Ford Focus Electric: заряжает!

21819 14
Ford Focus Electric: заряжает!

Об электромобиле Ford Focus Electric в странах СНГ знают немногое: совсем недавно в Беларуси появились три подержанных экземпляра из США, где, кстати, они производятся еще с декабря 2011 года. Интересно, есть ли у электромобиля шансы в нашей стране? Мы взяли одну из "электричек" познакомиться поближе. 

Эй, на Audi позади! Я понимаю, что тебе нужно быстрее всех. Вместе плетемся за тихоходом в правом ряду, ждем, когда во второй полосе появится просвет, но ты рвешься на своем доисторическом дизеле быстрее обойти меня, оставив за дымящим трактором. Не выйдет! "Газ" в пол - и "девичий" на вид Focus резко и бесшумно срывается с места, оставляя всех позади. Удивлен такой прытью семейного электромобиля? То-то же. 

Электромобиль шагает по планете. Помните, какой смог был в Минске осенью прошлого года? В Пекине люди в масках ходят, скоро станет совершенно невозможно дышать в городах. Что делать? Правильно, менять ДВС на электротягу - станет намного чище. И пока внятная альтернатива электромобилю на горизонте не просматривается.

И не спешите жаловаться, электрокар тоже может дарить эмоции! Вспомнили Tesla? Вот вам Ford Focus Electric. 

Он намного дешевле. Отлично смотрится (только не этого ужасного голубого цвета). Еще круче поворачивает: "держак" на дуге - мама моя! Быстро разгоняется: всего лишь 143 л.с., но крутящий момент аж 250 Нм, который доступен сразу, с нуля оборотов! Нажал - поехал. И пусть "официально" всего лишь 9,7 секунды до 100 км/ч, но по ощущениям, честно говоря, кажется раза в два быстрее. А до 60 км/ч в городе вообще почти спорткар получается. 

И все это - в полнейшей тишине. Фордовцы даже сняли такую вот забавную рекламу своего электромобиля. Мол, смотрите, в Focus Electric настолько тихо, что в отсутствие специального синтезатора звука придется брать с собой в поездку голосистого приятеля, который будет изображать рев мотора. Но даже у этого парня отказывают голосовые связки, ведь запас хода Focus Electric составляет 120-160 км (по разным данным).

Подтверждаю: действительно очень тихо, шумоизоляции в этом автомобиле явно больше, чем в стандартном Focus III. В будущем, конечно, все очень сильно будут ностальгировать по грохоту V8, но от прогресса, увы, не уйти. Зато публике нравится - наш фотограф Ольга-Анна всю дорогу причитает: мол, хочу Tesla - и все тут. 

Но пока производители не увеличат запас хода и время зарядки батареи, а власти не поставят повсюду станции подзарядки, далеко от города не уедешь. 

Если двигаться в рваном ритме, не спеша и активно используя рекуперацию энергии, то все в порядке, обещанного запаса хода вполне реально добиться. При стабильной скорости, например на трассе, о рекуперации речи не идет - запас хода только уменьшается. Если с каждым светофором стартовать в режиме "педаль в пол", то долго на Focus Electric не проедешь, километры тают на глазах. Съездить к тетушке в Гомель с таким запасом хода при полном отсутствии зарядных станций на наших трассах не получится. 

- Мы пригнали машину недавно, а когда потеплело, решили проверить реальный запас хода, - рассказывает владелец автомобиля Григорий. - Проехали 137 километров, и еще оставалось. Для города этого вполне хватает. Возле офиса поставили розетку, заряжаемся. Чем теплее - тем активнее рекуперация: проехали девять километров - "вернулось" семь. Если правильно двигаться, для города запаса хода более чем достаточно.

Время зарядки? Мы не проверяли, но владелец утверждает, что от сети 220 В полное пополнение батареи занимает около 6-7 часов, от сети 240 В - около 4-5 часов. 

В подвеску фордовцы не лазали, пол тоже не поднимали: часть батарей разместили в багажнике, часть - на месте бензобака. Из интересных особенностей - батарея (23 кВт/ч) имеет жидкостную систему обогрева и охлаждения. 

Большинство кузовных элементов подойдет от обычного дорестайлингового Focus III. Гарантия? На батарею - 8 лет или 100.000 миль, на силовую установку - 5 лет или 60.000 миль. Но машина завезена неофициально, поэтому насчет гарантии мы не уверены… Владелец Focus Electric рассказывал, что, мол, у Nissan Leaf в Украине был дефект батареи, ее удалось заменить по гарантии. Впрочем, подъехал к нашему дилеру Ford на Боровую, поинтересовался - если что, ребята любую деталь для Electric могут привезти из США или Европы.

Что у нас дальше? Правильно, салон. Здесь все как обычно, разве что в европейском дорестайлинговом "третьем" Focus нет такого большого экрана на центральной панели. Очень удобный интерфейс и отзывчивый тачскрин. И наконец-то нет этой сумасшедшей россыпи кнопок мультимедийной системы, от которой кружилась голова. Эргономика? Тоже все как обычно, фордовцы знают в этом толк. Посадка очень удобная, с отличной боковой поддержкой. И укомплектован электрический Focus очень хорошо: есть практически все. 

