как в народе называют Mercedes-Benz Gelandewagen, имеет весьма широкий круг почитателей. Его с одинаковой вероятностью можно встретить в самых необычных апмлуа, начиная от "папамобиля" (на фото) для Папы Римского и бронированных длиннобазных экземпляров в президентских кортежах и заканчивая обычными "бандитомобилями", 80% которых независимо от года выпуска и мощности двигателя нынче переделаны в различные Brabus, AMG и тому подобное. С одной лишь целью - поднять авторитет владельца в глазах окружающих. 

В общем, G-класс - машина действительно легендарная и харизматичная, но из этого вытекают как плюсы, так и минусы. Плюс - это прежде всего ликвидность. Цены даже на самую древнюю "бэушку", особенно если это машина в хорошем состоянии, сопоставимы со стоимостью новых малолитражек. И повлиять на эту ситуацию не может практически ничто: спрос на "гелики" есть всегда, и только "рублепад" позволил хоть немного снизить цены. Однако поскольку подешевел G-класс только в России, это вряд ли можно назвать поводом для радости. 

Дело в том, что ввиду невероятной популярности G-класса у лиц определенных "профессий" найти машину без криминального прошлого та еще задача. Точнее, не так: вероятность купить "чистый" Gelandewagen в хорошем состоянии и по привлекательной цене практически равна нулю. Потому что если машина хороша, и год свежий, и цена манит - значит, либо "двойник", либо номера перебиты, либо какие-то проблемы с документами. А если нет криминала - значит, есть вопросы по технике. В общем, хороший "гелик" никто дешево не продает, поэтому можете смело перелистывать первые страницы на российских сайтах бесплатных объявлений…

Вторая серьезная проблема "гелика" заключается в том, что он… слишком вынослив! Это вполне серьезно: без какой-либо дополнительной подготовки G-класс можно смело отправлять хоть на "Дакар", и если пилот не будет безумствовать, очень высоки шансы финишировать. В его конструкции, эволюционировавшей из 1970-х, нет заведомо слабых мест, ходовая часть, рама, подвески - все способно выдерживать очень серьезные нагрузки.

Ну а раз машина может все, то, по мнению большинства российских владельцев, ездить на ней можно везде и бесконечно долго. Именно поэтому большинство экземпляров "на ходу, вложений не требует" на самом деле представляют собой серьезный инвестиционный проект, дабы и вам довелось вкусить той самой легендарной надежности и выносливости. И вот тут проявляется третья проблема: любая запчасть для G-класса, произведенная на его родине, стоит очень дорого, причем это касается любой мелочи. Нужно заметить, что такая стоимость вполне оправдана, ведь именно благодаря качественным комплектующим "гелик" так вынослив, однако кто же будет вкладывать в 20-летний автомобиль 5-6 тысяч долларов ежегодно? Правильно, только фанаты и ценители модели, а они свою "игрушку" дешево не отдадут. Вот и получается, что в большинстве случаев покупка G-класса - это просто "переход хода" от одного желающего быть крутым "на халяву" к другому… Исключения весьма редки.

Впрочем, мы не учли еще одного важного фактора - "гелик" "гелику" рознь, причем большая. И даже автомобили одного года выпуска могут серьезно отличаться друг от друга и по "начинке", и по оснащению, и по ходовым качествам. Поскольку вы не указали, каких примерно лет выпуска выбираете автомобиль, то спешим сообщить, что на самом деле Gelandewagen выпускался в трех основных модификациях. 

Первое поколение - кузов W460 - с 1979 до 1990 года. С точки зрения военных, нефтяников, экстремалов и джиперов, это самый правильный "гелик", поскольку в данном поколении не было "лишнего" оснащения, все было сделано максимально функционально. Рессорная задняя подвеска, очень прочная рама, зависимые мосты спереди и сзади, классический привод part-time плюс принудительные блокировки переднего и заднего дифференциалов - те, кто успел купить такие "гелики" с армейского хранения с небольшим пробегом, могут быть уверены: этой машины хватит до конца жизни! Выпускался W460 с трех- и пятидверным кузовом, в том числе и в виде кабриолета, оснащался бензиновыми и дизельными моторами, на выбор предлагались механические и автоматические коробки передач. 

Однако ни тогда, ни сейчас многим потребителям нарочитый аскетизм 460-го не пришелся по вкусу, поэтому в 1990 году появилось второе поколение - W463. Сохранив тот же кузов и основные конструктивные особенности, новая модель тем не менее во всем стремилась угодить тем, кто хотел больше комфорта. Подвески всех колес остались зависимыми, но рессоры уступили место пружинам. Привод стал постоянным полным (плюс блокировки всех дифференциалов), салон - комфортнее, оснащение - лучше, моторы - мощнее. Собственно говоря, 463-й и поныне идет той же дорогой - несмотря на то что обозначение кузова осталось прежним, модели 1990 года и, скажем, 2002-го отличаются очень сильно. По сути, автомобиль модернизировался каждый год, и эта традиция продолжается до сих пор.

Именно отдельные модификации 463-й серии и превратили "гелик" в самый харизматичный, легендарный и желанный внедорожник российских чиновников, бандитов, олигархов, политиков, а с недавних пор еще и физруков. Потому что если 460-й был создан для "офф-роуда", то 463-й постепенно все больше от него отдаляется. Началось все с легендарной серии 500GE: оснащенный 8-цилиндровым бензиновым двигателем, окрашенный в эксклюзивный цвет и "упакованный по полной программе", к тому же еще и выпущенный в количестве всего 500 экземпляров, этот "гелик" мгновенно возглавил рейтинг самых статусных авто на территории бывшего СССР. 

Успех "пятисотого" подсказал маркетологам, что логика в том, что касается продвижения и развития G-класса, отсутствует напрочь, важно было лишь делать его мощнее, быстрее и дороже. Именно поэтому с 1998 модельного года G500 - уже серийная модель. А два года спустя компанию ему составляют G 400 CDI и 354-сильный восьмицилидровый G 55 AMG. В 2004-м новая версия этой модификации, имея прежнее название, развивает уже 476 л.с.! Затем, следуя все той же концепции, появляется 544-сильный G 63 AMG, следом за ним - G 65 AMG с 612-сильным мотором… Ну а апогеем маркетингового гения мерседесовских специалистов стал недавно появившийся 6-колесный G-класс…

Впрочем, вряд ли вас интересовала именно эта модификация… Поэтому спешим сообщить, что специально для тех, кому нужно "быть", а не "казаться", с 1991 года Mercedes-Benz параллельно выпускает еще и серию W461 - грубо говоря, упрощенную модификацию 463-го. 

Основные отличия W461 от 463-й серии внешне заключаются в "декоре": узкие стальные бамперы без противотуманных фар, металлическая решетка радиатора, резиновые "очки" фар измененной формы, узкие металлические водостоки на рамке лобового стекла, зеркала грузового типа без указателей поворотов, измененный щиток приборов, отсутствие деревянных вставок в "торпедо", тоннель между передними креслами, механические стеклоподъемники, отсутствие люка в крыше, резиновые молдинги на дверях и крыльях… Также существенные отличия имеются и по ходовой части: в определенные годы выпуска W461 имел привод part-time, плюс на него не устанавливаются мощные двигатели, доступные для W463. И это действительно можно считать плюсом, потому что для 461-го доступен и менее капризный 2,9-литровый турбодизель…

Лучше - старше?

Говоря о разнообразных модификация G-класса, хочется упомянуть об одной закономерности: чем старше "гелик", тем он, как правило, надежнее. Причем это касается не только силовых агрегатов, но и автомобиля в целом. Дело в том, что по мере "обрастания" электроникой, особенно это касается автомобилей моложе 2000 года выпуска, мелких и не очень проблем становилось все больше: многочисленные датчики, сервоприводы, соленоиды и т.д. требовали к себе регулярного внимания, чем, конечно же, сильно раздражали владельцев, заплативших очень приличные деньги за "вечный и неубиваемый G-класс".

Именно по этой причине идеальным вариантом "для себя" являются либо снятые с консервации и имеющие минимальные пробеги автомобили серии W460 (но это, конечно, на любителя), либо экземпляры серии W463, выпущенные в 1989-2000 годах. Да, выглядят они не столь агрессивно, как более современные "типа Brabus" и "типа AMG", однако этот вопрос легко решается, поскольку кузов-то, по сути, у всех одинаковый, поэтому купить и установить пакет престижного "обвеса" можно на автомобиль любого года выпуска. И оснащение, конечно же, тоже будет попроще, однако за счет отсутствия многих опций эти "гелики" из 1990-х в итоге и оказываются куда надежнее своих более молодых собратьев.

Что касается силовых агрегатов, то как раз в 1990-х уже можно было застать достаточно совершенные, но еще не сильно капризные и бензиновые, и дизельные моторы. Среди бензиновых, конечно же, оптимальным вариантом в плане мощности и надежности является почти 300-сильная "восьмерка" серии М113, однако если динамика не так важна, как расход топлива, то имеет смысл обратить внимание на модификацию G320. Причем несмотря на то, что до 1997 года эта версия имела под капотом рядный мотор серии М104, а после - V-образную "шестерку" серии М112, по надежности они примерно равны.

Что касается дизелей, то идеальным вариантом с точки зрения надежности являются старые моторы - к примеру, трехлитровый ОМ603, устанавливавшийся до 1994 года, и его форсированная 3,5-литровая модификация. Правда, по нынешним меркам форсирована она была слабо - всего 136 л.с., что для более чем двухтонного "гелика", сами понимаете, немного... Однако с точки зрения ремонтопригодности и ресурса это наилучшие варианты. Нужно больше мощности? Тогда идем по нарастающей - неплохим (уже не столь "всеядным"), но более динамичным вариантом является трехлитровый OM606, устанавливавшийся с 1996 года, - здесь уже 177 л.с.! Правда, если уж мощность действительно важнее, то в гамме был еще и 4-литровый 250-сильный турбодизель V8, однако он устанавливался только с 2000 года и уже имел систему непосредственного впрыска топлива Common Rail. Так что если надежность - ключевое слово, то искать нужно старый, но ухоженный "гелик" из 1990-х. Либо как вариант - более свежий экземпляр серии W461, но поскольку он выглядит и оснащен гораздо проще 463-х, большинству такой автомобиль мало интересен...

Так что, как видите, ответить на ваш вопрос, не имея вводных данных о выбираемой вами модификации, не представляется возможным - "геликов" много, все они разные, у каждой версии свои особенности и свои покупатели.

Но одно можно сказать точно: на проверки и экспертизы денег жалеть не стоит!

Павел КОЗЛОВСКИЙ
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом

Пожалуйста, подождите...