Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Хотели как лучше, а получилось как всегда". К чему привела борьба с дефицитом парковок

49622 19

Фото автора и из архива редакции

49622 19
Татьяна Василевская

Фото автора и из архива редакции

О парковочных проблемах Автобизнес писал уже не раз, и, судя по всему, эта тема надолго останется актуальной. Вспоминаем, как решали вопросы нехватки парковочных мест в Минске и к чему это в итоге привело. 

Платные стоянки в спальных районах и крытые паркинги

Платные стоянки в каждом районе Минска существуют уже много лет, но никогда не пользовались особой популярностью у жителей спальных микрорайонов. Прибегают к их услугам в большинстве своем те, кто ездит на автомобиле редко. А еще зимой там хранят прицепы или ставят машины водители, которые решают в "несезон" пользоваться общественным транспортом.

Как показал прошлогодний опрос среди жителей районов, находятся и такие, кто оставляет машину на парковке на ночь. Но их – единицы. Эти люди, как правило, живут совсем рядом со стоянкой и готовы отдавать определенную сумму за комфорт, чтобы не искать вечерами место и не волноваться, что с машиной что-то случится. Остальные же предпочитают ставить авто во дворе своего дома, вдоль дороги, на зеленой зоне или в другом удачно найденном месте, пусть иногда и с нарушениями правил дорожного движения. Главное, чтобы оно было бесплатным и находилось поближе к подъезду. 

Та же участь постигла и многоуровневые паркинги. В начале 2000-х власти решили построить несколько таких объектов в оживленных районах города, чтобы устранить проблемы с парковкой. Однако, когда они были открыты, спрос оказался гораздо ниже ожидаемого, а дворы и проезжая часть все равно продолжили превращаться в стихийную парковку. Жесткий контроль за нарушителями несколько улучшил ситуацию, но значительно количество клиентов паркингов не выросло. А все дело в том, что за места там надо было платить. А кто хочет это делать, если можно стать бесплатно?

Экопарковки и парковочные эстакады

В начале 2010-х для решения проблемы с нехваткой мест во дворах оборудовали экопарковки и парковочные эстакады за счет жильцов. Суть обоих вариантов сводилась к одному – место организуют таким образом, что не нарушается травяной покров. Машина уезжает с парковочного места, а вместо вытоптанного или заасфальтированного клочка земли остается ровный и красивый газон. Но в 2012 году власти пришли к выводу, что экопарковки и эстакады себя не оправдали

Среди причин была названа дороговизна таких парковок для городского бюджета. Со стоянками, которые строили за счет средств граждан, тоже возникало немало проблем. Те, кто вложил деньги в строительство такого парковочного места, желали иметь на него все права и всячески пытались препятствовать тому, чтобы там парковал авто кто-то другой – ставили запорные устройства, камни, таблички с предупреждениями и лично выясняли отношения с другими автовладельцами.

Проблему с парковкой такая конструкция решала скорее для одного конкретного жителя дома и была причиной конфликтов, хотя местные власти предупреждали, что никаких имущественных прав на землю и данные места автомобилист иметь не будет. С другой стороны, возникал юридический нюанс – можно ли считать требования владельца эстакады или парковочной сетки незаконными, когда конструкция принадлежит лично ему? Возникали вопросы и к внешнему виду – эстакады выглядели громоздко, со временем ржавели, пластиковая решетка стиралась, а через отверстия в каменных плитах трава росла очень неохотно. То есть любой вариант портил внешний вид двора. 

Позже некоторые конструкции и вовсе решено было демонтировать и отдать владельцам, что вызвало шквал их негодования. Но по закону власти имели на это право – земля принадлежит городу, эстакады и сетка – автомобилистам.

Хотя в некоторых дворах столицы до сих пор можно увидеть и сетку, и эстакады. Например, на момент подготовки материала, сохранились установленные больше пяти лет назад эстакады на улице Филимонова. Большую экопарковку также мы заметили в прошлом году на улице Некрасова. 

Шлагбаумы во дворах и запрещающие знаки в центре города

В 2016 году появилась информация об упрощении порядка установки шлагбаумов во дворах, правда, примерно через полгода власти сообщили, что активно жители многоэтажек Минска заявки подавать не стали. А позже выяснилось, что установка шлагбаумов во дворах жилых домов за счет жильцов создает множество проблем. Например, доступ той же скорой помощи или спасателей в такой двор при отсутствии консьержа может быть затруднен. Поэтому, как мы писали в прошлогоднем материале, установка шлагбаума сейчас полностью не запрещена, но от этой практики стараются максимально уходить. Жителям старых районов надеяться не на что – шлагбаумы чаще устанавливают в новостройках, когда дом находится на обслуживании ЖСПК или товарищества собственников, а большинство старых домов в Минске находятся на обслуживании города. 

Еще один вариант запретить въезд во двор чужакам – установка дорожных знаков, как сделали в некоторых дворах в центре города, например, в "Воротах Минска" в районе железнодорожного вокзала. Но, опять же, согласовать их установку не так-то просто.

Обязательное количество машиномест при постройке новых многоэтажек

В нашей стране действуют нормы по количеству парковочных мест при строительстве любых зданий – магазинов, жилых домов, учебных заведений и т.д. Для каждой категории объекта их должно быть не меньше определенного значения. При этом застройщики многоэтажных зданий сталкиваются с проблемой – разместить все требуемые места на открытой территории невозможно, а от мест в возведенном в угоду нормативам, например, подземном паркинге люди отказываются из-за их высокой стоимости. В результате проблема та же, что и с крытыми отдельно стоящими паркингами – помещения пустуют, затраты на его строительство ложатся на плечи застройщика, а дворы забиты припаркованными автомобилями.

Перехватывающие парковки

Власти давно говорят о необходимости разгрузить центр и сделать въезд и парковку там платными. Одним из шагов к этому было создание перехватывающих парковок, которые заработали в 2015 году. Правда, изначально неплохую идею испортила реализация – участки находились далеко от въезда в город и метро, к тому же за место там предлагалось платить, хотя и небольшую сумму – на тот момент выходило около 10 рублей в месяц. Но зачем это делать, когда в качестве удобной и бесплатной альтернативы можно использовать парковки находящихся на въезде в город торговых центров, которых сейчас полно?

Парковки возле дома за счет жильцов

Помимо экопарковок и эстакад жильцам домов в некоторых районах предложили обустроить обычную парковку за свой счет. Об одном из таких дворов мы писали в 2012 году. Тогда жители домов, заплатившие за места, вышли на конфликт с теми, кто в обустройстве не участвовал. В процессе подготовки этого материала прошлись по тем же дворам в районе – за 10 лет ничего не поменялось. Парковка и табличка с просьбой не парковаться стоят на месте. Попытались узнать у одного из жителей двора о том, есть ли конфликты до сих пор, но мужчина отвечать на вопрос не захотел.

Автомобилист из соседнего дома оказался более разговорчивым.

"Там же табличка стоит, люди, наверное, за эти места деньги платили, – рассказал он. – Мы возле своего дома машины стараемся ставить, в чужие дворы не лезем. И если из чужого дома кто к нам повадится – попросим поискать другое место". 

Как выяснилось, многие дворы в Серебрянке за это время претерпели реконструкцию – некоторые обновили за счет бюджета, другие – за счет жильцов, о чем свидетельствуют соответствующие таблички. 

В парковку превратили даже старую спортивную площадку, ограждение которой осталось стоять.

"Конфликты по поводу парковки случаются, – говорит жительница одного из домов по проспекту Рокоссовского, где мы также обнаружили "поделенную" парковку. – За счет жильцов места построили, но, как видите, их все равно не хватает. Те, кто заплатил, очень ревностно охраняют их. Кто-то купил квартиру, переехал сюда позже, и теперь не может поставить машину возле своего же дома, а вынужден искать другие варианты, чтобы не конфликтовать с соседями. Многие ставят машину в проезде – в результате другим объезжать их приходится двумя колесами по тротуару. Большинство относится к этому терпимо, но есть одна пожилая женщина, которая регулярно вызывает ГАИ. Иногда доходит до абсурда – места на законной парковке пустуют, в проезде стоят машины, а коммунальные службы и мусоровоз вынуждены объезжать их частично по пешеходной дорожке. В общем, хотели сделать как лучше, а получилось как всегда".  

Платные парковки в центре

В отличие от платных парковок в спальных районах, свободных мест на аналогичной стоянке на Немиге обычно гораздо меньше. Хотя есть автомобилисты, которые приезжают в центр на машине и стремятся найти бесплатное место, другие экономят время и считают, что удобнее воспользоваться платной парковкой, чем "нарезать круги" в поисках бесплатного и рисковать получить штраф или эвакуацию автомобиля.

Действует платная парковка и в районе вокзала, но лазейки припарковаться бесплатно тут тоже есть, чем пользуются некоторые автомобилисты. Поэтому герои одного из наших прошлых материалов считают идею неплохой, но требующей доработки – по их мнению в местах с зоной платной парковки возможностей поставить машину бесплатно быть не должно, а тех, кто захочет правило обойти, должно ждать гарантированное наказание. 

И что в итоге? 

