Подделывают командировочные, сокращают персонал. Как выживает белорусский туризм

15171 11

Фото использованы в качестве иллюстрации

15171 11

Фото использованы в качестве иллюстрации

Сезон отпусков в нынешнем году обещает быть не лучше прошлогоднего. Усилия многих стран все еще направлены на борьбу с третьей волной коронавируса, поэтому о беспроблемном перемещении между государствами речи не идет.

К тому же с 21 декабря выезд из нашей страны наземным транспортом достаточно проблематичен. Мы поинтересовались, как и куда сейчас можно уехать на отдых и стал ли развиваться внутренний туризм в условиях закрытых границ.

На каких условиях сейчас можно покинуть Беларусь?

С 21 декабря 2020 года выезд белорусов и иностранцев, постоянно проживающих в нашей стране, через наземные пункты пропуска приостановлен. Об условиях выезда в каждую страну-соседку несколько месяцев назад у нас был отдельный текст. Напомним, как обстоят дела.

Сейчас выехать в Польшу, Литву, Латвию или Украину на личном автомобиле либо автобусом возможно только при наличии веской причины: в связи с работой или учебой – не чаще 1 раза в полгода, в связи с болезнью или смертью близкого родственника, на лечение или в командировку. В каждом из случаев право на выезд придется подтвердить соответствующими документами. Авиационные пункты пропуска данное ограничение не затрагивает, то есть белорусы свободно смогут вылетать на отдых из Минска самолетом.

Что касается России, то ограничений на выезд туда с белорусской стороны нет, однако российская пограничная служба не пускает на территорию страны граждан Беларуси, следующих на личном транспорте или туристическом автобусе без веских документально подтвержденных причин. Ограничение не касается белорусов, въезжающих в Россию с территории Беларуси воздушным и железнодорожным транспортом. При этом обязательным условием является наличие у человека ПЦР-теста, сданного не менее чем за 72 часа до пересечения границы.

Что касается информации о пребывании за границей, то узнать подробности об условиях в стране, в которую собираетесь ехать, можно у туроператора, у которого будете приобретать путевку, либо на сайте Министерства иностранных дел РБ. Там же можно найти ссылки на информационные ресурсы других стран.

Страны Европейского союза создали сайт с информацией о ситуации в конкретных государствах и действующих в них ограничениях. Например, по данным ресурса, прибывающим в Литву белорусам (Беларусь находится в красной зоне) необходимо сдать тест на COVID-19 не более чем за 72 часа до предполагаемого въезда в Литву и соблюдать 10-дневную самоизоляцию. В стране обязателен масочный режим.

По прибытии в Беларусь из некоторых стран гражданам нашей страны необходимо соблюдать 10-дневную самоизоляцию. Полный список есть на сайте Минздрава. Сейчас в нем 143 страны, в числе которых Украина, Турция и Литва и Черногория. России и Египта в перечне нет, и это значит, что самоизоляция по прибытии из этих стран не нужна. Белорусам и иностранцам, имеющим разрешение на постоянное или временное проживание в нашей стране, при возвращении в Беларусь ПЦР-тест не нужен.

Куда сейчас ездят отдыхать белорусы?

Несмотря на то что границы с большинством соседей закрыты, на сайтах по подбору туров немало предложений о поездках, причем с конкретными ценами и датами. Мы попытались забронировать место на автобусный тур во Львов, и в нескольких компаниях это оказалось возможно. 

"От вас потребуется только ПЦР-тест. Украинская граница открыта, а мы имеем все необходимые основания на выезд", – пообещали по телефону.

В другой компании рассказали более подробно: посетители поедут по официально заверенным в налоговой командировочным удостоверениям, в автобусе каждый турист подпишет договор подряда. ПЦР-тест для въезда в Украину потребуется, по возвращении в Беларусь, как обещают в компании, самоизоляция не нужна.

В еще одной фирме объявление о наборе туристов актуально, но турфирма просто собирает список желающих в надежде на то, что ситуация в ближайшее время изменится.

– 25-го числа каждого месяца обычно появляются изменения, мы каждый раз надеемся на то, что границы откроют. Поэтому в Украину пока не ездим. Если гарантированно хотите уехать на большие выходные, осталось несколько мест в Санкт-Петербург. Все легально, поедете с руководителем поездом, мы сами запишем вас на ПЦР.

То есть некоторые перевозчики пытаются обойти ограничения различными сомнительными способами. Правда, пассажирам стоит понимать, что любые попытки обойти закон могут окончиться как минимум испорченным отдыхом, а в худшем случае, если речь идет о подделке документов, то и лишением свободы на срок до двух лет.

Владельцы автопарков, которые не пытаются искать лазейки в законодательстве, фактически остались без работы. Как рассказала журналисту руководитель одной из туристических компаний, занимающихся автобусными турами и авиатурами, а также сдачей автобусов в аренду, международные пассажирские перевозки сейчас практически не осуществляются. Большинство компаний ищет подработки в Беларуси, средств от которых хватает только на выплату минимальных затрат.

"В плане аренды автобусов состояние действительно критическое. Внутренний рынок перенасыщен, поэтому весь парк, за редким исключением, простаивает. Некоторые компании берутся за минимальную или разовую работу, такую как возить сотрудников на работу на предприятия или вахтовиков, однако такая работа подходит только для того, чтобы занять одного водителя или один автобус.

Мы возим туры по Беларуси, но это далеко не те объемы, которые были до карантина. Они позволяют лишь немного поддержать фирму на плаву, то есть на них не зарабатывают, а выживают, чтобы не закрыться. Часто бывает так, что два-три туроператора организуют поездку на одну дату и собирают всех в один автобус, чтобы набрать нужное количество людей.

Наша компания специализировалась на автобусных турах в Украину и Санкт-Петербург. Сейчас эти направления не работают ввиду того, что выезды в эти страны связаны с различными запретами, рисками и дополнительным документооборотом".

По словам собеседницы, что касается авиатуров, их количество сейчас составляет примерно 50% от уровня "доковидных" лет. Как рассказали нам в другой компании, в прошлом году многие не поехали отдыхать из-за страха перед болезнью, в нынешнем некоторых остановит дороговизна туров и невозможность их быстрого приобретения, чтобы через день-два уже отправиться отдыхать. 

"Что касается популярных маршрутов, есть клиенты, которые выбирают страны, по приезде из которых не нужно соблюдать 10-дневный режим самоизоляции: Египет, ОАЭ. Есть и те, кто настроен лететь в какую-то конкретную страну, изоляция их не останавливает".

Если говорить об обслуживании транспорта, речи о ремонте сейчас не идет.

"Автобусы сейчас имеют минимальные пробеги, на их обслуживание тратится меньше средств. Доходов фирм хватает на то, чтобы оплатить обязательные платежи – техосмотр, страховку, без которых ездить нельзя. Денег на текущий ремонт уже не остается. Продать машины тоже невозможно, потому что предложение на внутреннем рынке превышает спрос, а продажа в Россию требует дополнительных затрат, которые делают этот вариант невыгодным". 

Туроператор: "В прошлом году нам удалось сохранить 45 процентов белорусских клиентов, и это большое достижение"

О том, стали ли в условиях закрытых границ поездки по родной стране пользоваться большим спросом среди белорусов и как сказалось отсутствие иностранцев на работе фирмы, Автобизнесу рассказала руководитель туристической компании "Виаполь" Галина Потаева:

"Если мы говорим о национальном туризме, его можно разделить на въездной туризм – это когда нашими услугами пользуются иностранцы, и внутренний – когда тур по Беларуси заказывают наши соотечественники. Что касается въездного туризма, то весной прошлого года поток сократился не просто сильно, он дошел до абсолютного минимума. В прошлом году с марта-апреля и до сегодняшнего дня иностранные туристы в Беларусь практически не приезжают.

Оценим по цифрам: в благополучном 2019-м мы работали с туристами из 46 стран, которые заплатили нам около 2,8 миллиона долларов. В 2020-м нашими услугами воспользовались граждане 9 иностранных государств, которые заплатили за наши услуги не более 200.000 долларов. То есть доходы упали примерно в 10 раз.

За 2019 год нашу страну посетило порядка 20 тысяч иностранцев, а в прошлом году к нам приехало не больше 3 тысяч человек. Ввиду резкого снижения количества клиентов многие турфирмы оказались в сложном положении, отказались от офисов и перешли на удаленную работу из дома. Было непросто сохранить бизнес, однако мы не отказались ни от офиса, ни от сотрудников. Из-за отсутствия туризма страдают и гостиницы, и продавцы сувениров, и владельцы агроусадеб и ресторанов.

В нынешнем году тенденция прошлого года продолжается. Отчасти виновато в этом отсутствие четкой информации о посещении туристами нашей страны. В этом году мы приняли две группы туристов из России. Было несколько индивидуальных экскурсий – граждане Великобритании и Франции приезжали в нашу страну по личным делам и заказали у нас туры. В настоящий момент есть намеченные цепочки экскурсий из стран Латинской Америки – несколько групп бронировали у нас туры на 2020 год, однако вынуждены были перенести их на 2021-й. Не исключено, что они снимутся и в этом году.

Что касается внутреннего туризма, я бы не стала говорить, что для белорусов закрыт мир, поэтому они стали больше ездить по Беларуси. Эти направления не связаны, потому что это совсем разные виды экскурсий и по продолжительности, и по стоимости. Те, кто хотел раньше ездить по Беларуси, они ездят и сейчас. По нашим наблюдениям, интерес белорусов к экскурсиям по родной стране растет, но это связано не с закрытыми границами, а с тем, что наши граждане с каждым годом все больше интересуются родиной, ее историей, живописными местами, которых в нашей стране очень много. Нам очень приятно видеть, что все больше на экскурсии ездит молодежь, появляются постоянные клиенты.

По количеству туристов: в 2020 году нашими услугами воспользовалось около 45 процентов белорусских клиентов, если сравнивать с цифрами за 2019-й. Мы считаем это большим достижением, так как у нас пропали все весенние месяцы, работать фактически мы начали только в июле, а позже люди все равно боялись коронавируса, в автобусах была свободная рассадка.

Чтобы сохранить клиентов, мы много работаем. В конце прошлого года разработали 18 новых маршрутов по Беларуси, стараемся больше экскурсий проводить на белорусском языке и делать наши маршруты максимально атмосферными и разнообразными.

Что касается транспорта, мы не имеем собственного автопарка, поэтому на его содержание у нас затрат нет. В 2019 году у нас было в среднем 55 экскурсий в неделю – для этого нам потребовалось бы содержать огромное количество транспорта. Поэтому нам выгоднее на постоянной основе сотрудничать с порядка 10 транспортными компаниями, которые предоставляют нам автобусы.

Наш вердикт

По общению с сотрудниками турфирм чувствуется, что в воздухе витает надежда на скорое смягчение ограничений. Но изменится ли что-то к началу туристического сезона, пока никто не знает.

Что касается туристов, то желающих выехать за границу сейчас много, но если ситуация с границами не изменится, туроператоры ожидают количество клиентов примерно на уровне прошлого года. 

Коммерческий транспорт в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/220395_1_350.jpg?v=1619467408
Пожалуйста, подождите...