Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Ничего, кроме "головняка", мы для себя не видим". Импортеры об обязательной маркировке шин

43733 17

Фото использованы в качестве иллюстрации

43733 17
Андрей Ахрем

Фото использованы в качестве иллюстрации

С 1 декабря 2021 года в Беларуси введена обязательная маркировка шин, или, говоря сухим языком законодателей, товарной категории "Шины и покрышки". Что это такое и зачем нужно, как относятся к нововведению импортеры и повлияет ли оно на цены? Во всех этих вопросах разбирался Автобизнес.

Что такое маркировка и зачем она нужна?

Если вкратце, то маркировка – это нанесение на товары специальных средств идентификации с уникальными кодами, а также регистрация и учет этих товаров в специальной системе. Зайдите на свою кухню, возьмите пачку кофе или чая – и вы увидите на ней контрольный знак. 

Из товаров, необходимых всем автомобилистам, ранее маркировка была обязательной для антифризов, моторных масел и средств для очистки стекол. С 1 декабря к ним добавились шины, которые в соседней России начали маркировать годом ранее, с 1 ноября 2020 года.

Как это работает и зачем нужно? Если совсем просто, то производитель или импортер маркирует свой товар, внося данные о нем в систему, которая в Беларуси называется "Электронный знак". И все дальнейшие передвижения этого товара также фиксируются в системе. 

Таким способом всегда можно отследить полный путь товара от момента производства или импорта до реализации его конечному потребителю. И сам потребитель с помощью мобильного приложения может узнать некоторую полезную информацию о товаре.  

Вот, например, информация о молоке:

А вот о подсолнечном масле:

Что-то похожее можно будет узнать и о шинах.

Но, разумеется, маркировка вводится не только для того, чтобы покупатель мог получить информацию о товаре и был уверен в его происхождении и законности ввоза в страну. В первую очередь это способ избавиться от "серых" поставок, контрафакта, защитить добросовестных участников рынка и увеличить налоговые сборы. Ведь если кто-то торгует нелегально, то и налоги он не платит, а если создать условия, в которых он торговать не сможет, то покупатель приобретет товар у легального продавца.

Надо ли это игрокам шинного рынка?

В теории забота о добросовестных продавцах и крупных импортерах должна их радовать. Но практика наверняка доставит массу неудобств, во всяком случае поначалу, ведь необходимо зарегистрироваться в системе "Электронный знак", оператором которой является РУП "Белбланквыдат", приобрести специальные принтеры для этикеток, сканеры штрихкодов и т.д., а также нанять новых сотрудников, которые всем этим будут заниматься.

В одной крупной компании, импортирующей шины, куда мы обратились за комментарием, согласились рассказать свое видение ситуации на условиях анонимности. Сотрудники фирмы не видят в маркировке никаких плюсов и говорят о том, что процедура наверняка скажется на цене продукта для конечного потребителя:

"Все, что черное, круглое и на чем кто-то как-то ездит, за исключением велошин, с 1 декабря подлежит маркировке. Включая то, что уже ввезено и лежит на складах. Единственный вопрос, на который не смогут ответить те, кто это придумал, – зачем? 

Есть такие товары, как молоко, сигареты, алкоголь, моторное масло, которые довольно легко подделать. Чтобы подделать шину, нужно построить точно такой же завод, как и производящий оригинальную. Поэтому поддельных шин в мире нет. За многие годы работы на этом рынке сталкиваться с таким не приходилось. 

Маркировка изначально пришла к нам из России, где действительно довольно много "черных дыр": Приморье, Калининградская область, Питер и т.д., через которые на рынок попадали "серые" шины. Там это в какой-то мере сработало. В Беларуси "серых" шин в промышленных объемах нет уже лет 10-15. До 2014 года, пока не было ограничений на ввоз двух комплектов резины в течение двух лет, около 700 тысяч шин ежегодно ввозилось якобы для личного пользования и продавалось на рынках. После закрытия этой лазейки какой-то объем люди так или иначе привозят, но это 3-5 процентов рынка. Это было, есть и будет независимо от наличия или отсутствия маркировки. Физлицу все равно доставят шины из России, Польши и откуда угодно.

Еще один нюанс. В России система работает так: каждая шина получает свою марку, потом она идет по цепочке от импортера или производителя через оптовые звенья и на последнем этапе, в розничном магазине, при продаже конечному потребителю марку выводят из оборота, это фиксируется. В Беларуси механизма вывода марки нет. Мы ее получаем и вводим в оборот. Если шина продается другому юрлицу, который ее перепродает, то с нас марка списывается и "повисает" на нем. Но если мы реализуем шины в розницу, марки остаются "висеть" на нас. Они будут копиться, а дальше нам придется их как-то списывать, но пока непонятно как. 

Если бы эту систему реализовали с работающим механизмом вывода марки последним продавцом, то она вернула бы в "белый" оборот рыночников и им подобным. Но в том формате, в котором она запущена сейчас, ничего, кроме "головняка", мы для себя не видим.

Вместе с маркировкой ввели еще и прослеживаемость. Параллельно тому, что мы должны промаркировать шины, нам еще надо в электронные накладные внести данные о том, какие коды мы продаем клиентам. То же самое необходимо сделать и им. 

И при этом в конце каждого месяца наша бухгалтерия должна сдать статистику, кому, куда и сколько мы продали! Снова встает вопрос – зачем? Что они будут отслеживать трижды?

К этому моменту на все, что связано с процессом маркировки, мы уже потратили около 35-40 тысяч долларов. Это не считая затрат на проклейку кодов на остатки и т.п. Нам понадобилось купить около 30 терминалов сборов данных, а также заплатить около 50-60 тысяч рублей за разработку и модернизацию программного обеспечения. И это пока не все расходы. А дальше еще и придется платить за обслуживание всего этого. 

Сегодня вопросами маркировки у нас занимаются четыре человека: получением кодов, организацией процесса и т.д. Потом марки надо физически проклеить, а что-то приклеить на шины, чтобы оно не отвалилось, – нетривиальная задача. 

Маркировка значительно усложнила процесс разгрузки. Раньше на одну машину уходило от полутора до трех часов. Теперь, когда нужно отсканировать каждую шину, это займет около пяти часов. 

Все эти телодвижения, безусловно, скажутся на конечной цене шин. Но для себя мы пока не можем окончательно просчитать на сколько. В России, где маркировка существует уже год, ее введение повлекло рост цен на 1,5-2 процента. Вроде бы немного, но… Зачем?"

Наш вердикт

Система маркировки сама по себе не выглядит бесполезной. В определенных товарных категориях и на определенных рынках она действительно позволяет уменьшить количество контрафакта и "серых" поставок. Но в обязательной маркировке шин белорусские импортеры видят только проблемы и лишние издержки, не находя для себя никаких плюсов. А издержки традиционно придется оплатить конечному потребителю, для которого польза от маркировки шин также сомнительна. Разве что, покупая комплект резины на рынке, можно будет узнать, каким импортером он был ввезен в Беларусь.

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
17 комментариев
6

Все это наруку только серым и черным дилерам, которых законность не волнует. Им это выполнять не нужно. Трудности возникают только у тех кто старается оставаться в правовом поле и не нарушать закон. Маркировки в первую очередь бьют по законопослушным поставщикам. Да и нашему потребителю в основной массе своей чхать на эту маркировку. Если можно будет купить со скидкой и без марки, то конечно лучше эти пару рубликов себе в карман. Не своевременная эта затея с маркировкой. Не готовы мы морально еще к оплате этой блажи с маркировковкой. А по другому эту затею не назовешь.

6

Все это наруку только серым и черным дилерам, которых законность не волнует. Им это выполнять не нужно. Трудности возникают только у тех кто старается оставаться в правовом поле и не нарушать закон. Маркировки в первую очередь бьют по законопослушным поставщикам. Да и нашему потребителю в основной массе своей чхать на эту маркировку. Если можно будет купить со скидкой и без марки, то конечно лучше эти пару рубликов себе в карман. Не своевременная эта затея с маркировкой. Не готовы мы морально еще к оплате этой блажи с маркировковкой. А по другому эту затею не назовешь.

10

Милиция. Вот вам работа. Сажайте судите этих идиотов кто вредительством занимается.

2

Деньги "из воздуха" оч. прибыльно для государства.

2

Ничего нового. Всё как всегда. Сразу вводят всякую ересь, а потом думают, что с этим делать.

0

Все эти телодвижения, безусловно, скажутся на конечной цене шин.
или как в анекдоте-продай Бентли,продал???да.Кому???

33

Всё правильно!Платить налоги нужно,я не против,как потребитель доплатить лишние 50 рублей за комплект новых премиальных колёс,это не слишком много.Зато я буду уверен,что купил настоящее качество.

0

Читать, хоть, научись- чтобы сделать подделку надо завод. В Беларуси только белшина....

0

Сам то понял что написал, у меня за последние 20 лет проблемы были только с Белшиной, а премиальный сегмент и без маркировки и лишних 50 рубле свое выхаживал.

2

это новая кормушка для чиновников и фсё

0

Скорее для расейских таможенников. Не хотят эти ребята видеть конкурентов среди других таежных стран в потоке контрабанды.

0

"Наш вердикт" - Господи , ребята вы же вроде адекватные , какая маркировка , какие 'выводы' , вопрос по теме только один - куда ушли все бабки в модернизацию Белшины , почему на основе потраченных средств и закупленного оборудования люди не обеспечены хорошей и качественной резиной хотя бы 'ходового' сегмента от 14" до 17" + С для бусов соответствующей размерности ??? Смешно просто читать эту ересь

3

Единственный вопрос, на который не смогут ответить те, кто это придумал, – зачем?
Так это у товарища путина спросить надо. Кривая правда таежного союза.

0

Новая сертификация, маркировка... Опять оплатит покупатель.
А на рынке будет одно овно. Кто отстегнул, тот и сертифицирован. Сертифицирован не= безопасен. Просто есть сертификат на овно в составе. А других товаров просто нет.
Уже прошли это со шмотками. Остались вайкики, колинзы, калинки и гипперы с нонеймом.

0

А кто вообще у народа спросил на кой перец ему эти маркировки, может чиновников поувольнять, сократить непомерную нагрузку на бюджет, да и халявщиков с бесплатным жильём и льготами поприжать...

1

Где вы были в августе 2020?!!

0

Маркировки придуманы московитами,что бы оставить только одно контрабандное окно в таежный союз-через московию.

3

А я рад введению этой системы. Вопрос с контрафактом решили на гос уровне. За последние лет 10 это действительно полезная штука.

  • Войти или создать профиль