"Электробензогибрид" Chevrolet Volt: дешевле, чем на метро?

17881 23

Гибрид? Электромобиль? Маркетологи Chevrolet предпочитают называть Volt электромобилем с увеличенным запасом хода. В нем нет постоянной связи ДВС с колесами, а если суточный пробег не превышает 50-80 км, вы можете вообще обойтись без бензина. Что же это за зверь такой - Volt? И есть ли смысл в покупке этого автомобиля в Беларуси?

Электромобиль катит по планете. И с сожалением вынужден констатировать: за несколько десятилетий двигатель внутреннего сгорания уйдет в историю. Все мы будем с ностальгий вспоминать звук бензинового мотора. Выстрелы в глушитель, толчки при переключении передач, дикий рев - все это останется в прошлом. На чем же будем ездить? Усаживайтесь удобнее, начнем готовиться к новой эре в автомобилестроении. 

- Заряда батареи этого автомобиля хватает на 75 километров, что мне достаточно на целый день езды. Если подсчитать, за этот путь на электроэнергию я трачу около 14.000 рублей, - рассказывает владелец электромобилей Chevrolet Volt и Ford Focus Electric Григорий. - Если бы ездил на аналогичном по динамическим характеристикам бензиновом автомобиле, то с моим пробегом уходило бы 120.000 белорусских рублей. Это навскидку. И это только экономия за один день, а если подсчитать, сколько выходит в месяц, в год? Чувствуете разницу?

Чувствуем. Ездить получается дешевле, чем на метро. Поэтому электромобилю в Беларуси быть, как ни крути. Увеличится запас хода, появится инфраструктура, подорожает топливо - и пересядем на электромобили. А что собой представляет Chevrolet Volt, у которого реальный запас хода на электрической тяге составляет 75 км, а общий - больше 700 км?

Стиляга! В стремлении сделать свой гибрид или электромобиль более аэродинамичным с одной стороны и эффектным с другой у производителей получается абракадабра. Посмотрите на Toyota Prius любого поколения или Honda Insight. На вкус и цвет товарищей, конечно, нет, но с дизайном этих двух моделей явно имеются определенные проблемы. А Volt? 

Volt, если кратко охарактеризовать его одним словом, крут. Крут и оригинален: приземистый силуэт, черная крыша, контрастные накладки на подоконной линии, агрессивная "мордаха"... Окрашенная в черный цвет область под задним стеклом добавляет эффектности: такой же прием, к примеру, когда-то использовался в классическом Golf GTI. В Volt не чувствуешь себя "ботаном", помешанным на экологии. Volt - нормальная тачка с намеком на спортивность, и все тут. 

В салоне все стильно, модно, молодежно, даже несмотря на то, что модель была запущена в производство пять лет назад. Повсюду белый глянцевый пластик, невольно заставляющий вспомнить продукцию Apple. Сенсорных экранов целых два: оба 7-дюймовые, радуют отличной графикой, функциональностью и быстрыми откликами. Центральная консоль почти лишена привычных кнопок - вместо них используются сенсорные клавиши, но это не самое лучшее с эргономической точки зрения решение. Volt может похвастать широким списком оснащения, но качество материалов восторга не вызывает. Пластик не везде мягкий, а руль и вовсе, по крайней мере в этой комплектации, лишен кожаной обшивки. Что странно при таком-то уровне оснащения… Тестовый экземпляр - 2011 года выпуска с 50.000 км на одометре, но ни одного скрипа в салоне мы не услышали. 

Сзади ожидают сразу несколько сюрпризов. Первый: из-за особенности расположения T-образной батареи Volt - строго четырехместный автомобиль. На месте среднего пассажира - ниша для мелочей и два подстаканника. Если с моим ростом 173 см сам за собой я сажусь достаточно вольготно, то фотограф со своими 192 см упирался ступнями в спинку переднего кресла, а головой - в потолок. Пространство для задних пассажиров, увы, не самый сильный козырь этой "электрички".

Второй сюрприз: багажник ничем не отделен от салона. Ни полки, ни перегородки - ничего этого нет. С одной стороны, такое решение увеличивает полезный объем и позволяет доставать вещи прямо из салона, но с другой - сзади относительно шумно. Если у водителя и переднего пассажира к шумоизоляции претензий нет, разве что шум качения шин после 70 км/ч хотелось бы чуть-чуть приглушить, то задним седокам немного дискомфортно. Зато сам багажник для подобного рода автомобиля относительно неплох: 301 литр полезного объема в обычном состоянии и 1001 - в сложенном. 

Схема силовой установки Volt принципиально отличается от привычных гибридных схем легковых автомобилей и напоминает схему работы силовых установок… родных белорусских БелАЗов, где энергия ДВС используется лишь для обеспечения работы электромоторов. Впрочем, идея отнюдь не нова: еще в годы Второй мировой войны Фердинанд Порше придумал сверхтяжелый танк Maus, бензиновый двигатель которого тоже не был напрямую подключен к колесам. Все старое когда-нибудь становится новым. 

Под капотом Volt - сложный силовой агрегат на основе планетарной передачи: тяговый электродвигатель, мотор-генератор и бензиновая атмосферная "четверка" 1.4, дополненные парой сцеплений и еще одним тормозным фрикционом. Т-образная аккумуляторная батарея - литиево-ионная LG Chem емкостью 16 кВтч - весит 198 кг. Емкость топливного бака составляет 35 л. Данные по запасу хода "плавают" в зависимости от источника информации. К тому же Volt 2012 модельного года (у нас в гостях как раз такой автомобиль) немного прибавил в запасе "электрического" хода. Официально это 40-80 км, а реально владелец проезжает на нем 74 км. Неплохо! Когда садятся батареи, бензиновый мотор расходует примерно 5 л на 100 км пути, что немного, учитывая массу автомобиля 1715 кг. Все вместе это дает запас хода более 700 км. 

Как это работает?

Силовая установка Volt может работать в одном из четырех режимов:

1. EV (низкая нагрузка). Пока "батарейка" заряжена, а скорость движения невысока, работает только основной электромотор. Кольцо планетарной передачи заблокировано, второй мотор-генератор отсоединен от планетарного ряда и ДВС.

2. EV (высокая нагрузка). Используется на высоких скоростях и для обеспечения хорошей динамики. Кольцо планетарной передачи разблокировано, в дело вступает мотор-генератор, помогая основному электродвигателю.

3. EV + ДВС (низкая нагрузка). Когда заряд аккумуляторов иссякнет, ДВС подсоединится к мотор-генератору через сцепление (С3). Но фактически на низких скоростях Volt будет использовать лишь энергию основного электродвигателя, который "питается" от мотор-генератора, приводимого в движение бензиновым двигателем, и батареи, заряжаемой от того же мотор-генератора.

4. EV + ДВС (высокая нагрузка). На высоких скоростях или при полностью разряженных батареях сцепления С2 и С3 замыкаются, соединяя мотор-генератор с ДВС и планетарной передачей. Тяга бензинового двигателя используется редко, только при пиковых нагрузках. Например, при активном движении в режиме Sport.

А теперь со всем этим, как в том анекдоте, мы попытаемся взлететь. Нажимаем синюю кнопку запуска… Хотя постойте, запуска чего? В общем, "заводим" Volt, селектор - в режим D, погнали. 

Быстро! Шутка ли - 370 Нм крутящего момента! На городских скоростях "электричка" просто выстреливает: 50 км/ч, по данным производителя, набирает за 3,1 секунду. Причин не верить в это нет. Да и на трассе проблем нет: скорость 100 км/ч, педаль акселератора в пол - бодро и уверенно идем на обгон. Максимальная скорость при этом ограничена на отметке 160 км/ч.  

Батарея не была полностью заряжена, при этом бортовой компьютер обещал запас хода 50 км. Поездил я по городу полтора часа, проехал 30-40 км в разных режимах и все ждал, когда закончится запас хода. Когда батареи разрядились (если точнее, Volt работает в режиме электромобиля вплоть до состояния неполной разрядки, а это 30% емкости аккумуляторов), в дело вступила 1,4-литровая "четверка", но если честно, я это понял только по картинке на панели приборов. Изображение батарейки сменилось изображением бензиновой колонки. Тихо работает бензиновый мотор, прямо неожиданно тихо! На трассе вообще его не слышно. В городе при активной езде - чуть приглушенный шум. А если включить музыку, то мотора не слышно. 

При этом силовая установка настроена так, что обороты коленвала (следовательно, и громкость звука мотора) напрямую зависят от перемещения акселератора. 

Всего имеем три режима движения - Normal, Sport и Mountain. Первый вариант сбалансированный, но по ощущениям между первым режимом и вторым меняется только уровень демпфирования педали акселератора: в Sport машина резче реагирует на правую педаль. Переход в Mountain нужно начинать за 10-15 минут до езды по горному серпантину, чтобы Volt успел запасти электричество для подъема: бензиновый двигатель начинает работать на более высоких оборотах, накапливая энергию.

Вначале показалось, что с управляемостью все хорошо: и крены минимальны, и реактивное усилие на относительно остром руле ощущается, и подвеска упругая… Но если позволить себе пройти развязку на МКАД чуть быстрее, чем это делают среднестатистические водители, то выяснится, что поперечной устойчивости недостаточно, машина соскальзывает передними колесами с траектории очень рано. Причем шины начинают скрипеть на таких смешных скоростях, что об удовольствии в прохождении поворотов, увы, говорить не приходится. И это я имею в виду сухой асфальт, на мокром - караул! Впрочем, в машине есть система стабилизации, поэтому все плохое закончится лишь мокрыми штанишками, не более. А для более эффективного прохождения поворотов, скорее всего, будет достаточно заменить энергосберегающие шины Goodyear Fuel Max на что-нибудь более цепкое.

Едет Volt немного жестковато, особенно плавность хода страдает на крупных поперечных трещинах в асфальте. Не зубодробительно жестко, ничего страшного нет, но хотелось бы чуть больше комфорта для пятой точки. Тот же Ford Focus Electric, к примеру, и мягче, и лучше управляется….

В целом, если поставить эти два автомобиля рядом, Chevrolet Volt проигрывает по целому ряду потребительских характеристик. Ford чуть тише. По плавности хода и управляемости "голубой овал впереди". Качество отделочных материалов и эргономика, пятиместный салон, запас пространства для задних пассажиров - выигрывает Focus. 

Volt берет своей крутостью и, что более важно, запасом хода. На Chevrolet можно спокойно отправиться в Москву, да хоть в евротур, в то время как Focus Electric разрядится, не доехав и до середины трассы Минск - Брест. Обратная сторона медали - наличие ДВС, который требует обслуживания: замены свечей, масла и т.д. и т.п., о чем владелец электромобиля уже давно забыл. 

Впрочем, от прогресса не уйдешь, и электромобили становятся данностью. Плохо это или хорошо? Пусть каждый ответит за себя. 

Алексей Хвощинский, главный редактор газеты "Автобизнес" и портала ABW.BY:

"Желание сэкономить на транспортных расходах у белоруса в крови. Это стало понятно, когда хитом рынка стали "дизельки". Затем белорусы начали хорошо покупать гибриды - поверьте, ни в Польше, ни в России вы не встретите столько Prius и Insight. Это еще раз подтвердилось после введения новых таможенных пошлин, когда люди стали массово покупать "литровые" или около того хэтчбеки А- и В-классов. Причин тому несколько, некоторые из них печальны, но сейчас не об этом. 

Несмотря на "замороченость" чисто электрических мобилей, несмотря на практически полное отсутствие мест для зарядки, белорусы, я уверен, будут экспериментировать. Даже в нашем обществе найдется 5-10 процентов автомобилистов, готовых чем-то рискнуть, но прикоснуться к техническому прогрессу. Весь вопрос - в цене. Если тот же Volt будет обходиться как сопоставимый по характеристикам С-класс, то почему нет? Ведь каждое нажатие на педаль "газа" экономит деньги, после каждого старта со светофора Volt владельцу нравится все больше. 

Ну и такая схема - 50-70 километров чисто на электротяге и возможность уехать за 700 километров - мне очень нравится. Но есть несколько вопросов, которые гложут, думаю, не одного меня: что делать с батареями после их списания? Как перерабатывать? Сколько придется заплатить за набор новых? Какой урон экологии мы наносим, выпуская на дороги автомобили, утилизация которых гораздо сложнее и дороже?"

Григорий Саргсян, директор ЧТУП "ААМ" и владелец сайта e-cars.by:

"Автомобиль, безусловно, приятный во всех отношениях, несмотря на то что Focus Electric по многим потребительским качествам, за исключением запаса хода и еще нескольких мелочей, лучше Volt. Но и последний меня более чем устраивает. Не нужно думать о том, что делать, когда разрядится аккумулятор, а запаса "электрического" хода хватает на ежедневную поездку с лихвой. Когда разрядятся батареи, машина будет расходовать примерно 5 литров на 100 километров пути, что немного, учитывая массу Volt. Обслуживание? Многие детали подходят от "братьев" Opel Astra и Chevrolet Cruz, плюс есть огромное количество фирм, которые привезут запчасти под заказ в течение недели. Не так давно ездил на сервисную станцию "PM Маркет", где к Volt подключили сканер и продиагностировали автомобиль. Обнаружилась ошибка переднего парктроника. Проблему устранили, езжу дальше. Как продажи электромобилей? Белорусы тяжело воспринимают новые веяния. Электромобилей народ пока опасается. Тем не менее число заказов понемногу начинает расти..."

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Аркадия СОЛОВЬЕВА и Владислава БУРМИСТРОВА
ABW.BY

Редакция благодарит e-cars.by за предоставленный для теста автомобиль 

Путевой лист


Конструктивно это не самый простой автомобиль, а от обилия высоковольтных проводов в подкапотном пространстве голова идет кругом. Все "упаковано" очень плотно. Опасайтесь битых автомобилей: недавно был случай с возгоранием Volt в Минске…


В левом подрулевом переключателе вмонтирована кнопка звукового сигнала для предупреждения пешеходов. Основной сигнал громче и расположен в обычном месте, на руле. 


Обзор вперед ограничивают широкие стойки. Левое зеркало выдает приличную по современным меркам "мертвую" зону. 


К обзору назад тоже есть вопросы... Впрочем, Volt комплектуется камерой заднего вида и парктрониками, поэтому проблем с движением задним ходом нет. 


На потолке, прямо как в самолете, располагаются различные клавиши, в том числе кнопка отключения ESP. Круто ведь, да?


Volt имеет режим движения L, в котором более активно используется рекуперация энергии. Тормозами можно практически не пользоваться. Но замедление таково, что невольно поглядываешь в зеркало заднего вида: как бы там кто в бампере не припарковался, стоп-сигналы ведь не горят... 


Батарея оснащена системой жидкостного охлаждения, которая позволяет сохранять работоспособность при температурах от -25°С до +50°С. Заводская гарантия на аккумуляторы и на силовую установку составляет восемь лет или 160 тысяч км.


Различных боксов, тайничков и подстаканников в автомобиле уйма. Все, как любит американская публика.


"Юбка" переднего бампера расположена слишком низко к земле. С "лежачими полицейскими" проблем не возникало, но зимой Volt рискует превратится в… бульдозер. Впрочем, снять этот элемент, как показалось, не проблема. Коэффициент лобового сопротивления Cx равен 0,28, что неплохо. 


Под фальшполом багажника - отсеки для различных мелочей и зарядного устройства. 


Опытным путем владельцем автомобиля установлено, что время полного заряда батареи - 6 часов. 


Стоимость нового автомобиля по американскому прайсу - 34.345 долларов. Стоимость подержанных Chevrolet Volt и Opel Ampera на нашем рынке варьируется от 16.500 до 19.900 долларов. 

Таблица технических данных Chevrolet Volt
Кузов
Тип кузова хэтчбек
Число дверей/мест 5/4
Длина, мм 4498
Ширина, мм 1788
Высота, мм 1430
Колесная база, мм 2685
Колея передняя/задняя, мм 1556/1578
Снаряженная масса, кг 1715
Объем багажника, л 301
Двигатель
Тип бензиновый
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, рядное
Число клапанов 16
Рабочий объем, куб. см 1398
Макс. мощность, л.с. при об/мин 86/4800
Электромотор
Макс. мощность, л.с./кВт 151/111
Макс. крутящий момент, Нм 370
Трансмиссия
Коробка передач электромеханический вариатор
Привод передний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая пружинная McPherson
Задняя подвеска полузависимая пружинная
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые вентилируемые
Шины 215/55 R17
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 160
Запас хода
Полный, км до 560 (официально)
Электрический, км 40-80
Время полной зарядки
От сети 120 В, ч 10-12
От сети 230 В, ч 4
Норма токсичности Евро-5
Емкость топливного бака, л 35,2
Топливо АИ-92
Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое