Одна ошибка на семь тысяч шин. Как "Белшина" борется со старыми стереотипами

27877 1

В конце октября мы рассказали и показали нашим читателям, как производятся шины на заводе Nokian Tyres во Всеволожске. И, как это часто бывает, первый же комментарий имел весьма опосредованное отношение к теме: мол, "Белшина отдыхает". "Отдыхает" ли "Белшина", или белорусский производитель на самом деле настолько обновил оборудование, что в сегменте легковых шин может конкурировать с именитыми брендами? Какой процент брака считается допустимым и как часто работник производства может ошибиться, но не быть при этом наказанным? И когда наконец-то удастся справиться с нехваткой шин в пиковое время спроса?  Обо всем этом - в репортаже ABW.BY.

- Считали, сколько машин на нашей парковке обуто в "Белшину"?

- Нет, а что?

- Просто журналисты обычно это любят...

- Да ведь и так понятно, что почти весь Бобруйск ездит на ваших шинах, что тут считать.

Представители PR-службы с ходу демонстрируют, что прекрасно осведомлены о том, какая информация интересует журналистов в первую очередь и какой имидж формируется у продукции "Белшины" в СМИ:

- Мы отслеживаем едва ли не каждую публикацию, в которой упоминается "Белшина". И видим, что за последние 2-3 года отношение к нашим шинам поменялось в лучшую сторону, но по-прежнему, особенно в интернете, полно негативной информации, достоверность которой определить почти невозможно, а имиджу она вредит. Мы не оправдываемся, просто по каждому конкретному случаю стараемся разобраться в ситуации.  

Перед тем, как посмотреть непосредственно на производство, отправляемся на встречу с "белыми воротничками" ОАО "Белшина" - главным технологом Игорем Ткачевым (И.Т.) и начальником управления по испытаниям шин и техническому сопровождению продукции Александром Кормазом (А.К.). Сегодня они будут отвечать на неудобные, с моей точки зрения, вопросы. Но, как оказалось впоследствии, вопросы эти для них вполне обыденные.

- Некоторые представители шинных компаний не то что жалуются, но в частных разговорах нередко высказывают мысль о том, что поставки на конвейер - это прежде всего имиджевая составляющая, заработать на этом сложно, автопроизводители якобы выкручивают руки, жестко наказывают за малейшее несоблюдение сроков поставки, постоянно требуют снижения цен. Что вы думаете об этом?

И.Т.: Да, это дополнительные обязательства, потому что конвейер предъявляет более жесткие требования. Многое зависит от автопроизводителя и того модельного ряда, который ты перекрываешь, здесь все очень по-разному, но заработать на этом можно. На том же российском рынке мы боремся за свое место под солнцем. Да, там есть "Кама", ряд зарубежных производителей имеет свои заводы, но, к примеру, именно "Белшина" признана лучшим поставщиком для таких моделей, как Lada Granta и Kalina, у нас наименьшее количество брака. Вот-вот наши шины появятся на Lada Vesta.

"Белшина" осуществляет поставку продукции на сборочные конвейеры МАЗа, МТЗ, БЕЛАЗа, Гомсельмаша, Амкодора, КАМАЗа, Группы ГАЗ, альянса "АВТОВАЗ-Renault-Nissan", Ростсельмаша, СЗАО "БелДжи". И отказываться от этого мы не собираемся: в 2017 году поставки на конвейер выросли почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Вот и делайте выводы.

Справка ABW.BY

ОАО "Белшина" объединяет три шинных завода: крупногабаритных шин (ЗКГШ), массовых шин (ЗМШ), сверхкрупногабаритных шин (ЗСКГШ) - и механический завод, обеспечивающий основное производство оборудованием и оснасткой. На сегодняшний день на предприятии освоено более 350 моделей шин. Для производства шин используется более 200 основных и вспомогательных материалов, при этом основное сырье приобретается в России. Главный экспортный рынок сбыта продукции - Российская Федерация.

Рынок первичной комплектации (поставка на конвейер автопроизводителей) является для  предприятия приоритетным. Альянсу "АВТОВАЗ-Renault-Nissan" в 2018 году "Белшина" планирует поставить порядка 600 тыс. шин. В СЗАО "БелДжи" предприятие поставляет шины под новым брендом AstartA SUV (типоразмеры 225/65 R17, 225/60 R18) для комплектации автомобиля Geely NL-3. В следующем году запланирована поставка шин этого же бренда типоразмера 215/60 R17 для комплектации Geely NL-4.

В топ-3 входят типоразмеры 175/65 R14, 195/65 R15, 185/65 R15.

 

- Иногда в прессе появляются материалы о том, что где-то кто-то не может купить в сезон продукцию "Белшины". Эту проблему в принципе возможно решить?

- Поверьте, с такими ситуациями сталкивается любой шинник. И нужно понимать причины этого. Если такие сообщения не анонимные и потребители четко указывают, что в определенной точке продаж нет определенных популярных типоразмеров, почти всегда удается решить проблему оперативно. Но если мы говорим о моделях, спрос на которые невысок, то такие ситуации полностью исключить просто невозможно. Представьте, что значит перенастроить огромное производство для того, чтобы довыпустить дополнительно 100 шин определенного типоразмера.

- Думаю, не совру, если скажу, что в сознании многих белорусских автомобилистов создание новых моделей "Белшины" сводится к некому копированию других шин. Могли бы вы чуть подробнее рассказать о том, как разрабатываются новые шины?

- Все начинается с маркетинговой службы, которая определяет рыночный потенциал определенного типоразмера, принимается решение о его включении в план проектирования и разработки.

Идет разработка конструкции самой шины, подбираются рецептуры, оценивается математическая модель шины. Если все хорошо, выпускается первый образец. Он нигде не испытывается, а сразу разрезается - конструкция исследуется на соответствие математической модели. После такой оценки определяются испытания, через которые нужно "прогнать" опытный образец. В основном это стендовые испытания: наша лаборатория позволяет проверять шины под любой нагрузкой и скоростью, на выносливость, на прочность борта и прочее. После стендовых испытаний проводим оценку результатов. Если все хорошо, начинается этап приемочных испытаний, который включает и полевые упражнения.

Для этого есть парк автомобилей, специальное оборудование и штат водителей-испытателей. Они сравнивают наши шины с шинами других производителей, исследуют тормозные характеристики на сухих и мокрых покрытиях, оценивают управляемость, шумность и так далее.

- То есть все как у всех?

- А по-другому и нельзя.

- ABW.BY - одно из немногих белорусских изданий, которое проводит шинные тесты, почти всегда в них участвует продукция "Белшины". Не раз звучала информация о том, что вы задумываетесь о создании собственного испытательного полигона. Планы не поменялись?

- Нет, не поменялись, но речь шла не о столько о полигоне для испытания шин, сколько о создании центра испытаний в сотрудничестве с НАН Беларуси, в том числе сертификационных, для абсолютно разных автокомпонентов. "Белшина" со своей стороны провела все необходимые работы и проявила готовность профинансировать проект соразмерно тому, какое место в нем займут участки испытания шин. Надеюсь, скоро это работа будет завершена. Но могу сказать, что оборудование для испытаний шин и так закупалось, мы уже в состоянии проводить отдельные испытания на базе полигона в Липках. 

- Если спросить сейчас о качестве "Белшины", что можете ответить?

- Конечно, к обновлению нас подтолкнул рынок. Нужно было срочно избавляться от проблемы биения. Поэтому и была проведена модернизация, закуплены сборочные станки (например, голландские VMI), аналогичные тем, на которых делают шины и Cordiant, и Pirelli, и Nokian. 

Если говорить о статистике, то возврат шин за последние 5 лет находится на уровне 0,014 процента - это общая цифра по заводу массовых шин. И это гораздо ниже показателей, которые считают допустимыми отдельные именитые бренды. 

Право на ошибку

Этапы производства шины на "Белшине" аналогичны тому, о чем мы уже рассказывали на примере завода во Всеволожске, поэтому повторять теорию не станем. Вместо этого прогуляемся по производству в компании заместителя директора завода массовых шин Юрия Русецкого и из уст профессионала узнаем о том, какое оборудование используется для сборки шины, есть ли право на ошибку у его подчиненных и как можно проследить весь жизненный цикл каждой конкретной шины уже после того, как она покинула стены завода.

Вместо резюме

Я начал статью с комментария на нашем форуме и закончу ее также сообщением, но другим: "Не так важно оборудование кухни, как мастерство повара (Sparepart)". Наличие современного оборудования на самом деле не панацея и не гарантия того, что на выходе у тебя получится блюдо для гурманов. Но игнорировать факт планомерного улучшения качества "Белшины", не замечать, насколько увеличились темпы обновления продуктовой линейки белорусского производителя, отрицать огромный шаг в характеристиках белорусских шин - значит и дальше подпитывать стереотип, который сложился давно, но не имеет к реальному положению дел никакого отношения. 

Ну а я лично жду результаты испытаний летних шин 17-го диаметра, участие в которых приняла и продукция белорусского производителя, - ими мы поделимся накануне летнего сезона. Там-то и увидим, насколько повар сумел воспользоваться самым современным оборудованием.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

P.S. Кстати, так получилось, что на машине, на которой мы отправились в Бобруйск, был установлен если не классический, то типичный белорусский вариант: спереди стояла пара Бел-127, сзади - Бел-188. И заводчане не могли не спросить "как вам?", а мы не могли не ответить честно, что 127-я ужасна на мокром асфальте, но божественна в грязи и глубоком снегу. Никто не бросился переубеждать нас в обратном, заводчане лишь скромно обмолвились: "Мы прекрасно знаем, на что способна эта покрышка, но она нужна белорусской деревне, поэтому совсем скоро на конвейер встанет модернизированная 127-я, с индексом 127-М".  

Более 3.500 зимних новых и б/у шин любых размерностей на сайте BAMPER.BY. Ищи запчасти правильно!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/201517_1_350.jpg?v=1513155910
Пожалуйста, подождите...