Будут брать? Первый тест-драйв электрокаров Zotye белорусской сборки с запасом хода более 200 километров

28711 96

Давайте будем честны: электрокары пока белорусам не нужны. В первую очередь потому, что большинство живет в многоэтажных домах, где физически невозможно поставить портативное зарядное устройство и уж тем более заполучить под это дело отдельное стояночное место. Все остальное: цена, динамика, пробег на одной зарядке - вторично, пока нет сети общедоступных зарядок. Однако уже очевидно, что будущее именно за "электричками", и мы искренне надеемся, что в Беларуси действительно будут собирать электромобили. И первым, кто об этом публично заявил, стал "Юнисон", представивший две модели - сити-кар Zotye E200EV и седан Zotye Z500EV.

В теории появление проекта по выпуску электрокаров в Беларуси вполне логично. Электромобили становятся все популярнее во всем мире (пусть и с помощью дотаций и налоговых льгот), а у нас в стране строится АЭС - и было бы странно не объединить два этих факта в одну цепочку. У государства появляется энергия, которую нужно продавать, и автопарк из нескольких тысяч (или даже десятков тысяч) электрокаров является практически оптимальным ее потребителем. Во-первых, потому, что зарядка в большинстве случаев будет происходить ночью (выравнивается энергопотребление), а во-вторых, реализацию электричества в сети электро-АЗС (если нужно зарядиться срочно или в дороге) можно производить по более высоким тарифам, нежели в частных домовладениях. То есть мы покупаем меньше чужой нефти (хотя на ее переработке и реализации топлива государство тоже зарабатывает), а потребляем ту энергию, которая производится на белорусской АЭС, причем ее потребителями становятся электрокары белорусского производства. Но это лишь теория, вариант будущего, которое возможно лишь в том случае, если государство действительно решит поддержать проект выпуска электрокаров льготами или дотациями. А поскольку предсказать вероятность таких событий сложно, мы абстрагируемся от "глобальных" проблем, просто посмотрим, что же за электрокары выпускает китайская компания Zotye, и порассуждаем, реально ли их продавать у нас по цене 17.000 и 22.000 долларов.

Начнем с "малыша" Zotye E200EV. Снаружи он крайне обаятелен, даже обаятельнее Smart. Интересная оптика, оригинальная двухцветная окраска, красивое "литье" и правильные пропорции - дизайнеры Zotye молодцы, умеют рисовать действительно красивые автомобили. И, что интересно, даже вблизи Е200 выглядит ну очень маленьким, даже не верится, что он имеет габаритную длину 2,7 метра.

Интерьер столь же яркий, но выполнен в нарочито минималистичном стиле - по сути, в салоне только пара-тройка кнопок ("ручник", запуск двигателя да громкость аудиосистемы), а все остальное управляется через "планшет". Он заведует и музыкой, и настройками "климата", и всеми другими функциями. Удобно? Вполне, но нужно привыкать. Когда резко зашумела "печка", поначалу лихорадочно ищешь рукоятку или кнопку, но потом понимаешь, что нужно подождать, когда загрузится "планшет", и только потом можно уменьшить скорость вентилятора. Кстати о "печке": поскольку она электрическая, теплый воздух начинает дуть сразу, а не по мере прогрева двигателя, как в обычных авто, что позволяет мгновенно прогреть салон. Другой вопрос, что это тепло в буквальном смысле отбирает у вас километры пробега - сообщается, что E200 способен проехать около 220 километров на одной зарядке, но сколько он проедет, если будет постоянно работать "печка"?

Впрочем, выяснить реальный пробег можно только методом испытаний, а у нас пока пробный тест-драйв. Нажимаем клавишу "запуска" - загорается панель приборов и надпись Ready на ней. Ну если "рэди", тогда поехали. Переводим "ягуаровский" селектор трансмиссии в положение "драйв", нажимаем "газ"… Воу-воу, полегче! Задние колеса мгновенно срываются в пробуксовку, Zotye вместо лихого старта в красивом заносе разворачивается практически на месте. А что, "трекшена" нет? Странно - для заднеприводного автомобиля с таким моментным двигателем он был бы очень кстати. 

Разгоняется E200EV, как и полагается "электричкам", очень шустро и практически бесшумно. К сожалению, не удалось замерить, за сколько секунд он набирает "сотню", но в городском режиме, когда разгоняешься до 40-60 км/ч, он последним точно не будет. Опять же не нужно забывать и про потрясающую эластичность электрокара - ускорение "с ходу" получаются очень эффектным.

Но если динамика нареканий не вызывает, то с плавностью хода определенно есть вопросы. Понятно, что легкая машина с такой короткой колесной базой не может по плавности хода соперничать с Mercedes-Benz S-класса, но есть ощущение, что в Zotye ход подвесок составляет сантиметров 5-7. Электрокар жестко отрабатывает неровности, а на крупных ямах вертикальные колебания кузова становятся просто неприличными… Впрочем, Smart ездит точно так же, так что не будем критиковать ездовые повадки Zotye E200EV, они вполне типичны для сити-кара. А как проявит себя "старший" Zotye Z500EV?

Процедура "запуска" здесь такая же: нажал на кнопку - спустя пару секунд машина готова к движению. Тот же "ягуаровский" селектор, та же тишина в салоне… И та же пробуксовка на старте! Несмотря на шины Nokian, стоит чуть сильнее придавить педаль, как передние колеса начинают шлифовать дорогу: 260 ньютон-метров с нуля и до "отсечки" - это вам не шутки! И снова возникает вопрос о наличии системы трекшн-контроля: мы изучили все меню, но не нашли ничего похожего. Зато обнаружили отдельную страничку с настройками системы рекуперации: водитель может выбрать один из трех режимов интенсивности, чтобы Zotye мог подзаряжать батареи при торможении двигателем.

И это, кстати, реально работает - выбрав самое "тяжелое" положение, сразу ощущаешь, насколько интенсивнее замедляется электрокар, стоит убрать ногу с педали "газа". А если при этом просто прикоснуться к педали тормоза, рекуперация станет еще интенсивнее - и это тоже правильно, поскольку глупо не рекуперировать "халявную" энергию на торможении. Кстати говоря, многие владельцы электрокаров настолько привыкают к таким режимам вождения (опускать "газ" заранее и пользоваться рекуперацией), что тормоза используют лишь для остановки машины, а замедляются исключительно в режиме рекуперации.

Что касается ездовых повадок, то Z500EV ничем особенным здесь не выделяется. Разве что неестественной тишиной в салоне. Но по управляемости и плавности хода в обычных режимах вы просто не заметите разницы между электрокаром и обычным авто - подвеска на ямах работает чуть громковато (или это кажется из-за тишины в салоне?), ну и с "газом" работать нужно чуть деликатнее, поскольку крутящий момент избыточен для таких дорожных условий. В остальном "китаец" как "китаец", простенький, но без серьезных недостатков.

То же самое, кстати, можно сказать и про интерьер Z500EV: заметно, что данный электрокар создавали не с нуля, а на базе обычного автомобиля. Конечно, огромный планшет на всю центральную консоль - это очень прогрессивно, но в остальном все примерно на том же уровне, как и в обычном Zotye типа того же Z300, который долгое время собирался в Обчаке.

В общем, поскольку протестировать электрокары в нормальных условиях не получилось, окончательный вердикт выносить не будем, ограничимся лишь общими выводами. Вывод первый - странно, что ни одна из моделей не оснащена противобуксовочной системой. По нынешним меркам это уже, наверное, обязательная позиция - на рынке осталась буквально пара-тройка моделей, у которых нет ESP или ее аналогов. А уж в ценовом сегменте 17.000-22.000 долларов это точно стандартное оснащение, поэтому будем надеяться, что на товарных электрокарах Zotye будет как минимум "трекшн".

Вывод второй - если реальный пробег на одной зарядке будет соответствовать 220-250 км, то это очень даже неплохо. Большинство из нас за день накатывает не больше 100 км, а две с лишним "сотни" получается разве что у таксистов или курьеров. А это значит, что при такой степени "автономности" и дальнейшем развитии сети электро-АЗС у электрокаров в Беларуси есть определенные шансы на успех. Однако - и это уже третий вывод - прямо сегодня с такими ценами и таким "изобилием" зарядных станций эти шансы весьма призрачные. А вот если руководство страны все же решит поддержать электрокары льготами и четкими программами развития сети "зарядок", картина получится совсем другая. И тогда, не исключено, словосочетание "белорусский электрокар" станет для нас вполне привычным… Но пока это просто интересная игрушка…

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Редакция выражает благодарность компании "Юнисон" за предоставленные для теста автомобили

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое