"Меня буквально вдавили в стекло фанаты минского "Динамо". Готовы ли наши люди на день отказаться от автомобиля во имя доброго и вечного?

6548 15

22 сентября во всем мире проходит традиционный День без автомобиля. Беларусь тоже принимает участие в этой экологической акции. Но на словах мы все возвышенны, сознательны и готовы к жертвам, а на деле? Готовы ли самые обычные люди отказаться от комфорта? И есть ли достойная альтернатива автомобилю в большом городе?

Мы все проверили на себе, решив три дня добираться по одному и тому же маршруту разными способами - автомобилем, арендным велосипедом и общественным транспортом.

Итак, наш маршрут будет пролегать от редакции Автобизнеса, которая находится прямо у станции метро "Восток", до "Минск-Арены". Выезжать каждый день мы будем в 16 часов: еще не час пик, но движение уже плотное.

Ну что же, поехали!

Первый день эксперимента - я еду на автомобиле. В пути выяснилось, что в районе площади Бангалор произошло ДТП, образовалась большая пробка, пришлось по ходу менять маршрут и двигаться через центр. В пункт назначения удалось добраться за 24 минуты в комфорте и тепле, что немаловажно, ведь погода на улице уже далеко не летняя! Могло получиться и быстрее, но пришлось потратить время на поиск свободного места на парковке. А еще управлять машиной - это значит постоянно быть сконцентрированным и даже иногда напрягаться. Мне, к примеру, на этот раз почему-то постоянно попадались "торопыги" во встречном направлении, поворачивающие налево. Они выезжали в мою полосу и оставались там в ожидании подходящего момента для маневра. Мне же, едущему прямо, просто невозможно было продолжать движение!

Траты на топливо составили 6 рублей.

Кратко можно резюмировать, что автомобиль - это удобство и быстрота перемещения. Но вовсе не дешевизна и безопасность для природы.

Во второй день я решил брать дистанцию на прокатном велосипеде. Весь маршрут занял 1 час 18 минут, но удовольствия от такой поездки мало. Очень холодно, временами шел дождь.

По проезжей части ехать я не рискнул и столкнулся с проблемой низкого качества велодорожек или полного их отсутствия. У меня сложилось впечатление, что многие из них существуют только для вида. В какой-то момент почувствовал себя на соревнованиях по скоростному маневрированию между пешеходами. К тому же, преодолевая невероятно большое количество пешеходных переходов, на которых приходится спешиваться, в какой-то момент начинаешь думать, что ты не едешь из точки А в точку Б, а проходишь полосу препятствий.

Я бы посоветовал велосипед в качестве средства передвижения по городу только в случае хорошей погоды и на небольшие дистанции.

На аренду ушло 3 рубля.

Заканчивать эксперимент будем на общественном транспорте. И во имя экологии я поставил перед собой задачу пользоваться только электротранспортом. Сперва еду на метро от станции "Восток" до "Октябрьской", немного иду пешком, а потом добираюсь на электробусе до "Минск-Арены". Весь путь занял 46 минут. Неплохо! Но есть один нюанс: к моему несчастью, добираться к пункту назначения пришлось вместе с фанатами минского "Динамо". Людей было столько, что меня буквально вдавили в стекло.

Фу-у-ух, я наконец-то на свежем воздухе, но такое "прикосновение" к белорусскому спорту мне не по душе.

Зато по сравнению с велосипедом на общественном транспорте получилась и быстрее, и бюджетнее - всего 1,30 рубля. А еще важно, что, не попади я так неудачно в давку, на протяжении всего маршрута можно заниматься своими делами, ведь ни рулить, ни крутить педали не нужно.

Какие выводы можно сделать?


Автомобиль - это удобный, почти всегда быстрый, но не такой уж и дешевый способ передвижения. Более того, большинство машин точно не входит в разряд экологичных.

Велосипед напротив 100% экотранспортное средство, которое к тому же позволяет развиваться физически. К плюсам велотранспорта можно отнести и его относительную доступность: любой человек может взять двухколесного "друга" в аренду. Однако Минск, к величайшему сожалению, имеет посредственную велосипедную инфраструктуру, сделанную по принципу "и так сойдет".

Общественный транспорт - самый универсальный и предсказуемый, ходит по расписанию, имеет строгий маршрут и достаточно хорошо реализован в Минске. С недавнего времени становится еще и экологически чистым, более доступным для маломобильных граждан.

В конечном счете можно сказать, что каждый из рассмотренных способов передвижения более или менее предпочтителен при определенных условиях. Но это если думать о личных потребностях и нуждах, однако весь смысл Дня без автомобиля - это не про выгоду и комфорт, а про экологию. И про способность человека отказаться от сиюминутных личных выгод в пользу ответственности за планету, на которой мы живем.

Но готовы ли наши люди к такому? Мы провели краткий опрос.

Сергей: "Обычный мой маршрут - это дом - работа, работа - дом, поэтому в День без автомобиля я, не испытывая каких-либо проблем, могу оставить автомобиль на парковке и воспользоваться общественным транспортом. Если задуматься, то для меня машина абсолютно необязательна, но ввиду привычки передвигаюсь на ней. Точно не ехал бы на велосипеде из-за плохой погоды".

Глеб: "Для меня день без автомобиля невозможен, иначе я просто никуда не успею. Да, если свободного времени много, можно легко передвигаться на велосипеде, но с моим графиком, к сожалению, приходится оставлять этот вариант в стороне. К общественному транспорту отношусь плохо, так как слишком ценю личное пространство".

Катя: "На машине ездить я люблю, это очень удобно, но в часы пик часто склоняюсь к использованию общественного транспорта: не надо толкаться по пробкам, да и на метро быстрее получается. В День без автомобиля планирую передвигаться только на велосипеде или электросамокате. Природу надо беречь, а эта акция помогает привлечь внимание к проблеме экологии".

Александр НАУМЕЦ
Специально для Автобизнеса
Фото автора

Пожалуйста, подождите...