Удар под дых, профессиональная месть и конфискации. Чем автомобилистам запомнится Шуневич на посту главы МВД

54640

Накануне стало известно, что спустя семь лет свой пост покидает Игорь Шуневич. Теперь уже бывший министр внутренних дел за время пребывания в должности успел многое, были как позитивные нововведения, так и крайне спорные высказывания и методы.

Про "дырявых", методы борьбы с наркоманами и насилием в семье в этом тексте мы вспоминать не будем - за последние сутки об этом не рассказал только ленивый, да и не наш это профиль. ABW.BY вспоминает, чем Шуневич запомнится именно автолюбителям и мотоциклистам.

При нем пьяных "повторников" начали лишать машин

Игорь Шуневич официально стал главой ведомства 11 мая 2012 года. В первый же год при новом министре всерьез взялись за водителей "подшофе": у тех, кто попался пьяным за рулем второй раз за год, забирали автомобиль. Досталось и тем, кто первый раз катался нетрезвым: для них штрафы выросли втрое, до 13 миллионов неденоминированных рублей.

Конфисковывать машины начали с 24 октября 2013 года, в первые пять дней действия нового закона попались четверо "повторников". Новшество, в общем-то, полезное и поучительное для любителей "съездить за догоном". Вот только не обошлось без перегибов. К примеру, пьяный муж поехал на машине жены - автомобиль конфисковали, супруге доказать что-то было крайне проблематично.

Спустя полгода Шуневич высказался о конфискации, на этот раз мотоциклов у лихачей. "Я ставлю равно между случаями, когда за руль садятся в пьяном виде и когда человек умышленно, грубо нарушает Правила дорожного движения", - говорил в апреле 2014-го Игорь Шуневич. Однако дополнительные меры к мотоциклистам применять не стали.

Дружил с байкерами, а мотоциклистам - "профессиональная месть"

Но это только временно. 2016 год белорусские мотоциклисты вспоминают с содроганием - все из-за рокового случая 18 апреля, когда инспектор "прокатился" на руле Suzuki на столичном проспекте Независимости.

В тот же день ГАИ резко взялась за мотоциклистов, их технику буквально пачками увозили на штрафстоянки якобы на экспертизу для проверок VIN, на что байкеры жаловались в редакцию ABW.BY. И даже спустя месяц изъятия продолжались.

Министр же сказал, что информацию о массовых изъятиях "проверит". А заодно породил одну из своих многочисленных легендарных фраз:

"Мы адекватные люди, стараемся адекватно реагировать на все ситуации. Но скажу вам честно. Я допускаю, что есть наличие профессиональной мести со стороны сотрудников ГАИ в рамках законодательства".

При этом руководитель ведомства "сознательно разграничивал" мотоциклистов и байкеров.

"Кто игнорирует Правила дорожного движения, общепринятые нормы и правила, тот не может называться байкером", - сказал Шуневич в эфире программы "Контуры" на ОНТ. Спустя два года он развил мысль на открытии мотосезона: "Это две разные категории [участников дорожного движения]. К сожалению, по вине мотоциклистов в 2017 году погибло 42 человека, более 270 было ранено. Печальная статистика, хотя она идет на убыль, но нам дорога каждая жизнь, жизнь каждого участника дорожного движения".

Шуневич сам является активным мотолюбителем. В должности главы МВД он неоднократно приезжал на открытия и закрытия сезона клубом H.O.G. В апреле 2016-го, буквально спустя пару дней после резонансного ДТП, он приехал на встречу клуба на белоснежном 86-сильном Harley-Davidson Electra Glide с 2-цилиндровым V-образным двигателем объемом 1690 "кубиков". Там же он обмолвился о создании мотобатальона ГАИ Минска.

Министр абсолютно не стеснялся своей любви к мотоциклам.

"Мотоцикл - это мечта любого человека, не важно, мужчины или женщины. Это известная всем философия свободы, полета", - говорил глава МВД. При этом он рассказывал, что во время езды на мотоцикле у него нет желания полихачить, но "кое-что выжать из мотоцикла хочется". "Считаю, что надо сдерживать эмоции, смотреть на знаки и помнить, что может произойти. Береженого Бог бережет", - заключил Игорь Шуневич.

Именно при уроженце Луганской области существенно усложнили получение "прав" категории "А", дабы сократить число мототрагедий на дорогах Беларуси. Появилась категория "А1", а сам экзамен в ГАИ стал жестче, хотя и без "городского" этапа, как ходили слухи.

Включил в работу полиграф

По роковому стечению обстоятельств именно в период руководства Шуневича в регионах произошло несколько резонансных "залетов" с участием правоохранителей. В апреле 2017-го пьяным за рулем попался начальник Столинского РОВД. В апреле 2018-го подшофе был задержан участковый Климовичского РОВД. Трагедией закончилась поездка пьяным Андрея Волковыцкого в ноябре 2016-го - на тот момент начальник Барановичской ГАИ насмерть сбил женщину под Ляховичами. Игорь Шуневич отреагировал незамедлительно:

"Каждый случай, который порочит нас, это очень существенно для системы. Это удар, как говорится, под дых. Удар всему офицерскому корпусу МВД. И в частности, для службы ГАИ. Такие вещи во сто крат нивелируют все то хорошее, что мы делаем. Это однозначно".

Любопытно, что после инцидента сотрудников ГАИ стали проверять на полиграфе, когда их контракты близились к окончанию. Каждый третий сотрудник эту проверку в конце 2016-го "завалил".

"Отказаться от прохождения полиграфа, безусловно, можно. Либо ты отказался от полиграфа, либо ты его не прошел - итог будет один. Контракт с таким человеком мы не продлим. Полиграф имеет погрешность около пяти процентов. Человек может быть не виноват, но сам себя оговорил. Однако я готов пожертвовать этой частью", - говорил тогда Игорь Шуневич.

При этом он отрицал связь между трагедией и проверками инспекторов на полиграфе. По словам Шуневича, такие проверки проходили и до злополучного момента:

"Дело тут не только в трагическом случае под Барановичами, но и в других неприятных инцидентах, связанных с этой службой в 2016 году. Это несколько уголовных дел, возбужденных в отношении ее сотрудников, в том числе за взяточничество; несколько случаев управления ими автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения; несколько эпизодов непрофессиональных действий по составлению протоколов при документировании ДТП и нарушений ПДД. Вот это все легло в основу моего решения".

Предложил прощать за забытые "права" и начислять штрафные баллы

Игорь Шуневич был открыт к нововведением - именно он предложил не штрафовать водителей за забытые документы:

"Если он не нарушитель, надлежащим образом получил водительское удостоверение, то, на мой взгляд, поводов наказывать его за забывчивость нет".

В начале 2018-го штраф за забытые "права" изъяли из КоАП. Победа? А вот и нет, потому что забытые документы все равно можно подвести под ст.18.22 Кодекса. Действительно нужная инициатива министра удалась только на бумаге, увы.

Зато балльную систему штрафов, которую активно продвигал Шуневич, белорусы восприняли в штыки. Предполагалось, что за год нельзя набрать больше 15 баллов на нарушениях ПДД - иначе лишение "прав". По мнению министра, только так можно бороться с закоренелыми нарушителями ПДД.

Введение балльной системы штрафов обсуждают едва ли не год, но пока ее воплощение в жизнь буксует. В апреле 2019-го Шуневич в интервью надеялся, что ее примут уже весной, поскольку "все госорганы рассмотрели проект и высказали принципиальное согласие с ним". На дворе июнь - система на практике так и не применяется.

Не стал извиняться перед "цыганАми"

Под финал карьеры Шуневича в должности главы МВД судьба подкинула ему еще одну трагедию с участием инспектора - 16 мая в Могилеве погиб 22-летний лейтенант Евгений Потапович.

Первоначально отрабатывалась версия о похищении молодого инспектора не то кавказцами, не то цыганами на черной "Волге" - из-за этого правоохранители сотворили настоящую облаву с задержаниями на жителей микрорайона Чапаевка. "Устроили геноцид", - не стеснялись в выражениях потерпевшие и даже написали письмо помощнику президента. Наталья Кочанова и местные власти извинились перед цыганской диаспорой и пообещали, что такого больше не повторится.

Однако Игорь Шуневич был слегка иного мнения:

"У министра нет ни повода, ни оснований просить извинения у цыганОв. Я оцениваю действия своих подчиненных в этой части как абсолютно обоснованные, отвечающие тем обстоятельствам, в которых проводилось раскрытие данного особо тяжкого преступления". 

При этом Шуневич заявил, что версия самоубийства инспектора, к которой пришло следствие, получила исчерпывающее подтверждение. Родители погибшего в суицид сына не верят и настаивают на эксгумации.

"Нужно обеспечивать преемственность"

Игорь Шуневич обратился к главе государства с рапортом об отставке 10 июня, в тот же день отставка была принята. Экс-руководитель МВД подчеркнул, что его решение об уходе с должности является "выверенным, правильным и своевременным - нужно обеспечивать преемственность, динамику, скорость и эффективность принятия решений".

11 июня стало известно, что МВД возглавил Юрий Караев.

Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ
Фото из архива редакции, Белтерадиокомпании и Белсата
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...