Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Покупайте и страдайте. Почему владение электромобилем в Беларуси – боль

42154 49 1
42154 49 1
Автобизнес

Достоинства электромобилей очевидны всем: отсутствие вредных выбросов в атмосферу и минимальные расходы на "заправку". Желаете вступить в клуб владельцев "электричек" и радоваться расходу 3 рубля на 100 км пробега?

Во многих городах Беларуси вы столкнетесь с невозможностью зарядить электромобиль никаким другим способом, кроме как от розетки в гараже или во дворе частного дома. Но даже если вы живете в Минске или областном центре, то нужно понимать, что далеко уехать на электрокаре сможете отнюдь не в любом направлении.

Минск и областные центры

В Минске существовать с электромобилем можно вполне сносно: "зарядок", в том числе быстрых, достаточно. Огорчает разве что их отсутствие у большинства крупных торговых центров. К сожалению, собственники таких объектов никак не заинтересованы в появлении зарядной инфраструктуры на парковках своих ТЦ, ведь пара десятков владельцев электромобилей в общей массе посетителей погоды не делает.

Не обделены электрозаправками и областные центры. Абсолютно во всех из них владельцы "электричек" найдут место для зарядки, в том числе быстрой.

Стотысячники: ни единой электрозаправки

Первый и неожиданный сюрприз преподносит крупнейший райцентр страны Бобруйск. В нем нет ни одной зарядной станции! Ближайшие – на трассе М5 со стороны Минска (быстрая) и на территории гостиничного комплекса у той же трассы (медленная). В чуть менее крупных Барановичах есть одна медленная "зарядка", а быстрая – на заправке на трассе М1 в паре километров от города. Тройку крупнейших райцентров замыкает Борисов, где тоже одна медленная зарядная станция. Интересно, что в Барановичах и Борисове "зарядки" находятся на территории частных гостиниц.

Следуем далее по уменьшению численности населения и переносимся в Пинск – ни одной зарядной станции на весь город. Зато в центре Орши целых две "зарядки": быстрая на территории торгового центра и медленная по другую сторону Днепра.

Мозырь – город нефтяников. Вероятно, электрозаправки здесь расцениваются как измена городской идеологии. Для быстрой зарядки мозырянину на электромобиле придется ездить в Калинковичи – 10 минут, но перспектива так себе.

В Лиде обнаружилась одна медленная "зарядка" на автомойке на окраине. Быстрые станции – на АЗС у трассы М6. Шахтерам электромобили, видимо, не положены – на это намекает отсутствие зарядных станцией в Солигорске. И рядом тоже. Ближайшая – около Слуцка.

Зарядные станции отсутствуют как класс в Новополоцке и Молодечно. В северном "нефтеграде" идеология, видимо, та же, что и в Мозыре. Спасение аналогичное – быстрая "зарядка" в прилегающем Полоцке. А вот у жителей Молодечно никаких вариантов: ближайшая заправка с возможностью быстрой зарядки аж в 40 км, причем уже в Воложинском районе.

Жлобин, Светлогорск, Речица, Жодино, Слоним – пятерка довольно крупных по белорусским меркам городов без общественных электрозарядных станций. Интересно, а Geely Geometry A в Жодино от розетки заряжают?

Выбивается из общего тренда Кобрин – в нем есть одна быстрая "зарядка" на АЗС на окраине города.

На самом деле ситуация с наличием зарядной инфраструктуры в райцентрах оказалась даже хуже, чем казалось на этапе идеи этого материала. В большинстве белорусских городов, даже крупных, владение электрокаром возможно только при условии зарядки его у собственного дома или в гараже.

Трассы: езда строго по зарядкам и не во всех направлениях

Но даже если вы зарядили свою электроласточку, поехать на ней куда хочется у вас не всегда получится. Пока владение "электричкой" – своего рода квест, требующий строить маршруты с учетом наличия по пути зарядных станций. Нормально перемещаться по территории РБ при существующей зарядной инфраструктуре можно лишь на электрокарах с батареей емкостью от 40 кВтч, а лучше от 60 кВтч, но Chevrolet Bolt стоит дорого, а Tesla еще дороже. Если же у вас "первый" Nissan Leaf, VW e-Golf или Renault Zoe (с АКБ на 22 кВтч) с запасом хода 100-150 км, вы определенно будете страдать на межгороде.

На дороге Р28 Минск – Молодечно – Нарочь по пути одна станция около Ратомки. По сути, ни одной "зарядки" на протяжении всей трассы нет. Лишь на финише вы получите возможность зарядить батарею в поселке Нарочь, если доедете, конечно. Примечательно, что в этом направлении из Минска в Вилейку и обратно при запасе хода 150 км без зарядки от розетки съездить не получится, ведь нет зарядных станций и вдоль трассы Р58.

Целый квест доехать из Минска в Мозырь. 150 км от Бобруйска до Калинковичей придется ехать на одном заряде. При небольшом запасе хода, как и по дороге на Нарочь, вас может спасти только рекуперация, ведь населенных пунктов по пути будет очень много. Схожая ситуация и при движении в Речицу, только деревень поменьше.

Поездка из Минска в Глубокое, Шарковщину, Миоры, Браслав и Верхнедвинск также проблематична на малом запасе хода. Если до Глубокого доехать и получится, то обратно без промежуточной зарядки от розетки – нет. Вообще весь северо-запад страны серьезно обделен зарядной инфраструктурой.

Могилев – Костюковичи – Хотимск – еще один маршрут, на который на электромобиле с батареей емкостью 20-25 кВтч лучше не соваться. Если взглянуть на карту зарядных станций, то становится видно, что восточнее трассы Е95 ни одной "зарядки" нет в принципе.

Это самые очевидные направления, которые сразу бросаются в глаза. А ведь есть еще ряд маршрутов из одного города в другой мимо трасс с буквой М в индексе и крупных городов. Например, из Горок в Костюковичи или из Молодечно в Глубокое. Если второй на 150-километровом запасе хода еще можно проехать "кренделем" через Нарочь с небольшой зарядкой от розетки в Глубоком, то на первом возможен лишь вариант с зарядкой от розетки в Костюковичах и крюком через Могилев, да и то не факт, что запаса энергии хватит на путь от Могилева до Костюковичей.

Наш вердикт

С электромобилем с АКБ емкостью 20-30 кВтч нормально существовать можно только в Минске и областных центрах, при этом ездить надо исключительно по городу. Если вы захотите владеть электрокаром, проживая в райцентре, у вас должен быть либо собственный гараж, либо частный дом. При этом заряжаться ваша машина от обычной розетки будет почти каждую ночь. Если есть необходимость регулярно ездить по стране, то в идеале потребуется "электричка", способная преодолеть на одном заряде 350 км и более.

Остается надеяться, что в ближайшее время ситуация с электрозарядными станциями значительно улучшится, ведь полное отсутствие "зарядок" в крупных по меркам РБ городах, а также вдоль довольно загруженных трасс республиканского значения в 2020 году не выглядит нормальным.

Для идущих в ногу со временем. Электромобили в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
  • Войти или создать профиль