Панель приборов другая, тахометра в ней, разумеется, нет. На правый и левый экраны можно вывести различную необходимую информацию. В данный момент справа - индикатор эффективности вождения, указывающий, насколько экономично вы двигаетесь, слева - непонятное с первого взгляда множество указателей запаса хода. 

Селектор режимов движения почти как в обычном автомобиле с "автоматом", но есть режим L для более эффективной рекуперации энергии. Электромобиль замедляется активнее, как только отпущена педаль акселератора, замедляется так, что тормозами можно практически не пользоваться.

На этом, пожалуй, все. В остальном Focus как Focus, ничего необычного.

На данный момент в Беларуси владельцы частных домов, живущие поблизости от города или в нем самом, к электромобилю могут вполне присматриваться. Платить за топливо не нужно, масло и многое другое менять нет необходимости, электроэнергия дешевая, растаможки нет. По Беларуси махнуть в выходные? На сэкономленные деньги можно взять машину напрокат. Жаль, дотаций и субсидий от государства нет, официально тоже у нас ничего не продается, поэтому пока вопрос остается открытым.

Электромобиль в будущем неизбежен, перспектив развития ДВС нет. Будем дальше так ездить - задохнемся. Будут дымить трубы ТЭЦ? Ученые обязательно придумают, откуда безопасно для окружающей среды взять энергию для подзарядки вашего электрокара - технологии в этой области развиваются. Запас хода увеличивается, время зарядки уменьшается, а значит, нужно готовиться к новой эре. И единственное, что в ней расстраивает, так это то, что будоражащий душу автофаната рокот мощного двигателя внутреннего сгорания, переключение передач подрулевыми "лепестками" или рычагом "механики", хлопки в глушителе - все это исчезнет раз и навсегда. 

Ford Focus Electric быстро разгоняется и хорошо поворачивает, но все это делает тихо, никакой драмы в управлении нет. Понимаете? Хоть ты синтезатор звука двигателя ставь, но это, простите, моветон. 

Огонь из выхлопных труб спортивных автомобилей когда-нибудь погаснет. Я буду очень сильно скучать по тебе, двигатель внутреннего сгорания, прощай!

Алексей Хвощинский: 

"Идея - класс. Ей-богу! Электромобиль как идея мне импонирует безусловно. Бесшумно, зелено, задорно. Нажал - тут же тихий выстрел, обогнал поток, едва педальку "электрогаза" придавив. Сбоку бормочет старенький Mercedes, а я себя чувствую на передовой технического прогресса. Коптите, загрязняете, шумите? Смотрите, я - eco friendly. И цвет такой зелененький, под стать. И в салоне пластик из вторсырья. И…

… Давайте включим мозг. Электроэнергию мы по-прежнему давим из ТЭЦ - экологично? Урны для сбора пальчиковых батареек только стали появляться, но и их мы переработать не в состоянии - в Европу отправляем. Что будем делать с батареей электрокара? Наконец, самое главное для меня - запас хода. Для города - ок: посмотрите, сколько людей на "старообрядческих" АЗС заливает по 5-10 литров. Но для меня, как и для многих, это неприемлемо: порядка 80 процентов пробега приходится на трассу, где "электричке" пока не место.

В общем, я предлагаю подождать. Когда появятся батареи подешевле, когда электроэнергия станет по-настоящему "эко", когда пальчиковые батарейки научимся перерабатывать сами. 
Вот тогда и можно будет всерьез поговорить о перспективах электромобиля в Беларуси. А пока это идея. Идея - класс. Ей-богу!"

Стресс-тест станции подзарядки А-100

- Что вы нам такое привезли? Машина подержанная, из США, а вдруг битая или "утопленница"? Взорвется машина, сгорит станция подзарядки, а отвечать кому? Была бы дилерская - другой вопрос. Давайте подождем нашего специалиста, посмотрим, что он скажет, - сказали нам на А-100. 

На станции подзарядки электромобилей собралась целая толпа коллег из других изданий, представитель официального дилера Ford и сотрудники А-100. Всем интересно, все любопытствуют, что это за новый электромобиль появился в стране. Ждем специалиста по зарядным станциям: можно ли нам зарядить нашего "электрического коня"? Запас хода - 40 км, а еще снять проезды, завезти машину владельцу и при этом оставить 20 километров ему до дома добраться. Очень хочется нам электромобильчик хоть немного зарядить. Через 15 минут приезжает специалист. 

- Наш комплекс экспресс-зарядки соответствует стандарту CHAdeMO, им можно зарядить KIA, Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Citroёn, Mazda некоторые другие марки, - рассказывает специалист. - А вот Ford к ним не относится. Tesla мы заряжали через переходник. И очень большой вопрос, сможем ли мы заряжать подержанные автомобили из Европы и США. Вдруг они битые или утопленные? Нужно будет проверять по VIN-коду их историю, не уверены мы в безопасности заряжания экспресс-зарядкой таких машин. 

- Впрочем, у нас есть обычная розетка - можем зарядить с помощью вашей "зарядки". Но тоже есть нюанс. Я вижу, что владелец перепаивал адаптер под свою розетку, к нашей он не подходит, ничем помочь не можем. 

В общем, ничего у нас не получилось, но не А-100 в этом вина - вилка к розетке, как видите, не подошла, без заземления автомобиль не смог бы заряжаться. Был бы другой адаптер - через обычную розетку смогли бы "залить" немного электричества. 

Тем не менее в воздухе повис вопрос: в Европе и США тоже машины по VIN-коду проверяют на станциях? 

Заметки на полях

Один из плюсов электромобиля - на заправке можно курить.

Центр тяжести не удалось опустить, как, например, в том же KIA Soul EV за счет расположения батарей под полом, но все знают, что Focus очень азартно управляется! И при этом остается комфортным, не сотрясая водителя и пассажиров на каждой ямке. Балансу шасси - "пять с плюсом".

А вот рулю только "четыре": по усилию его слегка пережали, к тому же слишком уж машина внимательная к колеям получилась. Для домохозяек "баранку" можно было бы сделать спокойнее и легче. Зато информативность и отклики, как всегда, на высоте.

Багажник из-за размещенной в нем части батареи уменьшился, зато сиденья раскладываются.

Focus Electric на рынке США стоит 29.170 долларов - это самая дорогая версия Ford Focus. Но с учетом субсидий, скидок и различных бонусов при покупке электромобиля в цивилизованных странах, а также низких затрат на содержание предложение выглядит заманчиво. Нам нужно идти по их пути, а для этого стимулировать спрос. Одного обнуления ввозных пошлин явно недостаточно.

А вместо сердца - пламенный мотор? Никакой он не пламенный, но тянет очень здорово. Обратите внимание на толстый кожух звукоизоляции: при разгоне даже характерного гула силовой установки не слышно. В салоне вообще почти ничего не слышно - очень хорошая шумоизоляция.

Продать электромобиль в Беларуси: миссия невыполнима?

- На данный момент мы завезли пять подержанных электромобилей на продажу: три Ford Focus Electric, Chevrolet Volt и Chevrolet Spark, - рассказывает Григорий Саргсян, директор ЧТУП "ААМ" и владелец сайта e-cars.by. - Вообще планировали 20 машин привезти, но кризис скорректировал планы, в данной ситуации это было бы нецелесообразно. Как растаможивали? Все равно на таможне пришлось платить НДС 20 процентов стоимости электромобиля. Причем эту стоимость определяют таможенники, а то, что я купил машину, допустим, дешевле определенной ими цены 20.000 долларов, их не волнует, спорить бесполезно. Будет ли спрос на электромобили? Обязательно будет. Далеко ходить не надо - в конце 90-х после немецких автомобилей белорусы очень опасливо поглядывали на французский автопром. Но ничего, пересели. Потом гибриды появились. Тоже опасались, но сейчас хорошо их покупают. На очереди электромобиль. Мы посчитали уровень затрат на обычную машину и электромобиль - разница получается очень существенная. Ездишь практически бесплатно. Кстати, без проблем можем завезти новый электромобиль, но спрос будет слабым - не тот уровень доходов у населения. Государству нужно стимулировать спрос: развивать инфраструктуру, делать какие-то налоговые послабления и так далее. 

- Мы планируем не только продажей заниматься, а вообще развивать эту тему в стране. Ведем переговоры с Мингорисполкомом по вопросам развития инфраструктуры. Например, предлагаем владельцам электромобилей выделить парковочные места на газоне, застелить его сеткой и установить розетку. Масло ведь из такого автомобиля не течет - все экологично. Пока что электромобиль имеет смысл покупать только владельцам частных домов, а так он станет доступным и жителям "панелек". Также в городе хотим установить восемь зарядных станций. А 28 марта возле ТЦ "Корона" на Кальварийской, 24, организуем встречу владельцев электромобилей в целях обмена опытом эксплуатации и популяризации данного вида транспорта.  

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора и Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Редакция благодарит e-cars.by за предоставленный для теста автомобиль                                                           

Технические характеристики Ford Focus Electric
Длина 453,9 см
Высота 147,6 см
Ширина 182,6 см
Колесная база 264,9 см
Тип батареи литий-ионный аккумулятор с системой обогрева и охлаждения (23 кВт/ч)
Мощность 143 л.с.
Крутящий момент 250 Нм
Максимальная скорость 135 км/ч
Запас хода 120-160 км
Время полной зарядки от 4 часов (в зависимости от используемого напряжения)

Наши материалы по теме

Как белорусу не "попасть" при растаможке электромобиля: владельцы Mitsubishi I-Miev и Nissan Leaf рассказали свои истории

Электромобиль Tesla - самый дешевый спорткар Таможенного союза?

Две розетки на страну. Кому может быть выгодна инфраструктура для электромобилей

Инфраструктура для электромобилей: где найти розетку?

Не всякий BMW догонит: "электричка" KIA Soul EV на гоночной трассе

KIA Soul EV: одной "дешевой" зарядки недостаточно!

KIA Soul EV: все плюсы и минусы "электрички"

Tesla Model S: иное

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое