С любовью к технике: минчанка и ..."Москвич-412"!

33200 34
С любовью к технике: минчанка и ...
Когда на планерке Юрию Гладчуку предложили в очередной раз сделать репортаж с автомобильного рынка в Ждановичах, тот, отнекиваясь и отбрыкиваясь, стоял на своем: «Нет сил на эти ведра с болтами смотреть, давайте лучше про «живые» машины писать!». И в подтверждение своей теории подготовил материал о чемпионке авторалли «Сезон» 2012 года Светлане Курейчик и ее "Москвиче-412".

Давно вы видели автомобиль 1990 года в отличном состоянии? А «Москвич»? А с женщиной за рулем? Вот и я был очень удивлен. Еще больше изумился, когда с ней пообщался - для фотографа Светланы все по плечу: и дочь воспитать, и на советской технике в авторалли побеждать… Даже, страшно сказать, не чужды ей гаечные ключи и «болгарка»! Ну как с таким уникальным человеком не встретиться?

- Привет! Вот он, мой красавец, – встречает меня улыбчивая владелица, раскладывая раллийные наклейки на багажнике. – Полстраны с ним объездили...

- Ого! А эта машина на каждый день?

- Да, только зимой у меня в гараже отдыхает.

Давно я не видел такого «ровного» ИЖа: краска блестит, ржавчины нигде нет. Все восстановлено на совесть, Светлана дала этому 23-летнему старичку вторую жизнь.

- Шесть лет назад мой папа завещал машину мне. Даже умирая, волновался за нее и просил сберечь. "Москвич" теперь для меня как память о нем. Да, любил он очень «Москвичи»… Первым у него был 408-й, затем этот 412-й. Вот я с детства ими тоже прониклась.

Внутри все чисто, аккуратно, никаких потертостей нет. И все работает!

- И салон оригинальный? – удивляюсь я, заглянув в машину.

- Да, все родное, кроме передней панели, она от более раннего
«Москвича».

- А двигатель, двигатель родной?

- Да.

- И не «капиталился»?

- Нет. Машина на самом деле не так много и поездила. Это я ее последние шесть лет гоняю. О пробеге сложно сказать – он у меня недавно «перекрутился», на одометре ведь только пятизначное число. Двигатель масло не ест, постоянно проверяю.

Бензиновый полуторалитровый двигатель по паспорту выдает 75 лошадок, в целях снижения выбросов СО и повышения приемистости установлен карбюратор Solex – единственная не родная деталь под капотом. Расход по трассе с новым карбюратором на скорости 80 км/ч составляет 6,7 л/100 км 92-го бензина. Машина регулярно проходит технический осмотр.

Когда Светлана начала свой путь с "Москвичем", решила найти единомышленников. Ими оказались ребята из минского культурно-исторического автоклуба "Москвич-ретро".

- Это было зимой 2007 года, приехала я к ним на "Москвиче" и с тех пор в клубе. Клуб имеет давнюю историю, в нем состоят очень интересные и творческие люди. У нас ценится взаимовыручка, взаимопомощь, постоянно делимся запчастями и техническими знаниями. Выезжаем в город на открытие и закрытие сезона колонной. Представь, колонна разноцветных «Москвичей»! Многие водители нам сигналят.

Светлана пока что единственная представительница слабого пола в этом клубе. Ребята ее искренне ценят.

- На 8 марта в этом году они сделали мне приятный подарок в виде комплекта уплотнителей. Мы как раз собирали "Москвич" - очень ценный подарок.

- Да, нашим читателям будет интересно узнать об истории восстановления машины.

- Все началось с того, что в прошлом году я решила отверстие от ржавчины в пороге заварить. Загнала машину в гараж к другу Паше (ник Klobzik), начали смотреть – тут не так, там не то. Как раз нашлись некоторые кузовные запчасти - и началось! Изначально имелись новые задние крылья, переднее левое я купила в магазине. Двери мы искали очень долго, поэтому переднюю правую взяли от 408-го "Москвича" и переделывали ручку, а заднюю правую - от 2140-го, с ней тоже пришлось повозиться. Вообще, запчасти на такие машины сами не находятся, их нужно долго искать.

- Я участвовала в восстановлении на подсобных работах, научилась «болгаркой» зачищать ржавчину, краску снимать и шпатлевать. Правда, после этого руки были такие… Руки-то женские. Помогали ребята из клуба: Дима (Mack), Женя (Zmenya), Вова (Abarigen) и Миша (Maikl412). С ноября и до июля работали по вечерам. Сделали, как в иномарке: эпоксидный грунт, поверх - порозаполнительный, некоторые места обрабатывали «пескоструем». Использовали очень качественную краску цвета «Лотос». Все делали сами, только красить отдавали профессионалу. В июле выгнали машину из гаража, и тут же ее «перекупы» за 1000 долларов захотели купить. Ага, разбежались! Всего на восстановление ушло $800.

- Советские машины надежностью не отличаются. Сложно сегодня обслуживать «Москвич»?

- Обслуживанием занимается мой знакомый мастер Александр из СТО на ул. Куприянова. Часто одноклубники помогают, что-то по мелочи могу и сама сделать. Да, ремонтировать его частенько приходится, вот сейчас пришла пора сцепление поменять. Главное, что друзья есть, они всегда помогут.

- Часто приходится на тросе кататься?

- О, нет, в этом плане 412-й не подводит, всегда довезет тебя до дома. Только в первый год два раза не повезло: один раз сцепление полетело, второй раз аккумулятор разрядился. Когда со сцеплением встала на дороге, очень растерялась, едва не плакала. Проезжал мимо парень на эвакуаторе и помог. А сейчас я опытный водитель, так не растеряюсь. 

Энергии Светлане не занимать, проехали они вместе с "Москвичем" по дорогам Беларуси не одну тысячу километров.

- Я люблю дорогу, интересные места нашей страны и новые знакомства. Составляю маршрут, беру близких и – в путь. В этом месяце мы дважды побывали на Браславских озерах. Кстати, в путешествиях "Москвич" ни разу не подводил, только один раз заклинило заднюю колодку, но местный тракторист помог. Интересная у машины началась со мной жизнь! Все отчеты выкладываю в Интернет .

А потом появились авторалли «Сезон», и клуб любителей "Москвичей" вместе с любителями "Запорожцев" решили тоже принимать в нем участие.

- Маршруты часто прокладывают и через леса, и через грунтовые дорожки, и вне дорог. И днем, и ночью. В последний раз был ночной этап, перед ним нужно было выучить все повороты маршрута. Ночью, когда был дан старт, начался сильный ливень. Было сложно: темень, грязь, глина, крутые подъемы, один парень даже вылетел с дороги. Зато какой это был драйв! Ведь спешишь, хочешь победить! Наш экипаж спасли передние противотуманки, которые, кстати, подарил мне мастер, обслуживающий эту машину.

В прошлом году экипаж Светланы Курейчик и штурмана Алексея Гарбоцевича занял два первых места в летнем и осеннем этапах ралли "Сезон".

Под звуки ZZ Top мы отправились на съемки: "Москвич" буквально пошел на взлет, он оказался на удивление прытким. 75-сильного мотора вполне хватает, а подкинув обороты, можно даже и «позажигать».  Не зря бытует легенда, что двигатель "Москвича" был скопирован с BMW.

- Обычно я делаю так: резко стартую со светофора и ухожу вперед. Когда меня догоняют соседи по потоку, их удивлению нет предела. Еще бы! Старенький резвый "Москвич" и женщина за рулем! Сигналят, улыбаются. Вождение этой машины мне доставляет огромное удовольствие, за шесть лет изучила все ее нюансы.

Что лично мне понравилось в "Москвиче"? Плавность хода, мягкие и удобные сиденья, простор на передних сиденьях.  Ходам подвесок и клиренсу могут позавидовать даже некоторые современные кроссоверы. Штатные передние тормоза дисковые – замедляется машина тоже без проблем.

 Однако это не просто машина, не просто набор характеристик и груда металла, это семейная реликвия.

- Часто у меня норовят этот "Москвич" купить. Но для меня это частичка моей души, частичка моего отца. Когда случались опасные ситуации на дороге, казалось, что отец брал руль и уводил от опасности.

Ценит эту машину и младшее поколение. Дочь Светланы Настя со своим другом с радостью приняли участие в нашей фотосессии.

- Когда родилась Настя, нас забирали из роддома на этом "Москвиче". Поэтому его можно назвать ее "крестным автомобилем", - делится самым сокровенным Светлана. - Она помнит и любит дедушку, помнит, как с детства он возил ее на дачу. Много со мной путешествует и не пропускает возможности прокатиться в ралли. Она любит то время, любит ретро, хоть родилась совершенно в другое время…

Вот такая удивительная история машины и человека. Моторы, как известно, всегда отвечают взаимностью тому, кто их любит. Поэтому жив «Москвич», он еще долго будет радовать Светлану и ее близких. В планах у автолюбительницы участие в осеннем этапе ралли «Сезон». Пожелаем ей удачи на дорогах и новых побед!

P.S.
На момент публикации материала в социальных сетях мне пришло краткое сообщение от Светланы прямо из гаража: «Сцепление сделали. Женька привез маховик, так как мой оказался срезан. Вот так одноклубники помогают друг другу!»

Юрий ГЛАДЧУК,
фото Светланы КУРЕЙЧИК (www.kzi-kzeo.wix.com/kziz)
ABW.BY


Если у Вас есть интересный автомобиль, мы с удовольствием сделаем вас героем нашей статьи. Информацию высылайте на grind_day@tut.by
Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое