Как "корчеводы" становятся должниками, или Почему продажи новых авто выросли, но радоваться этому рано

40564

Те, кому этот Новый год удалось встретить в здравом уме и твердой памяти, наверняка помнят злободневную песню Семена Слепакова "Это был тяжелый год. В новом будет все наоборот". Эдакая современная версия бесконечной "У попа была собака, он ее любил"...

Это был тяжелый год. Был он тяжелей, чем тот.
Неожиданно нам всем 
много он принес проблем.
Но приходит Новый год - он нам счастья принесет;
И я верю, через год дружно скажет наш народ…

… Но приходит Новый год. Фух… еле дождались.
Будет все наоборот. Эх, заживем теперь.
Он нам счастья принесет. Все машины новые купим, все.
И споем мы через год. Еще как споем…

Так вот, товарищи соотечественники! Официальная статистика категорически не согласна с тем, что 2018 год был плохим. 

Недавно Белорусская автомобильная ассоциация подвела итоги - и выглядят они очень оптимистично. 

В прошлом году в Беларуси было продано 53.835 новых авто. 

Конечно, на фоне мирового авторынка с его 94 млн 791 тыс. проданных машин это количество меньше арифметической погрешности (0,057%). Даже в рамках ЕАЭС мы занимаем скромную нишу в 2,6% при удельном весе российских продаж 94,1%. Впрочем, на фоне огромного Казахстана с его 3% наши показатели выглядят вполне достойно. 

Но давайте посмотрим на эти 54 тысячи с другой стороны. Продажи дилеров в прошлом году выросли на 54%! Таких цифр белорусские продавцы не видели уже много лет. 

Лидеры рынка сделали хороший вал: Renault продал автомобилей на 11% больше, чем в 2017-м, Volkswagen - на 24%, Skoda - на 66%. А Lada и Geely показали и вовсе какие-то космические объемы - плюс 198 и 588% соответственно. 

Эти же марки сформировали и топ-10 популярных моделей в стране, за исключением оказавшейся на десятом месте Hyundai Creta. 

В итоге Беларусь со средним показателем 333 автомобиля на 1000 жителей страны оказалась на уровне Латвии и Румынии, если анализировать европейскую статистику. Но с точки зрения покупки новых авто нам уже нечем хвастать: 4,6 авто на 1000 жителей - это не так уж и много. В соседних России и Польше данный показатель составляет соответственно 10 и 13 автомобилей, а в развитых европейских странах - больше 30 машин на тысячу жителей.

Казалось бы, все неплохо. Но именно сопоставление последних цифр существенно снижает градус головокружения от успехов: да, автомобилей у белорусов, казалось бы, хватает, но новых среди них совсем немного. И даже рост продаж у дилеров пока не в силах изменить общую картину. А если вспомнить, что большинство приобретенных новых авто - "бюджетники", покупка которых сопровождалась привлечением заемных средств через кредит или лизинг, то радоваться пока преждевременно.

Вот и БАА, по словам ее председателя Сергея Михневича, не спешит ставить перед собой амбициозные планы на 2019-й. 

Как ожидают в ассоциации, оптимистичный сценарий на текущий год - это рост 10-15% к 2018-му, реалистичный сценарий - удержать продажи на уровне 2018 года.

О том, что рынок стабилизировался и не намерен больше бить рекорды, говорят показатели декабря 2018-го: рост продаж в этом месяце по сравнению с ноябрем составил лишь 10%, в то время как в 2017 году этот же показатель достиг 40%. Поэтому автомобильного бума в 2019 году не будет.

Причин тому несколько. Во-первых, наши продажи завязаны на состояние как белорусского, так и российского рубля, а курсовые колебания скажутся на ценах. В любом случае машины производства 2019 года будут дороже как минимум на 5%. 

Во-вторых, закредитованность населения увеличивается.

В-третьих, рост доходов населения уже отстает от роста спроса на новые машины, и рано или поздно этот фактор скажется на продажах. 

А как смотрят на идею покупки нового авто в нынешнем году наши читатели? На прошлой неделе мы спросили: "Планируете ли вы в этом году обновить автомобиль?"

Оказалось, что тех, кто не планирует озаботиться этим вопросом в целом, - 79%, из них 43% главным препятствием для обновления личного автопарка видят непростое финансовое положение.

21% опрошенных вполне допускает мысль о смене авто, но из них только 3% рассматривают к покупке новые варианты внутри страны. Такие ответы вполне сочетаются с прогнозами экспертов. 

Что приводит людей за новыми бюджетными машинами? Ответ очевиден. Автопарк страны, сформированный в 2011 году, катастрофически устарел, содержание "корча" оказывается более дорогим удовольствием, чем кредитные выплаты за новую машину экономкласса. И это значит, что достигнутые 54% роста продаж - всего лишь свидетельство того, как небогатым белорусам со старыми машинами вовремя предложили недорогие модели по необременительным кредитам. Хотя и такую роскошь могут позволить себе далеко не все.

А это значит, что на следующем новогоднем застолье мы с чистой совестью опять сможет спеть: "Это был тяжелый год. Был он тяжелей, чем тот".

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Данные сайта www.auto-baa.by
ABW.BY 

Более 77.000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.

Цитировать
Пожалуйста, подождите...