Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Тест зимних шин: "Белшина" - лучшая в "бордюрном" тесте, но худшая на асфальте

51673
Сегодня мы расскажем о весенне-осенней части наших испытаний, после которой белорусская шина в общем зачете оказалась на последнем месте. Итак, подводим окончательные итоги для зимних покрышек 205/55 R16!

В первой части нашего отчета мы уделили внимание исключительно "динамическим" испытаниям. Сегодня начнем со "статики". Первое, на что хотелось бы обратить внимание, - вес покрышек. Более 10 кг весят лишь шипованный Cordiant Sno-Max (10,63 кг) и фрикционная "Белшина-207" (10,4 кг). Остальной "шип" весит в среднем на 1 кг меньше, а так называемая "липучка" и того легче: по сравнению с Nokian WR D3 у 207-й плюс 2,2 кг на каждом колесе, или 8,8 кг на всю машину. Какая разница? Во-первых, это означает ухудшение динамических характеристик и повышенный расход топлива: чем тяжелее колеса, тем больше энергии и времени требуется, чтобы изменить скорость их вращения. Во-вторых, увеличение неподрессоренных масс отрицательно влияет на плавность хода и управляемость. И не забываем об износе деталей подвески: тяжелые колеса быстрее "прикончат" детали шасси.

Второй момент - показатель сопротивления качению. При движении колеса часть энергии шина тратит на деформацию вследствие перемещения пятна контакта. На сопротивление качению может уходить до 25-30% энергии топлива, что, правда, справедливо на малых скоростях (до 40-50 км/ч). Измерение производится на специальном стенде в лабораторных условиях при постоянной температуре. Устройство оснащено барабаном, на который устанавливают шину с заданной нагрузкой и давлением. Когда шина касается барабана, необходимо повышение крутящего момента, чтобы барабан мог вращаться дальше. Методика проведения предполагает извлечение шипов из шипованных покрышек. Как раз в этой дисциплине результат "Белшины" (свыше 12 единиц) не выдерживает никакой критики: с такими характеристиками покрышка не может продаваться как минимум в Финляндии. Причина проста - жесткие рамки по "экономичности" покрышек, принятые в Европе. Сколько удастся сэкономить на покупке "Белшины", а потом потратить на топливо - думайте сами.

Результаты торможения на сухом (105-5 км/ч) и мокром асфальте весьма показательны: в двух дисциплинах первые 5 позиций заняты одними и теми же моделями, причем в одинаковом порядке. Возглавил список английский Avon - у этой покрышки "самый летний" состав резины. Показатели "Белшины" нас несколько смутили: мы ожидали, что белорусская покрышка проявит себя на "мокром", а она возьми да и покажи средний результат на сухом. Хотя нужно учитывать, что в этой дисциплине "шиповка" в силу своих специфических характеристик просто не могла показать хорошие цифры. А вот 6-е место шипованного Cordiant в мокром торможении и не самые высокие результаты на снегу еще раз натолкнули на мысль, что покрышка изначально проектировалась фрикционной, а шипы получила просто из нужды расширения линейки и экономии средств на разработку.

А потом был мокрый круг… Суть испытания в следующем. Вся трасса, напоминающая восьмерку, равномерно поливается водой. Задача - провести машину по одной траектории на время. Здесь есть и затяжная дуга (на видео), и повороты под 45 градусов. Система стабилизации не отключается, так что все это больше похоже на компьютерную игру: водителю остается лишь крутить "баранку". В расчет берется наиболее повторяемое время, чтобы "выбросы" не влияли на конечный результат. Фрикционная "Белшина" должна если не бороться за первые места, то быть впереди шипованных покрышек. А здесь, как говорится, полный "слив": 207-я модель на асфальте ведет себя отвратительно. Мне очень хотелось бы посадить представителей белорусского производителя в машину и вместе проехать это испытание - разницу почувствует даже непрофессионал. Результаты в таблице говорят сами за себя.

