Фаниполь рулит! Все "секреты" первого метропоезда Stadler M110 в обзоре ABW.BY

5336

Долгожданная премьера нового ультрасовременного метропоезда для минской подземки состоялась в среду, 20 марта, на заводе ЗАО "Штадлер Минск" в Фаниполе. В присутствии высокопоставленных гостей и представителей СМИ был представлен первый поезд из десяти, заказанных Минским метрополитеном для третьей линии метро.

Напомним, что предшествовало этому событию. ЗАО "Штадлер Минск", дочернее подразделение швейцарской компании Stadler, в 2016 году выиграло тендер на поставку Минскому метрополитену 44 вагонов с асинхронным тяговым приводом для формирования 10 поездов (шести 4-вагонных и четырех 5-вагонных). Сумма контракта, как следует из тендерных документов, составила 122.250.000 рублей с НДС. В январе 2017 года был подписан договор, согласно которому ЗАО "Штадлер Минск" уже в 2019 году должно было поставить шесть поездов, остальные четыре поезда - в 2020 году.

Прошло чуть больше двух лет, и вот первый метропоезд уже готов к приемке! Несмотря на сжатые сроки выполнения этого заказа, компания Stadler успешно справилась с поставленной задачей. При этом вся инжиниринговая составляющая данного проекта была выполнена сотрудниками именно "Штадлер Минск". Группа Stadler строит метропоезда с 2012 года, но поезд для Минского метро, получивший индекс М110, не был просто взят из каталога - он разработан под конкретные технические требования заказчика.

Как подчеркнул во время презентации директор ЗАО "Штадлер Минск" Филипп Бруннер, разработка и производство нового подвижного состава осуществлялись в соответствии с новейшими решениями в области железнодорожного машиностроения и по стандартам компании Stadler, которые одинаковы для всех ее предприятий, в какой бы стране они ни были расположены - в Швейцарии, Германии или Беларуси. При этом метропоезда Stadler модели М110 полностью изготавливаются на заводе в Фаниполе.

Концепция вагонов метро Stadler основана на принципе модульности. На уровне подвижного состава модульный принцип означает возможность составления электропоездов общей составностью от четырех до восьми вагонов.

Кузов вагона новых поездов представляет собой цельнометаллическую несущую конструкцию из алюминиевых сплавов со сроком службы 50 лет. В конструкции кузова вагона заложено применение звукопоглощающих материалов, позволяющих снизить уровень шума как в пассажирском салоне, так и на рабочем месте машиниста в кабине поезда.

При разработке нового подвижного состава инженеры "Штадлер Минск" уделили особое внимание цветографическому решению и внешнему дизайну вагонов, чтобы создать оригинальный и запоминающийся образ, ассоциирующий с городом Минском и Минским метрополитеном, а также подчеркнуть высокий технический уровень новых поездов. В основу цветового решения легли цвета герба Минска: синий, белый и красный. Для внутреннего дизайна вагонов метро характерно применение светлых оттенков цветов, лаконичные формы и цельность пространства.

Просторные входные площадки обеспечивают отличные условия для быстрой посадки и высадки пассажиров, а для повышения безопасности зона возле дверей выделена желтым цветом. Сиденья в салоне расположены продольно, с креплением к боковым стенам вагона.

В головных вагонах, в непосредственной близости от входной двери, оборудована зона для перевозки лиц с ограниченными возможностями, а также предусмотрены дополнительные откидные сиденья. Для связи с машинистом в зонах для людей с ограниченными возможностями и в переходах на удобной высоте размещены устройства связи "пассажир-машинист".

Прислонно-сдвижные двери (по восемь в каждом вагоне) в перспективе обеспечат эксплуатацию поезда на третьей линии Минского метро, станции которой будут оборудованы платформенными барьерными ограждениями ДАС-СОТ-М (эта аббревиатура расшифровывается как "двери автоматические станционные для станций открытого типа"). Привод дверей - пневматический или электромеханический, с обеспечением демпфирования при открытии/закрытии. Конструкция привода дверей исключает их самопроизвольное открытие. Над каждым дверным проемом установлена световая и звуковая сигнализация.

Все стекла дверей и окон изнутри салона вагонов оснащаются антивандальной защитой от нанесения царапин и надписей. Салоны вагонов оборудованы сиденьями в антивандальном исполнении.

Новые метропоезда Stadler имеют сквозной проход вдоль всего состава. Широкие межвагонные проходы хорошо освещены и оборудованы удобными поручнями. Сочлененная конструкция предоставляет пассажирам необходимый уровень комфорта при необходимости перемещения по салону и дополнительные места для стоящих пассажиров.

На кузове головного вагона установлены цифровые видеокамеры наружного видеонаблюдения вдоль состава, обеспечивающие необходимую обзорность машинисту. В салоне каждого вагона также установлены по четыре цифровые видеокамеры системы видеонаблюдения.

В каждом вагоне имеются места для подзарядки электронных девайсов. Пассажирский салон оборудован системой кондиционирования воздуха для обеспечения комфорта.

В новом метропоезде Stadler современная кабина машиниста с эргономичным пультом управления. Предусмотрена система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Конструкция лобовой части кузова обеспечивает машинисту необходимую обзорность платформ и тоннелей через станционные зеркала и видимость с рабочего места в положении сидя и стоя.

Для обеспечения контроля и безопасности движения, снижения расхода электроэнергии и сокращения интервалов движения метропоезда Stadler оснащены системой автоматизированного ведения (автоведения), которая обеспечивает энергооптимальное движение с выполнением назначенного графика и гарантированную точную остановку подвижного состава на платформе с точностью ± 25 см от установленного места.

Еще одна интересная особенность новых метропоездов Stadler - головные вагоны оборудованы откидными телескопическими трапами с интегрированными в них ступенями для быстрой и безопасной эвакуации пассажиров в чрезвычайных ситуациях. Трапы расположены в лобовой части кузова - справа от машиниста. Конструкция трапа позволяет приводить его в рабочее положение одним лицом в течение не более одной минуты.

Длина 4-вагонного метропоезда составляет 78,4 м, а 5-вагонного - 97,65 м. Максимальная ширина вагона - 2650 мм, высота - 3690 мм. Количество мест для сидения - 168 и 212 соответственно (из них 8 откидных); количество стоячих мест - 588 и 737 (при норме 5 пасс./м2).

Динамические показатели метропоезд должен иметь такие: максимальная скорость на горизонтальном участке пути при номинальной нагрузке 8 человек на 1 м2 - не менее 80 км/ч; конструкционная скорость - не менее 90 км/ч; максимальное ускорение и максимальное замедление - не менее 1,3 м/с2.

Как было отмечено во время презентации, первый метропоезд Stadler модели М110 до конца марта будет передан на комплексные испытания Минскому метрополитену (проходить их он будет на второй линии). К августу этот поезд должен пройти сертификацию, в октябре-ноябре начнет перевозить пассажиров на одной из действующих линий столичной подземки. Еще четыре поезда из поставки 2019 года находятся сейчас на стадии сборки, шестой - в окрасочном цехе. Летом в Фаниполе начнется производство четырех поездов из поставки 2020 года.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора

Пожалуйста, подождите...