Несмотря на многочисленные меры, которые предпринимались, судя по всему, до решения проблемы парковок еще далеко. Хотя мест для автомобилей в Минске хватает – по словам Юрия Важника, эксперта из нашего недавнего материала, для одного автомобиля всегда есть минимум четыре парковочных места, а дефицит возникает из-за неурегулированного спроса на бесплатные места, отсутствия взаимодействия между руководством торговых и прочих объектов и коммунальных служб районов и постройкой рядом "враждебных" друг другу объектов. Например, концертного зала, который работает поздним вечером в жилом квартале. Специалист считает, что рядом с жилыми домами лучше строить офисный или выставочный центр, чтобы днем парковочные места использовали посетители или сотрудники, а ночью – жители. 

Пока же парковки в местах их дефицита делятся по принципу "твое-мое" – жители домов не приветствуют, если на стоянке рядом с их подъездом будет стоять машина жильца соседнего. Руководство торговых, медицинских центров и некоторых кафе также запрещает парковаться на своих машиноместах тем, кто там не работает и не обслуживается. При этом некоторые меры, призванные улучшить ситуацию, повлияли на нее скорее негативно – привели к захвату земли и конфликтам между соседями. 

Эвакуация машин в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
19 комментариев
7

О, мой дом показали с парковкой за счет жильцов. Че так далеко ездили? Меня бы спросили (да я и ни раз писал): как это было и что сейчас. Обещаю рассказать честно.
"Тогда жители домов, заплатившие за места, вышли на конфликт с теми, кто в обустройстве не участвовал." Забавная фраза. Складывается мнение, что приехали буржуи с баблом и земли захватили.

Ну, и как же без Важника с его важными "Ыкспертными мнениями".
Съездите за западную границу, ну хотя бы на денек. Все ведь давно придумано людьми. И в Европе, и в Америке, и в Азии, и даже в Африке. ВЕЗДЕ уже.
1. Есть промышленная часть города (не в центре, как МТЗ или МАЗ), а на окраинах.
2. Есть офисная часть города с небоскребами, клерками, банкирами, платными парковками и элитным дорогим жильем.
3. Есть жилая часть города с удобными домами не выше 4-х этажей и парковками под вторым, во дворе или на улице. Жилая расположена по розе ветров, чтобы промышленная не засоряла.
4. Есть историческая часть города (если есть, конечно, история), как правило пешеходная, экскурсионная, религиозная. Но, я ни в одном городе не видел сочетание Храма и пьяной Зыбы.
Но, Важники, Швондеры, Шариковы привыкли, что скотина должна быть в хате, а не хлеву. Пытаются все превратить в средневековое село с крепостными. То, у них заводы/офисы должны быть в жилых кварталах. То, сами кварталы а-ля Вок и Мир, рабов поплотнее заселить и каждого на ипотеку посадить. И чтобы все железные лошади были абы как расставлены под окнами.

Пока, такие люди высказывают свое мнение в СМИ - народ будет быдлом.
Если строить правильно, то многие проблемы исчезнут сами собой, их не надо будет героически решать, ломая людей. Городом должны заниматься люди, имеющие несколько поколений городской жизни. Не колхозники из днищ, получающие откаты от застройщиков.

0

4 бесплатно места есть, базара нет. Есть только один вопрос - эти места находятся там, где они никем не будут востребованы. А там, где идёт постоянное человекодвижение таких мест просто физически не будет - город не резиновый, все желающие не втиснутся на тех пятачках, где можно стоять бесплатно. А за деньги нет желающих

0

Особенно веселит :Руководство торговых, медицинских центров и некоторых кафе также запрещает парковаться на своих машиноместах тем, кто там не работает и не обслуживается. Простите а где парковаться клиентам если вся парковка занята местными работниками

1

приезжаешь за покупками в любой торговый центр типа набор торговых мест, а там почти все места всегда заставлены машинами арендаторов. Это ли называется цивилизованной торговлей? Брезгую, даже если можно купить и дешевле.

2

И в тему хотите освободить центр сделайте всё парковки условно платными ( час два бесплатно а дальше платить) думаю на две трети машин сразу станет меньше
И ГАИ стоит создать отдельную службу фото фиксации нарушения правил парковки. Думаю за месяц два нарушителей было бы намного меньше да и бюджет пополнили ОЧЕНЬ на много

4

>>..В нашей стране действуют нормы ..

В том то и все дело, что страна не наша и нормы и разум не действуют.

7

О, мой дом показали с парковкой за счет жильцов. Че так далеко ездили? Меня бы спросили (да я и ни раз писал): как это было и что сейчас. Обещаю рассказать честно.
"Тогда жители домов, заплатившие за места, вышли на конфликт с теми, кто в обустройстве не участвовал." Забавная фраза. Складывается мнение, что приехали буржуи с баблом и земли захватили.

Ну, и как же без Важника с его важными "Ыкспертными мнениями".
Съездите за западную границу, ну хотя бы на денек. Все ведь давно придумано людьми. И в Европе, и в Америке, и в Азии, и даже в Африке. ВЕЗДЕ уже.
1. Есть промышленная часть города (не в центре, как МТЗ или МАЗ), а на окраинах.
2. Есть офисная часть города с небоскребами, клерками, банкирами, платными парковками и элитным дорогим жильем.
3. Есть жилая часть города с удобными домами не выше 4-х этажей и парковками под вторым, во дворе или на улице. Жилая расположена по розе ветров, чтобы промышленная не засоряла.
4. Есть историческая часть города (если есть, конечно, история), как правило пешеходная, экскурсионная, религиозная. Но, я ни в одном городе не видел сочетание Храма и пьяной Зыбы.
Но, Важники, Швондеры, Шариковы привыкли, что скотина должна быть в хате, а не хлеву. Пытаются все превратить в средневековое село с крепостными. То, у них заводы/офисы должны быть в жилых кварталах. То, сами кварталы а-ля Вок и Мир, рабов поплотнее заселить и каждого на ипотеку посадить. И чтобы все железные лошади были абы как расставлены под окнами.

Пока, такие люди высказывают свое мнение в СМИ - народ будет быдлом.
Если строить правильно, то многие проблемы исчезнут сами собой, их не надо будет героически решать, ломая людей. Городом должны заниматься люди, имеющие несколько поколений городской жизни. Не колхозники из днищ, получающие откаты от застройщиков.

4

Вдоль пр. Независимости около Часового завода починили шлагбаум. И установили по этому поводу новые расценки на стоянку: 2 руб./час. Мацэмацичэски выверанная цыфра.
Там и раньше-то 1 руб. не платили. Стоянка теперь пустая абсолютно. Ыканомика в действии. Ибо денех нет, сказали - увеличыць. Нет. не прибыль, а цены. Тоже Важники - Ыксперты...

8

Нравится мне наш человек, в Европе бежит как угорелый платить за платную парковку на улице, и очень тщательно соблюдает правила парковки. А дома, гуляй рванина, как хочу так и ставлю авто и где хочу))))

1

Улицы и дороги созданы для того, чтобы двигаться беспрепятственно.
И либо парковка на них запрещена (где это создает помехи движению или опасность гражданам), либо парковка разрешена, но бесплатно.
А вы вообще знаете, что платные парковки на улице противоречат Указу президента №589?

2. Автомобильные парковки, за пользование которыми взимается местный сбор, организуются при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ обеспечении их устройствами по учету времени и расчету платы за пользование автомобильной парковкой, техническими средствами, препятствующими в случае неуплаты данного сбора выезду транспортного средства, и содержания этих парковок в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
4. Рекомендовать областным и Минскому городскому Советам депутатов с 1 января 2007 г. не взимать местный сбор на автомобильных стоянках, а также на автомобильных парковках, расположенных на территории рынков, торговых центров, магазинов и объектов социально-культурного назначения либо на прилегающей к данным объектам территории в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами.

2

20 лет понадобилось чтобы дошла мысль строить паркинги в спальниках. Кто за это ответит?

2

Так в статье же изложено - есть в жилзастройке стоянки и паркинги, но пустую, т.к. народ хочет стоять бесплатно и в подъезде)) Смысл клепать бетонные коробки, которые потом будут стоять пустые или автохаус какой арендует?

2

Ты сам ответил на свой воврос. Паркинги должны быть бесплатными и у дома.

3

Главное, чтобы оно было бесплатным и находилось поближе к подъезду. 
Вот в чем главная проблема. А то напишут эксперДы про западную модель планирования парковок и прочий бред...

1

Дана построила паркинг на пересечении Туровского и Скорины. Стоит второй год пустой, на первом этаже Виталюр поселился.

0

Да уж...а в Палаццо вроде и паркинг крытый на 5 этажей, только всё занято автохаусами. Захочешь приехать в ТЦ и стать по правилам - так фиг место найдешь)))

0

Когда то на Дружной (вокзал) была парковка поминутная, или что то типа того. Было очень удобно. Приехал, привез человека, посадил на поезд и все. 15-20 минут. Постоянно пользовался. Сегодня на Немиге заехал на 15 мин., заплатил 5руб. Может с тарификацией стоит, что то придумать.

1

Вот интересно, а есть такой закон, где написано: при покупке гражданином машины, ему все вокруг ОБЯЗАНЫ обеспечить комфортные условия владения ей.
Если во дворе стоит ведро с гайками на газоне, проблема не в парковке, а с головой.

2

Вроде, покупателям электричек так разрешили.

0

Да, стоять могут где попало, пешеходов разрешено не пропускать, гонять по встречке наперегонки с троллейбусом-для электричек сейчас все можно

  • Войти или создать профиль