"Ну а что туалеты? За угол отошел - и все дела. Лучше бы деньги нормальные платили". Репортаж из Молодечненского автопарка

17493 21

Общественный транспорт, как и любая дотируемая сфера, никогда не мог похвастать отличным положением дел. Однако только за последние недели публичные обращения самих его работников не раз оказывались на гребне информационной волны. 

Так, на днях 60 водителей столичного троллейбусного парка №3 написали обращение в Минтруда и прокуратуру, где на 6 листах жалуются на износ резины выше нормы, редкие ремонты техники и… на отсутствие возможности сходить в туалет! 

А ведь в начале февраля забили в колокола и сотрудники Молодечненского автопарка №4. На сайте petitions.by появилась даже петиция по этому поводу.

Ее авторы жалуются не только на катастрофический износ автобусов, но и на неграмотное, на их взгляд, распределение техники по маршрутам, использование ее не по назначению. А еще на кадровый голод и нарушения режима труда и отдыха. 

"Зарплата кондуктора - 350-370, у водителя - 450-500 рублей. То, что пишут 800-900, так это у тех, кто работает 300-350 часов, есть у нас и такие. Вы представляете? Человек работает 15-16 часов в день, с одним выходным в неделю, да еще и с билетами. Да, тогда у него зарплата 800, а может, и больше. Но только представьте, в каком состоянии он управляет автобусом. Начальство все это знает, но… водителей не хватает и так далее, - дополняют петицию те, кто знаком с ситуацией изнутри. - Многие водители не включают обогрев, так как будет перерасход топлива, и все это спишется с водителя". 

Выглядит абсурдно, но и молодечненцы лишены условий для базовых потребностей человека: "На конечных нет туалетов, водители и кондукторы вынуждены бегать в кусты".

Журналист ABW.BY решила съездить в Молодечно и лично оценить ситуацию, а также пообщаться с руководством автопарка №4 и его работниками. 

На территорию автобусного парка удалось попасть далеко не сразу. Попытка согласовать визит с руководством заранее провалилась: телефон в приемной неизменно выдавал длинные гудки. Зато когда я появилась на проходной с фотокамерой в руках, первым делом меня спросили: "Ой, а что же вы не позвонили?" 

Вообще мой визит вызвал изрядный переполох. "А зачем вы снимаете?", "У нас тут уже наснимали, вы добавить хотите?", "Что, прямо из самого Минска приехали?", "Что вам нужно?" - вопросы сыпались со всех сторон. При этом дальше проходной меня не пускали.

Я же хотела просто пообщаться с руководством. Поговорить и выслушать их позицию - почему нет?

Заодно за время ожидания я успела выяснить, что парку не сильно везет на руководителей: один скоропостижно ушел из жизни, второй покинул должность. "Говорят, его посадили", - округляет глаза охранник. Действительно, один из директоров автобусного парка №4 скончался еще в 2015 году, насчет предположительной судимости второго точной информации в Сети нет.

Меня продержали на проходной более получаса. Только когда стало понятно, что уезжать, не получив результата, я не собираюсь, за мной спустилась секретарь директора и предложила пройти внутрь. 

Директор: "У нас все нормально!"

Несмотря на то что Виктор Рутковский занимает пост директора Молодечненского автобусного парка №4 всего несколько дней, в курс текущих дел ему входить долго не пришлось - ранее он работал здесь на должности заместителя директора по перевозкам.

Уговаривать его дать комментарии по ситуации долго не пришлось. На первый же вопрос, есть ли на предприятии текучка кадров, Виктор отвечает утвердительно:

- Нужны кадры, да, нужны.

- И сколько сейчас вакантных рабочих мест?

- Смотря по каким категориям. Водителей порядка 20-25 нужно.

- Так много не хватает?

- Для полного закрытия штатной численности, да, такого количества не хватает.

Заработная плата, которую получают водители, по словам директора, составляет в среднем 750 рублей. Почему люди уходят? Виктор пожимает плечами:

- Может, что-то лучшее находят. Многие сейчас на заработки в Польшу и Литву едут.

Информацию о парке, озвученную в петиции, директор целиком и полностью ставит под сомнение:

- Тут кто-то написал… Так теперь у нас пишут неизвестно что.

- Это анонимка считается, - отмечает секретарь Ирина.

- Которая не подтверждена, - добавляет директор.

- Должен быть адресат какой-то… - продолжает Ирина. - Это могли и со стороны вбросить.

Предположений, откуда человек со стороны мог знать "кухню" работы водителя в автопарке, ни у кого не нашлось. К работе диспетчера автопарка, на действия которого жаловались молодечненцы, у начальства никаких нареканий нет.

Впрочем, о Молодечненском автобусном парке №4 интернет и без того пестрит негативными отзывами. "Не приходят автобусы по расписанию!" - возмущенно пишут одни. "Убедительно просим прекратить произвол", - пытаются достучаться до руководства парка другие.

- У нас автобусы ходят по расписанию, которое вывешено на остановочных пунктах. У нас есть интервалы более полутора часов, потому что один автобус на маршруте, и такие маршруты есть. Существует утвержденная маршрутная сеть, ежедневно должно выходить 32 автобуса на городские маршруты - 32 и выходят. Но есть случаи съезда автобусов с маршрута по технической неисправности - это основная причина данной проблемы. Если автобус сходит с маршрута, в этот же рейс нет возможности сразу его отправить.

В том, что некоторое количество автобусов парка в настоящий момент не на ходу, директор тоже не видит особой трагедии, хотя и признает, что проблема есть.

- Все оперативно решается, - заверяет он. - Износ подвижного состава 80-85 процентов на данный момент. Есть автобусы, которые находятся в длительном ремонте, - порядка 7-8 автобусов. Эти автобусы выходили свой ресурс, поэтому для их восстановления необходимы кузовные, сварочные работы, ремонт двигателей.

- И почему они не ремонтируются?

- Они выходили свой ресурс, смысла их ремонтировать уже нет.

- То есть они так и будут стоять мертвым грузом?

- Часть этих автобусов восстанавливается, ставится на длительный ремонт, перевариваются кузова…

Как следует из петиции, составленной неравнодушными жителями Молодечно, на 21.12.2018 в нерабочем состоянии было 29 автобусов, тенденция к улучшению ситуации не просматривалась.

На вопрос о государственном финансировании предприятия директор отвечает уклончиво: "Нормально финансируется".

На вопрос, есть ли туалеты на конечных станциях, директор и секретарь отвечают одновременно.

- Нет, - говорит секретарь.

- Конечно есть! - заверяет директор.

- Так есть или нет?

Выяснилось, что специально оборудованных от автопарка туалетов на конечных станциях действительно нет, но есть другие организации, с которыми, по словам Виктора, у парка договоренность. То есть для того, чтобы банально облегчиться, люди должны ходить в некие сторонние организации и просить пустить их в туалет. Впрочем, даже такая возможность имеется не на всех станциях.

- Вопросы по туалетам практически решены. На конечных остановочных пунктах, например, на том же ЗПМ (завод порошковой металлургии. - Прим. авт.) решен вопрос с пожарной службой, которая там находится. Они разрешают зайти.

- Так это же от пожарной службы зависит? Люди вынуждены проситься зайти?

- Так договоренность достигнута с этими организациями, что они пропускают!

По поводу претензий к работе транспорта автопарка не по назначению директор высказался так:

- Один из видов услуг предприятия - нерегулярные пассажирские перевозки. Мы обслуживаем порядка 15 организаций, со всеми заключены долгосрочные договоры. 

Водителя пассажирской колонны №1 Валерия директор пригласил для разговора со мной как раз перед его обеденным перерывом. Пока идем на территорию, спрашиваю, как водителям здесь работается, хорошо ли платят, каковы условия труда.

- Переработка есть.

- Насколько большая?

- По-разному, часов 40-50.

- Оплачивается дополнительно?

- Не все полностью.

- Почему?

Валерий, возможно, рассказал бы больше, но в это время нас догнал начальник отдела организации пассажирских перевозок Александр Ковалев.

- Все у нас нормально, - заверяет он. 

- Расскажите, пожалуйста, как именно у вас "нормально". Хорошие ли условия для работы? Как платят, оплачиваются ли переработки?

- Нормально у нас платят, никто не жалуется. А вы зачем сюда приехали? Вы в Минске свои проблемы не освещаете? То, что у них, то и у нас.

Вопрос безнадежно сломанных автобусов, которые стоят на территории парка ненужным хламом, волнует меня особенно остро.

- Скажите, а все ли машины, что я здесь вижу, на ходу?

- Да, все.

- Ну как же? Виктор Викторович говорил, что 7-8 автобусов точно не на ходу, где же они? Покажите, пожалуйста.

Александр неохотно машет рукой в сторону стоящих неподалеку автобусов.

- Ну вот эти вроде не на ходу.

- Почему? Что с ними не так?

- Они отслужили свой ресурс.

- Странно, мне говорили про 7-8 автобусов, а здесь и пяти не наберется. А где остальные?

Беседы по существу не получилось. 

Анонимный водитель: "Никто отсюда не уйдет"

Брат Сергея (имя изменено) трудится в АП №4 г. Молодечно водителем уже много лет. Общаться с журналистами он отказался категорически: "Мне еще здесь работать!" Поэтому пришлось узнавать о положении дел от его родственника:

- Туалеты? Ну а что туалеты? Это женщинам надо думать, а мужику сделать это не проблема, за угол отошел - и все дела. Лучше бы деньги нормальные платили или количество часов снижали - это же не дело, что мужик семью почти не видит, а получает за это ерунду.

Уточнить размер заработка мужчина деликатно отказался.

- Те, кто пошустрее, получают категории и опыт и уезжают из страны. Молодежи здесь ловить нечего: ни зарплаты, ни перспектив. Те, кому не удалось или не захотелось уехать, идут в таксисты.

- А брат почему задержался?

- Так у него же возраст! Кто его возьмет на ту же фуру без опыта? Да и семья, дети. Никто оттуда не уйдет и рот никто не откроет - всем нужна работа.

По словам Сергея, за свои рабочие места держатся все, и это касается не только автобусного парка №4. Люди боятся. Боятся открыто говорить, остаться без работы, быть включенными в перечень лиц, не принимающих участия в экономике страны: декрет №3 ни с кем шутить не будет.

- Да и не так уж там плохо, - внезапно резюмирует мужчина.

- Но вы же сами сказали о переработках?

- Ну и что? А где их нет? Хочешь зарабатывать - работай.

Кондуктор: "Нормальных пассажиров - большинство!"

Шумиха, поднятая вокруг автобусного парка №4, вызвала горячее обсуждение в городских пабликах и соцсетях. Примечательно, что большое количество жалоб по поводу не только нерегулярности движения автобусов по маршруту, но и невежливости кондукторов.

Антонина Глинская работает в Молодечненском автобусном парке №4 уже 23 года, кондуктором - 15 лет. По ее словам, пассажиры попадаются разные:

- Люди разные, бывают и конфликтные пассажиры. Например, спрашиваешь за проезд, а они: "Покажем только контролю". Хотя они обязаны предъявить документ на проезд, мы имеем право проверять.

- А в чем проблема предъявить проездной документ, если он есть?

- Это же надо лезть в сумку, доставать, показывать. Бывают и пьяные пассажиры - им лишь бы нагрубить и устроить склоку. Бывает, что и звонят, жалуются.

- А что вы делаете, если, например, пассажир заходит с крупной купюрой, а сдачу дать нечем?

- Стараемся разменять у пассажиров… Из дома "разменку" носим. Обилечиваем уже через пару станций.

При этом, как заверяет Антонина, все не так уж и плохо, лично ей желающих сорвать плохое настроение на кондукторе попадалось немного.

- Нормальных пассажиров - большинство, - улыбается женщина. - Люди и здороваются с нами, и школьники уже приучились сразу показывать справочки. Ну а конфликты - по-всякому случается. Стараюсь сглаживать углы - все же с людьми работаю.

Белорусский работник, как известно, терпеть может долго. Работать 350 часов в месяц, искать куст за углом, ездить в мороз без обогрева. И при этом особо не жаловаться: во-первых, "все не так уж плохо", во-вторых, "а где лучше?", в-третьих, "а чем я потом кормить детей буду?", в-четвертых, "а как я в глаза людям смотреть стану?"… Продолжать можно долго. 

Именно поэтому многие молчат, соглашаясь на унизительные условия, и даже коллективные обращения не спешат подписывать. И в самом деле - сколько той зимы?

ABW.BY будет следить за развитием событий.

Ольга АРСЕНЬЕВА
Фото автора
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое