"Упоротый колобок". Вездеход Sherp как пример русской выдумки и потрясающей проходимости

11652 28

Да это нереально круто! Глаза горят, руки дрожат - коллеги действительно впечатлены тем, как лихо мы только что проехали там, куда и пешком не рискнули бы соваться. Я же, имея некий опыт общения с вездеходной техникой, понимаю, что нам только цветочки показали. Но готов поверить, что Sherp способен на большее. Гораздо большее!

Глядя на Sherp, невольно ловишь себя на мысли, что его конструктор Алексей Гарагашьян черпал вдохновение, глядя на игрушечные машинки. Знаете, такие забавные, с прижатыми друг к другу огромными колесами? 

Шутки шутками, но с игрушечным автомобильчиком выпускаемый в Санкт-Петербурге Sherp роднит еще несколько принципиальных конструктивных моментов. 

Во-первых, передние колеса смотрят строго прямо, не отклоняясь в стороны ни на градус. Равно как и задние. Как же тогда Sherp поворачивает? Так же, как и гусеничная техника, подтормаживая колеса по одному борту. За это отвечают боковые механизмы поворота и дисковые тормоза. 

Во-вторых, как и у игрушечной машинки, подвески в традиционном понимании у Sherp нет. Точнее, она пневмоциркуляционная: все толчки и удары гасят колеса с шинами сверхнизкого давления. Все четыре колеса объединены в единую пневмосистему, поэтому при деформации одной шины воздух  просто "перетекает" в другие. В итоге получаем и своеобразные "ходы подвески" и неожиданно высокую плавность хода!

Само собой, давление регулируется централизованно, а подкачка осуществляется за счет выхлопных газов. Все четыре колеса накачиваются с "нуля" до нужного значения буквально за полминуты!

Все гениальное просто: для контроля используется медицинский манометр! А все потому, что значения давления чрезвычайно низкие, обычным автомобильным манометром их точно не отобразить. 

Например, на асфальте должно быть всего 75-150 мм ртутного столба (mmHg). А знаете, сколько это в барах? Всего 0,1-0,2 единицы! Соответственно на грунтовке должно быть порядка 0,08-0,16 бар, на слабонесущих грунтах - 0,066-0,1 бар, а при движении по болоту - всего 0,033-0,066 бар! Кратковременно допускается движение даже с полностью спущенными шинами, например по тому же болоту. 

Крайне низкое удельное давление шин на грунт мы протестировали совершенно случайно: поставили стаканчик с кофе на снег, на минуту отвлеклись - и по нему проехал Sherp. Результат на картинке. Правда, попытка уже намеренно повторить эксперимент закончилась провалом: второй раз стаканчик попал аккурат под жесткий грунтозацеп и был раздавлен…

К слову, шины оригинальные, спроектированы специально для Sherp. Они бескамерного типа, к дискам крепятся бэдлоками. И, как утверждают разработчики, обладают высокой прочностью. За все время зафиксировано всего несколько случаев их повреждения, и то об острые камни или металл. Причем эти проколы легко ремонтируются в полевых условиях. 

И еще о колесах. В качестве опции они могут быть оснащены встроенными канистрами, прежде всего для топлива, но некоторые используют их для хранения, например, воды. Они никак не подсоединены к топливной системе, заправляются и сливаются через горловину (видите выступ на "колпаке"?). Емкость каждой такой канистры - 58 л, что даже чуть больше объема штатного топливного бака (56 л). 

Итого Sherp может взять на борт 288 л топлива. С учетом заявленного расхода 2-3 л в час автономность работы составляет около 100 часов - четверо суток безостановочного хода! 

На твердом покрытии Sherp может разгоняться до 45 км/ч, минимальная скорость движения на наименьшей передаче - 1,5 км/ч. По воде вездеход идет, гребя колесами, - максимальная скорость составляет 6 км/ч. 

Вездеход приводится в движение 1,5-литровым турбодизельным двигателем Kubota, который применяется на коммерческой технике. Обслуживание положено каждые 50 моточасов, а фирменная гарантия производителя - 200 моточасов. Мощность - всего 44,3 л.с., максимальный крутящий момент - 118 Нм, что по современным меркам не так уж много. 

Но такой технике больше мощности или тяги и не нужно, зато мотор обладает хорошей экономичностью и надежностью. Вместе с коробкой он упрятан глубоко в полу, что и обеспечивает столько свободного пространства в грузопассажирском отсеке, а попутно и очень низкий центр тяжести. 

Для обеспечения плавучести клепаный кузов выполнен герметично. В его основе - рама, в процессе производства проходящая горячее цинкование. 

Днище стальное, кузов - стальной для базовой версии и алюминиевый (и подвышенный на 20 см) в исполнении Pro. "Сухая" масса Sherp Pro - 1300 кг, грузоподъемность - 1000 кг, что позволяет перевозить в грузопассажирском отсеке или с полдюжины людей, или достаточно объемный и тяжелый груз. 

На фоне огромных колес размеры корпуса несколько теряются. На самом деле внутри неожиданно много места: в кабине поместятся двое, в пассажирском отсеке - до шести человек! 

Некоторые затруднения доставляет лишь способ проникновения внутрь - через переднюю или заднюю "распашонки". На ранних версиях с конструкцией задней двери неоднократно экспериментировали, но данный вариант оказался наилучшим. 

"Жаль, нет льда", - сокрушается представитель компании. Дело в том, что выезд на заболоченный берег или лед - одно главных конкурентных преимуществ Sherp, который легко справляется с таким препятствием, довольно сложным, а то и непреодолимым для другой внедорожной техники.

Так что вместо того, чтобы работать "ледоколом", Sherp просто бороздит просторы небольшого водоема. На фото может показаться, что вездеход ездит по мелководью, но по цвету поднимаемых брызг легко понять, идет он по воде или опирается о грунт. Просто за счет огромных колес, обладающих большим водоизмещением, осадка невелика. 

Большая часть тестовой поездки проходит на плаву, хотя периодически Sherp выскакивает на болотистые участки и демонстрирует, что по этой трясине он способен передвигаться столь же невозмутимо, как и по воде. Вы же помните: "фишка" российского вездехода –способность без проблем выходить из воды даже на сложное покрытие. "Геометрия" у него, кстати, тоже хороша: дорожный просвет 60 см, отсутствие свесов и способность забираться на вертикальную ступеньку высотой до одного метра!

Ну да ладно смотреть, как другие катаются, пора и самому попробовать Sherp в деле! Сначала - в качестве пассажира. Но следить за действиями водителя особого смысла нет: по большому счету он работает лишь педалью "газа" да периодически двигает рычаги, заставляя машину поворачивать в нужную сторону. 

Вот за окном - виды! Сидишь, как в какой-нибудь "буханке", - вся дорога перед тобой. Точнее, направление. Короткий и неспешный "разбег" по берегу, торжественный, но быстрый спуск в воду - поплыли! Точнее, пошли. 

Это со стороны 6 км/ч по воде - медленно. Но когда находишься внутри - вполне достаточно. По воде Sherp идет плавно, слегка колыхаясь на волне им же самим и создаваемых возмущений. Но даже с открытым окном экипаж защищен от брызг. Лишь высунув наружу камеру, можешь зафиксировать внешние спецэффекты. 

Но вот, наконец, появляется возможность сесть за руль. Точнее, за рычаги и педали. Ведь только ими, по сути, вездеход и управляется. 

Трогаемся, как на автомобиле: сцепление, первая (коробка передач от ВАЗ-2110, только доработанная). На бездорожье достаточно второй передачи, в сложных местах будет первая. Нажимаем "газ" - поехали! 

Чтобы снизить скорость, достаточно отпустить педаль "газа". Чтобы затормозить быстрее или удержать автомобиль в зафиксированном состоянии, нужно потянуть оба рычага. Но главное их предназначение - управление "бортами". Потянул слегка правый рычаг на себя - фрикционы разомкнулись, правые колеса замедлились, вездеход начинает поворачивать. Отклонил рычаг еще больше - зажал тормозами колеса - Sherp уже готов вертеться вокруг своей оси. 

Но это в теории. На практике к характеру вездехода надо привыкнуть. Наиболее понятен и отзывчив он при движении по какому никакому, но покрытию. А в воде он может подкинуть различные сюрпризы. Скажем, идешь вдоль берега - и Sherp то и дело норовит вернуться на сушу, потому что одни колеса в воде барахтаются, а другие уже за дно цепляются. 

Словил подводный ствол - получил неожиданный (пусть и не страшный) крен, и снова машину повело в сторону. А поворачивать в воде не то же самое, что поворачивать на земле, - своя специфика! Потянул рычаг - Sherp накренился на один борт и только затем начинает поворот.

- Коряга по курсу, как идем?

- Прямо!

Для опытного водителя это не представляет никакой проблемы: он и машину чувствует, и понимает, как ею управлять в разных режимах. А здесь наскочил на очередной пень - ушел правее. Левый рычаг на себя, "газ" - поворачиваем. Вот так, с коррекциями, и идем. Но что верно, то верно: освоить Sherp в управлении не так уж сложно. 

А ведь покупателям вездехода предоставляется бесплатное обучение по управлению и техническому обслуживанию. За все время существования проекта реализовано более пятисот машин. Sherp покупают как организации (нефтяники и газовики), так и частные лица (рыбаки и охотники). Основные рынки сбыта - Россия, Канада, Украина, Латвия, Турция. В этом году один вездеход продали в Беларуси. 

Цены? В базовом исполнении Sherp стоит 4.950.000 российских рублей (порядка 84.000$), а Sherp Pro с алюминиевым кузовом увеличенной высоты - уже 6.200.000 рублей (105.000$). А ведь есть еще и опции, от которых сложно отказаться. Например, специальный прицеп для перевозки по дорогам общего пользования (455$), уже упоминавшиеся топливные канистры в колесах (230$ за комплект), диодные фары (244$) или автономный отопитель (1465$). С учетом всех опций стоимость вездехода запросто может увеличиться еще на полмиллиона рублей (ок. 8700$). В общем, "упоротый колобок" совсем не так прост, как может показаться. Но, судя по всему, денег своих действительно стоит!

"На Восток!" 

Так называется большая вездеходная экспедиция на Sherp из Архангельска в Анадырь, которая состоялась в 2017 году и позволила поставить несколько мировых рекордов:

- первое пересечение плато Путорана на колесной технике - 700 км за 39 дней;
- наибольшая продолжительность незакольцованного сухопутного маршрута в пределах одной страны без использования общественных дорог (10.000 км);
- наибольшая протяженность сухопутного маршрута за Полярным кругом;
- первопрохождение на наземном транспорте внедорожного маршрута из Архангельска в Анадырь в условиях полярного лета (10.000 км за 6 месяцев 12 дней).

В экспедиции участвовали 8 человек и 4 вездехода, один из них экспериментальный 5-осный, сочлененный (на фото). Официально представители компании этого не говорят, но дают понять, что в том или ином виде эта конструкция может получить и серийное продолжение. Первая часть экспедиции завершена, а на 2019 год уже планируется вторая, через Берингов пролив из России в Аляску. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Технические характеристики Sherp Pro
Кузов алюминий
Длина/ширина/высота, мм 3400/2520/2520
Сухая масса, кг 1300
Грузоподъемность, кг 1000
Двигатель Kubata V1505-t/E3B
Тип дизельный, с турбонаддувом
Объем, куб.см 1498
Макс. мощность, кВт (л.с.) 32,5(44,3)
Макс. крутящий момент, Нм 118
Коробка передач механическая 5-ступенчатая
Подвеска пневмоциркуляционная
Макс. скорость (на высшей передаче), км/ч 45
Мин. скорость (на низшей передаче), км/ч 1,5
Макс. скорость на воде, км/ч 6
Тип шин бескамерные, сверхнизкого давления
Размер шин 1600 х 600 х 25
Расход топлива, л/ч 2-3*
Объем топливного бака, л 56
Емкость дополнительных топливных канистр, л 58 х 4
Высота преодолеваемого препятствия в виде вертикальной ступеньки, см 100
Крутизна преодолеваемого подъема, градусов 35
Периодичность обслуживания, моточасов 50
* в зависимости от типа бездорожья

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY 

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое