Цифры, впечатления и стереотипы. О чем стоит помнить, выбирая зимние шины

16242 44

Фото из архива редакции и Автосети

16242 44

Фото из архива редакции и Автосети

Чем в эти осенние дни занимаются автомобилисты? Кто-то предусмотрительный и осторожный уже едет на шиномонтаж, а кто-то срочно ищет зимние шины. Для начинающих автовладельцев это занятие превращается в целую миссию, ведь приходится разбираться с размерностью, определяться с типом шин, выбирать марку и модель. Попробуем им помочь!

Точно по размеру

Начинать выбор шин многие специалисты рекомендуют с определения требуемой размерности. Только после этого станет понятно, какие марки и модели вообще доступны для приобретения. Размерность шины указана на ее боковине. Например, надпись 195/65 R15 означает, что ширина шины 195 мм, высота – 65% от ширины (в данном случае это 126,75 мм), 15 – посадочный диаметр шины, исчисляемый в дюймах. А R – это вовсе не радиус, а обозначение радиального типа шины.

Это основные параметры размерности, которые следует учитывать при подборе шин. Есть и другие индексы, указывающие на прочие характеристики. Например, сочетание цифр и букв. Скажем, 94V означает максимальную нагрузку 670 килограммов на одно колесо и максимальную скорость 240 километров в час. Но обычно первый параметр важен для коммерческой техники, а второй – для заряженных автомобилей.

Как раз с последними могут быть проблемы: если для массовых моделей и наиболее ходовых размеров обычно предложен широкий выбор вариантов, то для более редких он уже заметно ограничен, а для экзотических его вообще может не быть. Например, попробуйте найти с ходу зимние шины 195/45 R15 – даже крупные продавцы в лучшем случае предложат лишь пару вариантов, а то и вовсе посоветуют перейти на близкую размерность.

Это еще и вопрос стоимости: наиболее распространенные варианты обычно стоят дешевле, в то время как низкопрофильные модели оказываются дороже. Для примера приведем цены из одного источника на шины одной и той же модели с посадочным диаметром 15 дюймов, но разных размеров:

Размерность

Цена, руб.

195/65 R15

94

195/60 R15

111

195/55 R15

135

185/65 R15

103

185/60 R15

110

185/55 R15

133

175/65 R15

104

Так что для некоторых владельцев причиной перехода на альтернативную размерность вполне может стать финансовый вопрос. Но кто-то захочет на зиму поставить шины с более высоким профилем (чтобы увеличить дорожный просвет), а кто-то вспомнит, что на снегу предпочтительны более узкие шины (хотя для асфальта они как раз должны быть пошире).

В поисках альтернативы

Хорошо, если автопроизводитель допускает альтернативные размерности. А если нет? И, что хуже, по какой-то причине купить штатный размер не представляется возможным? Самое очевидное решение – выбрать близкий по параметрам вариант. Но чем чревато отступление от штатного размера? И почему вообще нужно его придерживаться?

В процессе создания и испытания модели колеса "вписываются" в общую конструкцию автомобиля. Так что если вы заменяете оригинальные колесные диски и шины другими, с заметно отличающимися параметрами, будьте готовы к тем или иным сюрпризам.

Скажем, колеса с большей шириной и диаметром могут контактировать с элементами ходовой части и кузова (иногда это проявляется только в движении, когда при боковых кренах или продольных клевках шины цепляют за арки или брызговики). На больших колесах дорожный просвет увеличивается, но одновременно с этим становится выше и центр масс. Могут измениться управляемость, курсовая устойчивость, ухудшиться экономичность. И конечно, изменяя внешний диаметр колеса, вы влияете на точность показаний спидометра. Если альтернативный размер больше штатного, скорость прибором будет занижаться, если меньше – завышаться. Это же касается и показаний одометра. Для наглядности воспользуемся калькулятором одного из крупных продавцов шин.

Чтобы исключить или свести к минимуму все негативные последствия, параметры устанавливаемых шин должны быть как можно ближе к оригинальным значениям. Наиболее наглядно разницу покажут специальные калькуляторы, такие есть на сайтах продавцов шин. Можно узнать, как изменится высота профиля, дорожный просвет, насколько начнет "врать" спидометр и т.д.

Подбирая подходящий альтернативный вариант, помним, что высота профиля задается в процентах от ширины. А раз так, то на внешний диаметр шины можно влиять и через этот параметр. Скажем, если не удается найти размерность 195/55, заменителем может стать 186/60, все параметры, кроме ширины, будут достаточно близкими.

То же и с переходом на другой посадочный диаметр. Допустим, базовая размерность все та же 195/55 R15. Альтернативой может стать 195/60 R14 или 185/65 R14 – внешний диаметр будет практически один в один.

К слову, с шириной стоит "играться" осторожно, особенно в плюс, ведь в последнем случае, опять же, есть риск не "вписаться" в колесную нишу. Также напомним о том, что ширина шины должна соответствовать ширине диска – таблицы легко находятся в Интернете.

Так что в идеале следует использовать предписанные автопроизводителем размерности. Если это по тем или иным причинам не получается, стремимся к тому, чтобы оставаться максимально близко к заводским параметрам по ширине и высоте. Здесь в помощь шинный калькулятор и собственное чувство меры.

Шипы, "скандинавки" или "еврозима"?

Шины продукт сложный – конечный баланс качеств все равно имеет крен либо в сторону снежно-ледовых покрытий, либо асфальта, либо в пользу сцепных качеств, либо в пользу акустического комфорта и так далее. Вот и приходится выбирать между шипованными и фрикционными шинами, причем последние еще следует делить на "европейские", создаваемые с акцентом на асфальт и борьбу с аквапланированием, и "скандинавские липучки", больше заточенные под снежно-ледовые покрытия. 

У каждого из вариантов не только свои преимущества и недостатки, но и свои сторонники/противники. Кроме того, каждый тип преследуют никак не отмирающие стереотипы. Хотя пора бы уже забыть о том, что на асфальте шипованные шины беспомощны, да еще быстро теряют "когти", а "еврозима" беспомощна на снегу – все это давно не так, по крайней мере, если говорим о моделях из высшего эшелона.

Хотя, конечно, принципиально предназначение этих типов резины не меняется: на льду лучше всего работают шипованные шины, на асфальте – "еврозима", а "скандинавские" модели хороши в первую очередь на заснеженных дорогах.

Проблема в том, что в последние годы зимы у нас скорее "европейские", последняя так вообще без снега обошлась. И это также оказывает влияние на конечный выбор. Шипованные шины на белорусском рынке и до того не играли ведущую роль, теперь и подавно. Более того, под вопросом для некоторых уже и целесообразность покупки "скандинавских" шин.

Собственно, выбор в пользу того или иного типа зависит от двух факторов. Первый – это преобладающие условия эксплуатации. Жителям крупных городов, где дороги быстро чистят или поливают реагентами, действительно со снегом и льдом сталкиваться приходится нечасто, тем более если в "дни жестянщика" они предусмотрительно предпочитают обходиться без машины. В этом случае "еврозима", отлично работающая на холодном асфальте, противостоящая аквапланированию, вполне неплохо справляющаяся со снегом, будет оправданным выбором. Но только при условии, что водитель понимает: на укатанном снегу и на льду возможности таких шин ограничены.

На периферии, где дороги чистят меньше, в снежную зиму лучше сработают "скандинавские" шины. Они хорошо справляются со снегом, но на асфальте их возможности скромнее. А если приходится часто ездить по загородным трассам и иметь дело с ледяной колеей, тут без вариантов стоит предпочесть шипованные шины.

Но есть же и второе условие! Это отношение самого владельца к рискам. Те, кто полагает, что уверенное передвижение в один-единственный "ледяной" день в году оправдывает все издержки, традиционно отдают предпочтение шипованным шинам, прощая им худшую "экономичность" и сниженный акустический комфорт. Те же, кто посчитал, что 90% осенне-зимнего сезона ездит по асфальту, а остальные 10% – аккуратно по снегу, считают разумным выбор "еврозимы". Остальные в качестве золотой середины выбирают шины скандинавского типа. То есть выбор в пользу того или иного типа шин – это в определенной степени вопрос веры. А она, как известно, не обсуждается.

Без шиповки не пойдет! 

Стоит ли связываться с шинами, где шипы предусмотрены, но не установлены или удалены (если говорим о б/у покрышках)? С этим вопросом мы в свое время разбирались, так что повторим основные тезисы.

У "липучек" более мягкий состав резины и множество мелких ламелей в рисунке протектора, что и позволяет им обеспечивать сцепление со снегом и льдом. Шипованные шины разрабатываются с учетом того, что часть работы выполняют шипы, к тому же их необходимо надежно удерживать, дабы не растерять, поэтому блоки протектора, предназначенные для установки шипов, могут быть выполнены из более жесткого состава резиновой смеси, а также имеют меньшее число ламелей. Для работы на асфальте это даже плюс, а на льду – минус, но на нем дополнительное сцепление обеспечивают шипы, и этот момент не так важен. Убираете шипы – меняете качества шины. Скорее всего, на скользких покрытиях она будет работать хуже, чем чисто фрикционные модели, особенно если они "скандинавского" типа.

О чем расскажут шинные тесты

Разобравшись с размерностью, поняв для себя приоритеты и определившись с бюджетом, вы готовы рассматривать те или иные варианты. Как определить лучшие для себя? Расспрашивать знакомых или изучать отзывы покупателей, конечно, можно. Но шины – это как раз тот случай, когда экспертная оценка гораздо важнее частного опыта.

Поездив пару сезонов на тех или иных шинах, мы в той или иной мере делаем для себя вывод, насколько они хороши. Проблема в том, что наши оценки субъективны, к тому же нет сравнительного анализа – мы ведь не знаем, как вели бы себя в тех или иных условиях шины других производителей. Вот и мнение других водителей такое же субъективное и ограниченное по части сравнения.

То ли дело профессиональные шинные тесты! Во-первых, они проводятся с инструментальными замерами: с использованием точной аппаратуры, на специально подготовленных трассах, причем на разных покрытиях и в разных режимах. Во-вторых, они проходят строго по разработанной методике и с привлечением специалистов. Наконец, в-третьих, в таких тестах сравниваются конкурирующие на рынке модели шин от разных производителей. То есть это целый комплекс испытаний с результатами и итоговыми оценками, что позволяет не только определить лучших и худших, но также увидеть качества каждой шины в каждой отдельной дисциплине.

Но если все так и нет оснований доверять объективности, почему у разных изданий в разные годы результаты тестов тоже разные? То есть группы лидеров и аутсайдеров примерно сохраняются, но почти всегда есть изменения по части распределения мест в этих группах?

Причин несколько. Например, следует понимать, что технологии не стоят на месте, а на вектор развития моделей влияют не только экономические, но и "политические" факторы, например такие, как дружественность шины к экологии. В общем, разные поколения одной модели могут кардинально отличаться по своим качествам. К тому же сами производители, особенно те, что выступают в роли "догоняющих", вынуждены предпринимать усилия, чтобы подтянуть свои модели к уровню прямых конкурентов.

Не будем забывать и о том, что у разных организаторов свои приоритеты в вопросе оценки качеств шин. Скажем, европейские издания (немецкие, британские) в основном тестируют фрикционные "европейские" шины и основное внимание уделяют их поведению на асфальте и на залитой водой дороге, а также "экономичности". Российские журналисты больше сфокусированы именно на поведении шин на снежном и ледяном покрытии, как правило, они отдельно тестируют шипованные шины, отдельно – фрикционные, причем во второй категории в лидерах неизменно оказываются именно модели "скандинавского" типа.

В любом случае победителями таких тестов, как правило, становятся представители премиум-сегмента, основным недостатком которых оказывается лишь высокая стоимость. Но даже они (не говоря про остальные модели) в каких-то испытаниях показывают себя лучше, в каких-то – хуже. 

Поэтому помимо итогового места и общего вердикта стоит изучить результаты по тем дисциплинам, которые для вас представляют наибольшую важность. Допустим, это разгон и торможение на льду, работа на трассе управляемости, стойкость к аквапланированию. Или, наоборот, работа на асфальте. Именно результаты по видам испытаний позволят получить представление о том, какие именно модели стоит рассматривать к покупке в первую очередь.

Выбираем и покупаем. Зимние шины в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/217281_1_350.jpg?v=1603182529
Пожалуйста, подождите...