Кто заплатит за ущерб, куда денут плохую нефть и какое будем покупать топливо? Обновлено: загрязненная нефть пошла в Европу

19747

Проблема некачественной российской нефти впервые была озвучена 19 апреля, но за несколько дней ситуация не только не разрешилась, но еще больше усугубилась, ведь 22 апреля из-за плохого сырья вышло из строя оборудование Мозырского НПЗ. А уже сегодня, 23 апреля, намечены переговоры белорусской и российской сторон.

Мы собрали для вас самое важное в этом конфликте и будем держать в курсе событий.

С чего все началось?

19 апреля концерн "Белнефтехим" заявил  о резком ухудшении качества поступающей из России нефти.

"В течение последних нескольких дней произошло резкое ухудшение качества российской экспортной смеси Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО "Гомельтранснефть Дружба". По нефтепроводу из Российской Федерации поступает нефть с содержанием хлорорганических соединений, превышающим в десятки раз предельные значения по стандарту", - сообщила пресс-секретарь концерна Марина Костюченко.

Уже тогда специалисты сказали, что опасность таких соединений заключается в высокой коррозионной агрессивности. А представители НПЗ говорили о возможной забивке теплообменного оборудования и отравлении дорогостоящей катализаторной системы.

Что ответили российские поставщики?

В "Транснефти" проблему признали, заверив, что качество должно быть восстановлено к началу следующей недели. "По нашим прогнозам, ситуация с качеством должна нормализоваться к понедельнику - вторнику 22-23 апреля", - заметил представитель компании Игорь Демин.

К слову, через два дня "Транснефть" нашла источник загрязнения идущей к нам нефти - он находится на участке нефтепровода Самара - Унеча.

Какой была реакция белорусского руководства?

21 апреля в ОАО "Нафтан" была организована работа оперативного штаба по контролю за ситуацией по поставкам нефти.

На предприятиях многократно увеличили количество реагентов, предназначенных для защиты оборудования от коррозии.

Кроме того, оба белорусских НПЗ - ОАО "Мозырский НПЗ" и ОАО "Нафтан -  почти на 50% сократили объемы нефтепереработки. Концерн "Белнефтехим" заявил о временном ограничении экспортных поставок нефтепродуктов из Беларуси с учетом роста внутренних потребностей в связи с проведением посевной кампании.

А был ли скрытый подтекст?

Как только белорусская сторона выдвинула свои претензии к качеству сырья, многие вспомнили, как 11 апреля возникла "нефтяная тема".

Тогда на совещании с экономическим блоком правительства Александр Лукашенко сравнил некоторые действия российских партнеров по закрытию рынка для Беларуси с санкциями: "То одно предприятие закрыли, то другое. Потом то ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы не понравились. То ли у них подозрение есть, что мы что-то поставляем не оттуда. И каждый день происходит закрытие наших предприятий. Нам закрывают рынок".

Глава государства, обращаясь к вице-премьеру Игорю Ляшенко, сказал: "Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки".

Однако министерство энергетики России настаивает, что ухудшение качества нефти "носит технический характер". В ведомстве подчеркнули, что проблема "не связана с вопросами, которые обсуждаются с белорусскими партнерами в части взаимоотношений в нефтегазовой сфере на средне- и долгосрочную перспективу".


Как на Мозырском НПЗ вышло из строя оборудование?

22 апреля стало известно, что некачественная российская нефть привела к выходу из строя дорогостоящего оборудования на Мозырском НПЗ.

Так, 20 апреля на установке ЛК6У №2 секции С-100 были выявлены пропуски теплообменных трубок воздушного холодильника ХК-105, состоящего из шести секций. Это оборудование было демонтировано, начался его ремонт.

Каковы перспективы по поставкам нефти?

На сегодняшний день известно, что по нефтепроводам продолжает поступать некачественная нефть, белорусские НПЗ смогут получить нормальное сырье примерно через 8-10 дней, сообщил агентству "Интерфакс-Запад" главный инженер ОАО "Гомельтранснефть Дружба" Андрей Вериго.

По его словам, "объективно ситуация не может поменяться в течение 2-3 дней". Он пояснил, что "если источник загрязнения выявлен в Самаре, то до белорусской границы оттуда почти полторы тысячи километров, а скорость нефтяного потока в трубопроводе 6-7 километров в час".

Накоплено уже более 700 тыс. тонн нефти, которая не соответствует показателям качества. Отрабатываются различные сценарии развития дальнейших действий с данной партией сырья, в том числе возврат некачественной нефти реверсом.

Кроме того, прокачка некачественного сырья продолжается по всем экспортным направлениям. "Зарубежные партнеры предприятия проинформированы о сложившейся ситуации сразу после получения полного анализа состояния нефти. Претензии к белорусской стороне предъявляться не будут, импортеры будут разбираться с поставщиком", - отметил собеседник.

Какие перспективы по компенсации вреда?

Свои претензии белорусская сторона собирается выдвинуть на совместной встрече, которая запланирована на 23 апреля.

Что касается последствий из-за поступления некачественной нефти, то ущерб пока сложно просчитать, некоторые последствия могут наступить не сейчас, а дадут знать о себе спустя время. "Все возможные последствия будут обсуждены с "Транснефтью" на предстоящем совещании. Белорусская сторона будет настаивать на выработке компенсационных механизмов", - сказал руководитель "Белнефтехима" Андрей Рыбаков.

В компании "Транснефть" комментировать ABW.BY ситуацию отказались, сославшись на исчерпывающий объем уже опубликованной информации.

А что с качеством белорусского топлива?

Все комментаторы в СМИ настаивают: некачественное сырье не повлияет на качество конечного продукта.

"Несмотря на возникающие проблемы, связанные с коррозионным износом оборудования, Мозырский НПЗ по-прежнему выпускает товарную продукцию, соответствующую международным стандартам качества, в полном ассортименте", - подчеркнул генеральный директор ОАО "Мозырский НПЗ" Виталий Павлов.

А председатель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков отметил, что некачественная нефть локализована на технических переходах, этот продукт выведен из процесса переработки. Таким образом, с нефтеперерабатывающих заводов выходят только качественные, соответствующие всем стандартам продукты: бензин, дизельное топливо. Внутренний рынок будет полностью обеспечен качественным моторным топливом.

Дополнительно пресс-секретарь концерна Марина Костюченко отметила ABW.BY, что обнаруженные хлорорганические соединения в сырье на качество топлива не влияют, а сказываются только на состоянии оборудования. Более того, этот фактор нейтрализуется еще на стадии технологического процесса. "Поэтому гарантированно ни один литр некачественного топлива заводами выпущен не будет. А существующие запасы продукции позволят обеспечить все запросы потребителей", - заверила Марина Костюченко.

***

Сегодня, 23 апреля, стало известно, что загрязненная хлорорганическими соединениями нефть из России начала поступать в ЕС и на Украину. Об этом сообщает РБК.

"По результатам тех проб, которые отобраны на границе Республики Беларусь и Республики Польша, мы констатировали, что некачественная нефть уже поступила на территорию Евросоюза. Мы также обладаем оперативной информацией, что нефть с измененными характеристиками уже находится на территории Украины", — сказал заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Сизов (цитата по "РИА Новости").

***
Беларусь приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии, сообщает БЕЛТА.

***
Заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Сизов сообщил, что сейчас принимаются меры по минимизации поставки сырья с качеством, не соответствующим ГОСТу, путем разбавления его другими сортами нефти, в том числе поставляемыми по железной дороге. 

***
Беларусь рассчитывает до конца 2019 года начать импорт нефти, альтернативной российской нефти, через порты стран Балтии или Украины. Об этом заявил заместитель гендиректора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб, передает БЕЛТА. По его словам, конкретный маршрут импорта альтернативной нефти будет зависеть от условий, которые дадут сопредельные страны по перевалке и транспортировке: "либо балтийские порты, либо Одесса, либо их комбинация".  

Ранее Сергей Гриб сообщал, что Беларусь при поиске терминалов в странах Балтии будет учитывать возможность импорта нефти морским путем. Покупка активов в портах актуальна в том числе с учетом поиска альтернативы импорта нефти после налогового маневра в России. "Этот вопрос в принципе актуален всегда. Все будет зависеть от условий, которые предложат наши партнеры из стран Балтии. Речь идет об объемах 200-300 тыс. т в месяц", - добавил он.

 

ABW.BY следит за развитием ситуации.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото "Вестник Нафтана" и из открытых источников
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...