"Крепкие специалисты сегодня уходят из автосервиса". Почему нельзя заставить механика учиться

19045 39

"Да откуда они вообще берутся?" - часто вопрошают автолюбители после очередной "разборки" с представителями автосервиса. Вопрос действительно интересный!

Специалисты старой школы постепенно уходят - а кто и как приходит на их место? И что будет дальше? Ответы на вопросы искал Иван Кришкевич.

От тестирования до обучения
 

Собравшись группами по три человека, ребята напряженно смотрят в мониторы ноутбуков и пытаются быстро вникнуть и правильно решить задание. Это национальный этап Международного конкурса профессионального мастерства Service Master Junior, в котором до финального этапа добрались представители 13 колледжей и двух вузов.

Это как раз и есть будущие механики, диагносты, а в общем, специалисты в сфере автомобильного сервиса.

В финале вопросы разделены на две категории. Если у техников задания больше связаны с эксплуатацией оборудования и инструментов, соблюдением регламентов и стандартов, то у инженеров больше расчетов, предположений, анализов, заключений. Решил одну задачку, сразу переходишь ко второй. При этом вопросы по каждой теме объединены в отдельные модули, а по ходу теста система фиксирует всю статистику ответов.

Конкурс проходит с применением профессиональной платформы Electude, которая используется для обучения специалистов сферы автобизнеса и позволяет как давать знания, так и проверять их. И это самый яркий пример электронного обучения (E-learning), без которого, как полагают некоторые эксперты, подготовка специалистов в сфере автомобильного сервиса в современных реалиях практически невозможна.

YouTube не поможет?
 

"Любой специалист, если мы говорим о профессионале, не может быть полностью самоучкой, - убежден исполнительный директор международного центра SENSYS Engineering Андрей Бракоренко. - Самообучение - эффективный метод, но сегодня автомобильные технологии развиваются опережающими темпами, так что просто физически невозможно "переварить" огромный объем информации, читая литературу или используя интернет, а затем все это закрепить на практике. Кроме того, я не думаю, что какой-либо клиент СТО готов предоставить свой автомобиль в целях "закрепления на практике" приобретенных знаний. Хотя и это не исключение, так как учебно-материальная база профильных заведений и частных центров не всегда соответствует современным запросам.

Отсюда вопрос: этот специалист имеет профильное образование или нет? Он где-то проходил обучение или во все вникал сам? Когда у человека нет алгоритмов, заложенных именно в базовом образовании, он не понимает процедур, изначальной и конечной точки - того, что давно наработано, - появляются ошибки. И это первая проблема многих сервисов: грубо нарушаются алгоритмы проведения диагностики, что приводит к соответствующим результатам.

Те ребята, которые выпускаются из стен учреждений образования, почему-то по профилю в данную сферу не идут. А идут те, кто меняет профессию уже в зрелом возрасте, зная, что здесь можно зарабатывать, а здесь можно зарабатывать хорошие деньги. Но с какими знаниями приходят? И начинается: я попробую, получилось - есть навык. Но как только происходит нестандартная ситуация, оказывается, что знаний нет, начинается поиск информации.

А объем информации в этой сфере колоссальный. Но в данном случае просто знания - это ничто. Знания еще надо уметь применять. Не говоря уже о том, что полезную информацию тоже нужно найти. Интернет богат, всего много, но 75 процентов роликов в YouTube научит как делать неправильно. А найти оставшиеся 25 процентов - это месяцы или годы…

Университет и колледж знания дают, если тебе это надо. Но в случае со многими студентами это надо для галочки - диплом получить. Или надо их родителям, которые уговорили туда пойти. У нас же молодежь сейчас по блогам учится, а там все хорошо! Там не бывает плохо. Там все проблемы решаются как в сериалах. А еще новое "цифровое" поколение с трудом потребляет информацию в том виде, в каком она есть. Читать большие объемы текста молодежь не привыкла".

В игровом стиле


Вот об этом стали задумываться в Европе еще в 1990-х годах - так появилось электронное обучение. Не стоит его путать с дистанционным обучением, важно понимать: это не альтернатива преподавателю и никогда не может ей стать. Каким бы умным ни был электронный учебник, он никогда не заменит преподавателя, который остается главным проводником в мире знаний. Иногда ему не надо рассказывать - достаточно просто правильно назначить место, где учащийся сможет получить правильную информацию.

"Наша система позволяет вовлечь студента и контролировать процесс изучения материала, но в первую очередь она направлена на преподавателя, чтобы сделать его центральной фигурой, которая будет управлять обучением. То есть это инструмент для преподавателя", - подтверждает Кун Берендс (Koen Berends), один из основателей компании Electude, самого крупного разработчика обучающих модулей в мире - программа переведена на 22 языка и используется в более чем 40 странах мира. Он возглавляет отдел разработок и по специальному приглашению организаторов конкурса приехал из Нидерландов в Минск, чтобы рассказать о системе управления обучением.

"Как обучать современных студентов, которые не хотят фокусироваться, им тяжело читать большие объемы текстов, но в то же время им надо обучаться очень тяжелым технологиям? - задает вопрос Берендс и тут же на него отвечает: - Я считаю, что ответ - в геймификации, использовании игровых подходов в обучении.

Если вы видите в книге задачу и необходимость решить ее, то вам наверняка будет скучно. Но если мы представим это в виде игры, за которую начисляются очки, а потом ты можешь сравнить свои результаты с результатами других студентов, это уже соревновательный элемент, в итоге студентам хочется "играть" в это еще и еще. Как показала практика, студенты готовы работать в программе даже в свободное время, например во время своих рождественских и летних каникул, потому что это интересно".

В качестве примера Берендс приводит одно из заданий - "починить сломавшийся автомобиль". В учебнике это бы выглядело в виде вопроса и нескольких вариантов ответа. Но в симуляторе это превращается в настоящий "квест": вот машина, которая не заводится, вот инструменты (мультиметр, осцилограф, прочее диагностическое оборудование), которые можно использовать для поиска неисправности. Можно подключаться к разным системам и узлам, считывать сигналы, проверять напряжение, менять или "подкидывать" новые провода, то есть пошагово проводить диагностику, и в конечном итоге найти причину неисправности.

"Механики - умные люди. Но многие из них учатся по-другому, нежели студенты, изучающие языки. И наша система может помочь таким людям, основываясь "на системе открытий". Это хоть и будет проходить в игровой форме, но на практике, как и в реальной жизни, человек получит знания, которые останутся с ним надолго, потому что практические знания более ценны, чем теоретические, если мы говорим о сфере автосервиса".

Мы не хотим писать, что ток может течь в ту или иную сторону, - мы хотим, чтобы студент нажал на кнопку, посмотрел, как это работает, - и открыл для себя это. Вместо того чтобы что-то запоминать, студент сам открывает для себя правильные решения. Он будет проходить поставленную задачу несколько раз, пока не пройдет уровень и пока решение не станет ему интуитивно понятно.

Студент решает какую-то задачу и переходит к следующей. Таким образом, он открывает для себя новые знания, и этот процесс управляется самой системой. Достижение целей происходит шаг за шагом. Сначала это простые задания, с каждым шагом они усложняются и постепенно изучают всю тему".

"А теперь представьте ситуацию, когда вы находитесь в процессе обучения и вам надо отвечать требованиям современных технологий. Это значит, что преподаватель сам должен постоянно обучаться и развиваться, потому что каждая последующая группа задает тот вопрос, который тренер не знает. Плюс надо оставаться практиком, потому что теория не всегда спасает. А когда это делать, если тренер сам обучает? - замечает Андрей Бракоренко. - Проблема еще и в том, что я как тренер не представляю, насколько меня понимают слушатели. Я вычитываю теорию, думаю, что вроде все донес, а по факту это все "вылетает" через 5-10 минут. В лучшем случае то, что записано в конспекте, даст возможность когда-то вспомнить. Но те объемы, которые надо прочитать, и те, что стоит записать, - это небо и земля".

Стимул или мотивация?


"Работая в симуляторе, человек погружается в среду, пусть и "игрушечную". Но он в ней может выполнять любые процедуры без боязни, что там что-то сломает. Он ошибается, делает неправильно, но задает себе вопрос: а как правильно? Он начинает понимать, каких знаний ему не хватает, чтобы применить их на практике. Далее начинается этап формирования умений, когда на уже полученных знаниях человек пытается провести процедуры", - замечает Андрей Бракоренко.

"Проверьте мастера. Дайте ему задание прочитать 50 страниц, а потом проверьте по каждой странице, все он прочитал или нет. И вы удивитесь, потому что ваши ожидания будут сильно отличаться от того, что есть на самом деле. Мастер признается, сколько страниц пропустил. В системе управления обучением это сделать невозможно. Если ты хочешь перейти на следующий этап, ты этого не сделаешь, пока не покажешь системе, что усвоил материал.

Когда мы говорим про образовательную систему, про обучение и развитие, забудьте слово "стимуляция". Вы как руководитель СТО можете заставить сотрудника, скажем, прочитать учебник. Он, прочитает. Покажет, что прогресс 20 процентов, 50 процентов неправильно. Что дальше? Давайте закопаем деньги в его обучение. Будет толк?

Обучение - это мотив или стимул? Это мотив. Если вы заставляете человека развиваться, значит, человеку это не надо, он этими знаниями пользоваться не будет, пока в нем не созреет мотивация. Когда он поймет, что эти знания нужны не его директору, а ему самому. Потому что от его знаний зависит уровень его доходности.

Задача руководителя сервиса - создать мотивацию. То есть понимание, что в первую очередь надо инвестировать в себя. Потребностей очень много. Но деньги - это стимул, когда удовлетворяются первичные потребности. Но дальше будет потребность в удовлетворении других - признание и т.д. Сотрудник уйдет не из-за денег, а потому, что материальные потребности у него закрыты, а других он не видит - он здесь не реализуется. И он ищет, где можно реализовать себя.

Вы удивитесь, но сильные, крепкие специалисты сегодня уходят из автосервиса. Почему? Потому что никто не способен оценить их правильно. Это те люди, которые мотивированы на развитие. Потери порядка 20 процентов. Опытных специалистов в возрасте 40-45 лет, когда у них еще самый расцвет. А они уходят. Знаете куда? В фотографирование, робототехнику, бизнес, вообще не связанный с автомобилями. То есть идут в другие сферы, где, как они полагают, можно реализовать себя в большей мере".

Фото автора
Автобизнес

Диагностировать - это полдела. Нужно еще и отремонтировать! За запчастями заходите в нашу базу объявлений
Цитировать
Пожалуйста, подождите...