Получается даже вздремнуть. Тест-драйв белорусского "беспилотника" на базе немецкого трактора

11301 12

Будущее, хотим мы того или нет, больно ударит нас по голове. Уже сейчас мировая общественность бьет тревогу по поводу скорого "вымирания" некоторых профессий и полную замену их представителей искусственным интеллектом, в некоторых странах даже начата кампания по "переориентации" населения, но конкретно до Беларуси вся эта тема, кажется, дойдет еще не скоро… 

"На мой век и калькулятора хватит", - говорили бухгалтеры, когда пришла необходимость пересаживаться за компьютеры. Пока наши люди продолжают свято верить в торжество человеческого разума над искусственным и уверять окружающих в том, что бездушная машина никогда не сделает лучше человека, многие компании по всему миру успешно заменяют работников роботами. 

Volvo уже продолжительное время использует свои грузовики без водителей в шахтах и карьерах, хотя еще пять лет назад это казалось невозможным. И пока мы хихикаем над испытанием в Америке беспилотных автомобилей, которые то и дело попадают в аварии, даже в соседней Москве вовсю тестируют эти технологии. А это не Америка - это совсем рядом.

Беларусь, стараясь не отставать от мировых тенденций, также прильнула к технологиям. Но, зная белорусскую расторопность, далеко не все восприняли всерьез возможность скорого создания собственного беспилотника (нам бы обещанный отечественный электромобиль "прычакаць"). А между тем все уже есть у нас и даже работает! Не обошлось, конечно, без Америки, тем не менее…

Желание посмотреть и поездить на белорусском "беспилотнике" привело журналиста ABW.BY в фермерское хозяйство Новицких, что в Лунинецком районе. Здесь на территории около тысячи гектаров уже несколько лет работают "беспилотники". Правда, не автомобили, а тракторы. И не совсем без людей, но с минимальным участием оных.

"Хозяйство специализируется на выращивании овощей, в основном моркови, - рассказывает друг редакции и владелец служебного Polo sedan Денис Крот, который сегодня выступил еще и нашим проводником в мир высоких технологий. Денис является продукт-менеджером компании Ag Leader, которая занимается производством, реализацией и обслуживанием систем автоматического управления для сельскохозяйственной техники. - Морковь - культура специфическая и трудоемкая: семена дорогие, средства для обработки тоже, при посеве и дальнейших операциях с ней важна исключительная точность. Руководитель хозяйства несколько лет назад осознал, что без технологий не обойтись. На сегодня вся техника у Новицких оснащена системами автоматического управления. Какие-то тракторы шли с ними еще с завода, на остальные оборудование устанавливали мы".

Проезжая вдоль поля, можно в буквальном смысле впасть в транс: ровные, как под линейку, ряды появляются один за другим и гипнотизируют, не позволяя глазу оторваться от этого прекрасного зрелища. Дальше - хуже. Я вовсе не столичная штучка, никогда не видевшая комбайн ближе 500 метров от себя, но даже передо мной предстал новый мир, который заставил поверить в то, что у сельского хозяйства в этой стране есть будущее! 

Довольные и улыбающиеся механизаторы радостно приветствовали журналистов. Чепчики вверх не бросали, правда, да и радость вызвана была отнюдь не нашим приездом. Когда ты работаешь на новом Fendt или John Deere с пневмоподвеской кабины, климат-контролем и автопилотом, можно позволить себе улыбаться чаще и не собирать торфяную пыль в складках мимических морщин. После продукции МТЗ в кабинах этих машин просто космос. Хотя бы потому, что, закрыв дверь, можно даже разговаривать по телефону. Однако нас больше интересовало, как этот корабль плывет сам по себе.

"Автоматическое вождение - это один из компонентов системы точного земледелия, - объясняет Денис. - То есть задача автопилотов - не обойтись без человека, а сделать его работу эффективнее. Когда мы только начинали устанавливать эти системы, сталкивались с повсеместным недоверием. Показательный случай произошел два года назад на одном сельхозпредприятии. Пока я монтировал устройство, два часа вокруг меня вились механизаторы, смеялись, подшучивали и обсуждали, насколько все это лишено смысла. Звучало: "Да я по маркеру сею идеально, максимум 5 сантиметров отклонение". Через две недели, по окончании демонстрационного периода, звоню руководителю, спрашиваю: "Ну что, снимаем или оставляем?" Руководитель мнется: мол, хорошо, но дорого - снимай. Звоню механизатору согласовать время, а у того шок: "А как я теперь сеять буду?!" Проходит час, звонит руководитель - покупаем. В одном хозяйстве в этом году сразу 6 систем взяли".

Что же представляет собой система автоматического вождения? По словам Дениса, они бывают разные, в том числе и по цене. 

Самый бюджетный вариант, которые стоит около 1500 евро, - это система параллельного вождения, включающая дисплей и антенну. Техникой оператор, он же механизатор, управляет сам, а электроника только подсказывает, как правильно придерживаться заданного курса и куда подкручивать руль, чтобы с него не сбиться. Погрешность такой системы составляет около 20-30 см. 

Следующим уровнем являются системы автоматического вождения, воздействующие на органы управления трактора или машины.

Наиболее популярны подруливающие устройства, которые устанавливаются на руль. По сути, они являются электрическими моторами, которые в зависимости от команд GPS-системы крутят рулевое колесо в необходимом направлении на определенный угол. Их главные преимущества - простота в установке и перестановке с одного транспортного средства на другое, работа практически со всеми современными тракторами. Но есть и минусы - в своей работе они не используют датчик угла поворота колес, поэтому выход на курс будет более длительным.

Более дорогие установки "внедряются" в гидравлическую систему и координируют работу насоса-дозатора рулевого управления. Такие системы в числе прочих имеют датчики угла поворота колес - трактор становится на заданный курс значительно быстрее, при этом даже руль не крутится. Такая система уже на многие тысячи дороже, однако и погрешность у нее около 1-2 см. Плюс оператор может одновременно следить за сеялкой, что достаточно важно в процессе.

Именно такую систему, где присутствие человека требуется только на некоторых этапах, мы и взяли на тест.

Говоря о точности земледелия, обратим внимание на один только тот факт, что система автопилотирования позволяет сделать на 15 проходов по полю меньше на участке 100 га. Экономия увеличивается по мере роста площади обрабатываемых земель. Денис утверждает, что покупка автопилота начинает приобретать смысл с 500 га. И речь идет не только об уменьшении количества проходов по полю, но и о вытекающем из этого уменьшении уплотнения почвы, ликвидации лишних "перекрытий", снижении расхода топлива, амортизации техники, экономии дорогостоящих удобрений и средств защиты растений. В некоторых случаях автопилот просто необходим, к примеру при посеве кукурузы широкой сеялкой на 16 рядов, когда человек чисто физически не в состоянии проконтролировать прямолинейность курса, а пересевы недопустимы из-за дороговизны семян. Плюс комфорт оператора и повышение производительности труда. В последнем вообще нет сомнений!

Захлопываем стеклянную дверь трактора Fendt, ставим "климат" на комфортный показатель - и поплыли. Перед этим на панели навигации выбирается нужный шаблон движения, несколько первых метров нужно пройти в ручном режиме, чтобы задать желаемый курс. А дальше за работу берется автопилот.

Сказать, что в кабине совсем тихо и можно слышать, как жужжат залетевшие внутрь комары, нельзя. Но шумоизоляция на высоком уровне. Как позже скажет механизатор того же фермерского хозяйства с 12-летним стажем Виталий, пересесть на Fendt или John Deere с продукции МТЗ - все равно что поменять "жигули" на дорогой внедорожник.

Система удержания трактора в "нужной колее" в первые минуты вызывает веселое удивление. Машина начала движение, как вдруг колеса сами по себе, без какого-либо воздействия на рулевое колесо, "вильнули", а трактор стал на заданный курс. Если поле длинное, оператор может пообедать, не выходя из кабины. Некоторые признаются, что получается даже вздремнуть, но бдительные создатели снабдили систему автоматическим будильником, срабатывающим каждые 15 минут. Время можно продлить до получаса, но отключить можно только в ручном режиме и лишь до следующей побудки.

Но про "вздремнуть" - это скорее шутки. Несмотря на автономность, система предполагает участие оператора не просто так. Во-первых, трактор не разворачивается сам. Разработки в этой части ведутся, однако пока так. Во-вторых, работа под высоковольтной линией электропередач может создавать помехи в работе автопилота - он начинает немножко "сходить с ума", и тогда человеку нужно брать пилотирование на себя. В-третьих, работа системы сильно зависит от качества интернета. При плохом покрытии базовая станция не может передавать сигнал GSM, что на некоторых полях может стать проблемой. Американцы, зная о таких проблемах, добавили системе опцию Stab-Lock, которая при сбое либо потере сигнала позволяет до 15 минут продолжать движение, используя старые координаты. Еще один недостаток, над которым создатели усиленно работают и который находится в числе самых часто задаваемых вопросов, - это объезд препятствий. Самостоятельно трактор на автопилоте дерево, столб, канаву или камень не объедет, делать это нужно вручную. Зато система позволяет ставить метки препятствий на карте, а затем о них оператора будет предупреждать специальный сигнал. 

"Самый первый случай, когда мы поставили систему, вспоминаю сегодня с двояким чувством, - рассказывает Денис. - Это был 2012 год, всем в диковинку, в том числе и мне. Сеяли кукурузу. Трактор едет сам! У всех восторг, радуемся как дети! В какой-то момент потеряли бдительность и зацепили дорогостоящей сеялкой березу. Сразу все "скисли". К счастью, обошлось малой кровью. И все поняли, что это не шутки".

Механизаторы, работающие на "беспилотниках", от системы в восторге. Говорят, без нее мир не рухнет, но признают, что это прекрасное изобретение существенно облегчает труд. Однако мы знаем наверняка, что труд также облегчает еще и соответствующая его оплата. Работу в сельском хозяйстве никто не назовет легкой, но и хозяйство хозяйству рознь. 

"Первоначально мы ставили автопилоты исключительно на технику частных предприятий, - говорит Денис. - Однако последнее время ситуация изменилась, то, что раньше казалось диковинной игрушкой, сейчас превратилось в необходимый элемент производства, и значительная доля продаж теперь приходится на государственные сельхозпредприятия. Системы автоматического вождения могут устанавливаться на любые самоходные машины, причем не только на импортные. Но с тракторами МТЗ была проблема - в них очень "тугое" рулевое управление, а неравномерная реакция рулевого колеса провоцировала постоянные ошибки. Проблему удалось решить путем установки на систему более мощного сервомотора". 

В общем, это нормально, что в аграрной стране первые "беспилотники" появились именно на полях. Отдельно порадуемся за тех, кто может себе их позволить и тем самым стимулирует развитие технологий. 

Что касается наших впечатлений после тест-драйва, то они не отделимы от радости за сельское хозяйство. Точнее - за хозяйство в руках крепкого собственника. Не без помощи белорусского "беспилотника" мы, считай, увидели Беларусь именно такой, какой ее показывают по телевизору. Часть Беларуси. Ладно - островок в море призрачной стабильности, но хотя бы не мираж.

Елена ШЕМЕТ
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое