"В Литву и Латвию заезжают не просто так". Как отказ от грузопотока через Прибалтику может сказаться на пригоне авто из США и перевозках

31860 30
31860 30

После выборов неоднократно звучали идеи по поводу переориентации грузопотоков с Балтийского направления. Автобизнес разбирался, как это отразится на сфере грузоперевозок и доставке машин из США.

Напомним, что еще 28 августа Александр Лукашенко пообещал показать Литве, что такое санкции: "Они зажрались и забыли, что такое Беларусь. И думали, что нас можно наклонить, танками попугать, ракетами… Посмотрим, кто еще кого попугает. Мы им покажем, что такое санкции". 

Тогда же он заявил, что дал поручение правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. По словам Лукашенко, 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через соседнюю страну. 

"Влияние Беларуси явно завышено"

О том, насколько такие заявления соответствуют реальности и к каким последствиям может привести переориентация грузов с порта в Клайпеде в порты, находящиеся в Ленинградской области РФ, мы спросили у экономиста и кандидата в президенты на выборах 2010 года Ярослава Романчука. Он называет озвученные цифры явно преувеличенными:

"Я находил информацию, что это речь идет о Клайпеде как территориальной единице. Поэтому здесь и речи быть не может о том, что озвученные 30% – это бюджет всей Литвы, ВВП которой составляет более 50 миллиардов долларов. 

Конечно, для отдельно взятой Клайпеды это достаточно значительная часть бизнеса, но с точки зрения национальной и экономической безопасности всей Литвы, устойчивости ее бюджета и экономики в целом влияние Беларуси здесь явно завышено", – считает эксперт.

О том, что предложение по переориентации грузов с балтийских портов нельзя назвать выгодным, сам Лукашенко признался буквально спустя несколько дней, общаясь с журналистами в Барановичах: "Говорят, это дороже будет для Беларуси. Конечно, нам немножко будет не выгодно. Но мы же договориться можем с россиянами по тарифам, и они от объемов перевалки наших грузов все равно получат выгоду". При этом стоит отметить, что о какой-либо экономической выгоде для Беларуси речи вовсе не шло. 

Ярослав Романчук считает, что такие действия со стороны Беларуси в первую очередь приведут нашу страну к еще большей зависимости от РФ. 

"Реализация сценария маловероятна"

5 октября Александр Лукашенко принял с докладом председателя Государственного таможенного комитета Юрия Сенько и снова заговорил о переориентации грузопотока. На этот раз под ударом оказались грузовики, следующие в Беларусь не только из Литвы, но и из Латвии. 

По словам Лукашенко, почти 40% грузовиков, которые везут грузы в Беларусь, в этом году едут к нам из этих двух прибалтийских государств. "Это огромный объем. Если мы возьмемся за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть", – подчеркнул Александр Лукашенко. Говоря о данном заявлении, Романчук выделяет ключевое "если":

"Кто сказал, что в условиях фактически дипломатической войны, санкций и самоизоляции Беларуси от ЕС нашей стране получится перенаправить транзитные потоки, минуя Литву и Латвию? Грузы заезжают туда не просто так, а потому что есть какой-то коммерческий смысл", – отметил эксперт.

Ярослав Романчук не представляет, как Беларусь, которая даже не является страной с рыночной экономикой, может претендовать на то, что они договорятся с поставщиками и производителями стран Центральной и Западной Европы о переориентации потоков. Экономист считает, что такими вопросами должно заниматься не правительство, а какие-то конкретные субъекты хозяйствования, которые предлагают производителям и покупателям более выгодные схемы транзита.

"Мы знаем, что транзит через территорию Беларуси, включая все затраты, сборы и тарифы, не конкурентоспособен по сравнению с другими маршрутами. К тому же с учетом политических рисков реализация сценария "давайте хоть как-нибудь перенаправим" еще менее вероятна", – считает эксперт.

Выгода для мелких перевозчиков?

Руководитель ассоциации грузоперевозчиков "8 регион" Сергей Штода напомнил, что разговоры о переориентации грузов из порта Клайпеда в порты Ленобласти звучали еще в 2004 году. 

"Последний раз об этом говорили в 2017 году. Однако как раньше, так и сейчас многие экономисты считают этот проект нерентабельным и даже убыточным. В целом сценарий с переориентацией реалистичен, но кто за это заплатит?" – задается вопросом эксперт.

По его словам, выгоду от таких изменений могут получить лишь мелкие перевозчики, в парке которых находится до 10 машин. 

"Будут плюсы и минусы. При таком сценарии переориентации потоков увеличивается расстояние, а для самих перевозчиков чем дальше маршрут, тем дороже перевозки. Минусы на себе скорее ощутят крупные компании, которые не смогут сильно поднять ставки в процентном соотношении, так как от их услуг начнут попросту отказываться. 

Сейчас все козыри у крупных игроков, у них есть разрешения, договора, в то время как малых перевозчиков в этой орбите нет. В случае, если грузы пойдут через российские порты, появится много новых мелких перевозчиков по причине того, что для работы в этом направлении не нужно получать "дозволы" и разрешения", – считает Сергей Штода.

При этом позиция Ассоциации грузоперевозчиков "Регион 8" по этому вопросу положительная, ведь, по словам Сергея, в Литву многие не едут не только из-за отсутствия "дозволов", но и, например, техосмотра. 

"Лично для нас это может быть выгодно, а вот для государства скорее наоборот. К тому же сегодня российские партнеры могу договориться по одной цене, а после – по совершенно другой", – рассказал Автобизнесу Сергей Штода.

Что будет с авто из США

О том, оказали ли заявления Лукашенко какое-либо влияние на тех, чей бизнес непосредственно связан с доставкой грузов через клайпедский порт, мы узнали у директора компании AutoGroup Дмитрия Больдюсова. По его словам, автомобили из США прибывают в Беларусь как и ранее, через порт в Клайпеде. 

"Еще во времена действия старых тарифов, когда порт в Клайпеде не справлялся с нагрузками, мы доставляли автомобили через Ригу. Также есть еще порт в Одессе, в крайнем случае – в Санкт-Петербурге. Однако о перенаправлении своих грузов в другие порты пока не задумываемся, поскольку Клайпеда – это самый быстрый и выгодный вариант. 

В случае, если все-таки придется доставлять автомобили из США, используя порты в Ленинградской области, это увеличит срок поставки автомобиля где-то на неделю, что не так уж много, учитывая весь срок в целом. Также это может вызвать некоторое удорожание, например, на 100-150 долларов, что, учитывая итоговую стоимость авто, составляет небольшой процент", – рассказал Автобизнесу Дмитрий.

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/217250_1_350.jpg?v=1602752780
Пожалуйста, подождите...