Ну и на закуску - бордюрный тест. Для нас, живущих в стране, где асфальт может резко закончиться и так же резко начаться, стойкость боковой поверхности к ударам безусловно важна. Ведь как раз именно за образование "булок" так часто ругают "Белшину". Вот и проверим! Условия испытания следующие. Под углом 45 градусов по отношению к переднему правому колесу установлена бордюрная плита высотой 8 см. Задача - начиная с 60 км/ч проезжать бордюр, пока покрышка не получит критический прокол.

Этот тест мы проделывали на стареньком Mercedes C, оборудованном Speed Limit Assist, то есть помощником удержания заданной максимальной скорости. Каждый раз прибавляли по 5 км/ч, осматривали покрышки и регистрировали, с какой скорости начинали образовываться так называемые "булки". Как видно из таблицы, "Белшина" взорвалась на 105 км/ч и разделила первое место с Continental, оставив далеко позади остальные фрикционные покрышки, сдавшиеся преимущественно на скорости до 85 км/ч. Также мы ожидали худших результатов от Michelin, так как шины этого производителя никогда не отличались крепкой боковиной, однако на этот раз все было более чем достойно. У Nokian WR D3 неожиданно для всех худший результат: уже на четвертом заезде при скорости 75 км/ч покрышка начала спускать. Плата за небольшой вес и низкое сопротивление качению? Судя по всему - да.

Еще один параметр, на который хотелось бы обратить внимание перед подведением окончательных итогов, - Treadwear, или коэффициент износостойкости шин, который также указывается на боковине покрышки. Подробно о том, как высчитывается Treadwear, можно почитать здесь. Нам же интересно следующее. Считается, что реальный пробег шины с Treadwear в 100 единиц составляет около 25 тыс. км. У "Белшины" этот показатель заявлен как 180, у Nokian WR D3 - 420 единиц. А у остальных? Дело в том, что на остальных покрышках он попросту не указан. У Cordiant место под клеймо присутствует, однако никакой информации нет. Причина здесь в том, что указание Treadwear является обязательным лишь для тех покрышек, которые поставляются на американский рынок, для всех остальных это сугубо добровольное дело.

Марка шин Nokian Michelin Nokian Michelin Nokian Cordiant Nexen Continental Fulda BF Goodrich Avon Белшина
Модель шин Hakkapeliitta 8 X-ice North 2 Hakkapeliitta R2 X-ice 3 WR D3 Sno-Max WinGuard WinSpike ConWinCon TS830 Kristall Control HP G-force winter Ice Touring ST Бел-207
шип шип 145 110 шип шип 140 125 115 93 80
Индекс нагрузки 94T XL 94Т 94R XL 91H 91H 94T 94T XL 91T 91H 91H 91H 91S
Твердость по Шору 52-56 55 45-50 57 58-60 62 65 65-68 68 60 61-64 60
Глубина протектора, мм 8,4 9,0 7,5 7,5 7,6 8,9 9,0 8,5 8,1 7,0 8,0 9,0
Вес покрышки, кг 9,4 9,23 8,3 9,0 8,2 10,63 9,66 8,9 9,1 8,7 9,15 10,4
Страна изготовления Финляyдия Россия Финляндия Испания Финляндия Россия Корея Франция Германия Польша Англия Беларусь
Оценки за испытания
Торможение на льду 100,0 85,1 74,6 77,7 40,3 67,6 70,7 37,0 36,2 36,8 32,8 36,5
Разгон на льду 100,0 78,8 58,9 55,2 46,0 60,5 61,1 40,1 41,4 40,8 36,8 36,9
Поперечное сцепление на льду 97,9 100,0 94,3 94,5 91,6 94,8 95,0 83,1 87,5 87,2 77,2 84,7
Управляемость на льду 99,8 97,6 100,0 95,7 97,4 93,3 90,9 97,0 92,8 92,6 90,9 94,8
Торможение на снегу 99,5 99,5 98,1 97,9 100,0 97,6 99,4 97,7 97,8 97,7 93,4 97,5
Разгон на снегу 100,0 97,7 96,9 94,9 99,6 88,8 94,0 97,1 98,3 93,5 91,0 92,1
Снежная трасса в гору 98,5 96,6 100,0 97,7 95,3 94,9 92,6 94,9 94,9 92,6 90,3 97,0
Аквапланирование на снежной шуге 97,5 94,4 96,6 88,5 100,0 93,5 94,4 96,0 92,5 86,3 91,6 91,3
Управляемость на снегу 99,7 99,5 98,8 100,0 97,8 96,6 94,9 95,6 95,1 93,6 93,4 98,5
Промежуточный результат 892,9 849,2 818,2 802,1 768,0 787,6 793,0 738,5 736,5 721,1 697,4 729,3
Торможение на мокром асфальте 77,1 80,4 81,3 72,1 97,1 85,0 79,9 89,2 86,4 86,3 100,0 77,2
Управляемость на мокрой трассе 91,6 90,8 91,6 90,6 92,1 90,2 90,8 99,0 97,3 97,0 100,0 88,5
Торможение на сухом асфальте 86,7 85,3 91,7 88,9 99,7 88,5 86,2 86,6 92,4 96,1 100,0 91,2
Сопротивление качению 95,3 90,5 100,0 94,9 87,1 63,3 73,3 68,0 77,4 81,0 72,7 59,1
Тест на "пробой" 85,7 95,2 81,0 90,5 71,4 95,2 81,0 100,0 81,0 81,0 76,2 100,0
Промежуточный результат 436,4 442,2 445,6 437,0 447,4 422,2 411,2 442,8 434,5 441,4 448,9 316,0
Цена, $ 281 155 215 145 110 75 95 140 125 115 93 80
Итог 1329,3 1291,4 1263,8 1239,1 1215,4 1209,8 1204,2 1181,3 1171,0 1162,5 1146,3 1045,3

Итак, окончательные итоги подведены, шины расставлены по местам. Как говорится, все в таблице. Давать универсальные советы, какую покрышку купить, я не стану, потому что обязательно найдутся желающие обвинить в симпатиях к тому или иному бренду. Вместо этого лучше дам несколько советов. Оцените, по дорогам с каким покрытием преимущественно передвигаетесь зимой. Под колесами чаще снег и лед проселочных дорог - присмотритесь к "шипам", которые на данном этапе своего развития не так беспомощны и на асфальте. В основном ездите по городу, где дороги чистят и посыпают, - имеет смысл подобрать какую-то из фрикционных покрышек, позволяющих уверенно себя чувствовать в периоды оттепели.
Чтобы определиться было легче, мы указали средние цены (актуально на 15.10.2013) в интернет-магазинах Минска. Для новых Nokian Hakkapeliitta 8 и Hakkapeliitta R2 приведены розничные цены первого поставщика, т.к. у других продавцов, заслуживающих доверия, мы эти модели не отыскали.

Пару слов о продукции белорусского производителя. Думаю, специалисты "Белшины" и сами знают, что нужно сделать, чтобы их покрышки стали более сбалансированными. Тем не менее осмелюсь привести свою точку зрения. В обязательном порядке уменьшить вес, но постараться не растерять прочность "боковины". Также необходимо поработать над смесью, потому что в весеннюю оттепель резина "плывет" как на мокром, так и на сухом асфальте. Ни в коем случае нельзя менять кардинальным образом рисунок протектора: для бюджетного сегмента по снегу и льду он работает более-менее сносно. И личная просьба: сделайте хоть что-нибудь в "усиками" на покрышках - и характеристики портят, и выглядят плохо.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
ABW.BY
Фото и видео автора и Евгения ДУДАРЕВА


Материалы по теме


Тестируем зимние шины: "Белшина" на финишной прямой!

Шинные тесты 2012: выбираем лучших

Шинные тесты 2012: выбираем лучших - 2

"Белшина": опасность "усиков" - "стрижка" обязательна!
Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль