Врут и не краснеют. Стоит ли подкачивать шины на АЗС?

60011
Врут и не краснеют. Стоит ли подкачивать шины на АЗС?

Надеемся, не нужно объяснять, почему важно соблюдать требуемое давление в шинах. При этом далеко не у всех автомобилистов есть в машине насос и манометр, да и зачем, когда шиномонтажи на каждом шагу? А многие, особо не заморачиваясь, и вовсе подкачивают шины на АЗС. Хорошая ли это идея? Покатавшись по городу, мы посетили десяток заправок различных сетей и сравнили "честность" компрессорных устройств и манометров. Если честно, мы в шоке. Но обо всем по порядку. 

Разброд и шатание

В качестве контрольного инструмента был использован профессиональный манометр Stetho-Gauge с шагом шкалы 0,1 bar. Забегая вперед, заметим, что в ходе измерений он продемонстрировал точность и стабильность в работе - недаром используется в автоспорте!

Ну а в том, что показаниям данного прибора можно доверять, мы убедились, сравнив его с двумя поверенными манометрами на сертифицированной СТО. Как говорится, тютелька в тютельку!

Для проверки используем "запаску" в багажнике: во время поездки ее температура и давление остаются неизменными. Выставляем 2,0 bar по нашему контрольному манометру, перепроверяем поверенным. Интересно, а что мы намерим на АЗС?

АЗС №49 сети "Белоруснефть" на пересечении внешнего кольца МКАД и проспекта Независимости (пр-т Независимости, 156) встречает небольшой очередью не только возле колонок, но и перед компрессором. Оказывается, нынче услуга подкачки шин востребована!

Увы, в данном случае услуга - с серьезным изъяном! Подключаем манометр, а он показывает 2,8 bar! Опустим до 2,0?

В этом случае наш контрольный прибор показывает всего 1,5 bar! Пользоваться "заправочным" манометром на этой АЗС точно не стоит!

Увы, еще одна "зеленая" АЗС напротив (№7, пр-т Независимости, 152) грешит точно тем же: запотевший манометр уверенно показывает давление почти 3 bar при реальном 2,0. 

После этого точность манометра на АЗС №75 в районе Куропат (51-й км МКАД) вызывает умиление: 2,0! 

Та же картина и на АЗС №12 (Долгиновский тракт, 172). Единственное, что смущает, - инструкция на польском языке…

Радует точностью и компрессор на АЗС №56 (ул. Ваупшасова, 53).

А вот на АЗС №6 (Логойский тракт, 49) компрессор не работает.

Что же, пора заняться "инспекцией" других сетей. Что покажет "А-100"? 

Заезжаем на АЗС №15 (ул. Промышленная, 2Б), но здесь нас встречает табличка "часова не працуе". Едем дальше…

На АЗС №2 (Боровая, 7) приходится ждать: ребята на VW тщетно пытаются накачать все четыре колеса, но компрессор то и дело "сваливается" в ошибку. 

- 2,4… 3,4?! Ошибка! 2,4… Ошибка!

- Да ну, бросай дурное!

Выставляю нужное мне давление. Автомат считает, что мою "запаску" нужно подкачать! Что же, давай…

Ошибка! А ведь я стараюсь: как того требует инструкция, надежно держу штуцер во избежание утечки. В конце концов автомат сигналом дает понять, что операция успешно завершена, нужные 2,0 bar достигнуты. 

Но мой манометр не согласен: менее 1,9 bar!

Немудрено, что на АЗС №20 (Долгиновский тракт, 190) заезжаю с определенным скепсисом: какие сюрпризы ждут меня здесь?

Но здесь автомат солидарен с моим манометром: ровно 2,0 bar, подкачка не требуется!

Аналогичный результат выдает компрессор на АЗС №14 (ул. Тростенецкая, 16)

А что же другие сети? На заправках UC и "Славнефти" мы компрессоров не обнаружили (за все не говорим, но на тех, что посетили, их не было). А на АЗС "Лукойл" услуга подкачки в зимний период недоступна "по техническим причинам". Как пояснил оператор на одной из станций, это сделано с целью сохранения оборудования (компрессора) при наступлении морозов. 

От температуры зависит!

Вы помните, почему все измерения мы проводили на запасном колесе? Как известно, давление в шинах зависит от их температуры. Именно поэтому проверять и подкачивать их рекомендуется "на холодную". Но насколько сильно будут отличаться цифры? Проведя несколько не самых сложных измерений, мы получили вполне конкретные ответы!

Раннее утро, мороз, что подтверждает наш термометр, определяя температуру колес, -4,1°С. Попутно измеряем давление: 2,1 bar в передних и 2,2 в задних. 

15-минутная поездка по городским улицам и несколько километров по кольцевой - этого вполне достаточно, чтобы шины прогрелись. Так и есть: передние имеют температуру +12,3°С, задние +7,2°С. А что же с давлением? И спереди, и сзади манометр показывает порядка 2,25 bar, что вполне логично: передние колеса нагрелись больше, поэтому и давление поднялось на большую величину (0,15 bar против 0,05).

Без малого 0,2 bar - это существенная разница, подтверждающая теорию. Так что проверять и корректировать давление сразу после поездки не стоит: лучше подождать, когда шины остынут. В нашем случае (при температуре окружающего воздуха около 0°С) на это потребовалось около 20 минут: температура упала - давление снизилось до первоначальных значений. 

Но у "температурного" вопроса есть и другой аспект. Многие "переобувались" еще в октябре, когда был стабильный "плюс" (+7..+10°С). При понижении температуры окружающего воздуха давление в шинах будет снижаться. Получить температурный скачок можно и сейчас. Допустим, вы приехали на СТО, заодно заказали шиномонтаж. Если колеса какое-то время полежали в помещении, они прогреются, да и давление будет выставляться при "комнатной" температуре. Когда автомобиль снова окажется на улице, температура колес снизится. К слову, работники станций этот нюанс знают и стараются упреждать, выставляя чуть более высокое давление.

Проверить, насколько критичен этот момент, проще простого: берем "запаску", забираем ее в теплое помещение и при температуре +20,8°С выставляем давление 2,0 bar. Затем относим в машину - в багажнике она довольно быстро охлаждается до +1,5°С, а давление падает до 1,8 bar! Таким образом, мы снова получаем порядка 0,2 bar разницы при изменении температуры на 20°C. 

Отсюда еще один банальный совет: проверяйте давление в шинах при наступлении холодов! Впрочем, периодический контроль - традиционная рекомендация автопроизводителей и шинных компаний.

Наш вердикт

На белорусских АЗС есть компрессоры с точными манометрами, показаниям которых можно доверять. Проблема в том, что хватает и "врунов", которые вводят в заблуждение и заставляют серьезно снижать давление. В общем, надежнее иметь свой проверенный (показания которого совпадают с поверенным оборудованием) манометр. Или же обращаться на шиномонтаж. При этом важно помнить: давление в шинах зависит от их температуры, а выставлять его нужно "на холодную". 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY 

 

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/186395_1_350.jpg?v=1450192475
Пожалуйста, подождите...