"Это уже несколько неожиданно". Попытались сравнить расходы на каршеринг, такси и личный автомобиль

27749

Ровно на неделю наш корреспондент отказывается от личного автомобиля и пересаживается на каршеринг, чтобы на собственном опыте всесторонне и досконально изучить все за и против сервиса краткосрочной аренды автомобилей. Желаете поучаствовать в процессе? Задавайте свои вопросы, предлагайте ситуации, а мы в рамках проекта постараемся лично все проверить и обо всем рассказать!

Давайте по-честному с самого начала. Мы не скрываем, что наш материал партнерский. Мы делаем его вместе с оператором Anytime, поэтому используем только автомобили его парка, численность которого недавно достигла 205 единиц. 

Это много или мало? Хватит на всех или нет? Достигнута ли шаговая доступность? Как насчет ответственности за повреждения? Как можно сэкономить или заработать минуты? Наконец, когда краткосрочная аренда может быть выгоднее такси? Вопросов много, в течение недели мы постараемся дать на них ответы - и приглашаем вас участвовать в процессе! 

Оставляйте в комментариях к материалу свои вопросы про каршеринг, предлагайте смоделировать те или иные ситуации - и в процессе нашего дневника вы получите ответы. Мы планируем обновляться каждый день, отвечая на вопросы и раскрывая различные лайфхаки. Следите за нашими публикациями!

День первый. Еще не зарегистрировался? Тебе повезло!

Да-да, это я серьезно! В принципе я тебя даже понимаю. Вот ты - молодой минчанин 25-34 лет (по данным анализа Anytime, среднестатистический пользователь выглядит именно так). Может, старше или моложе, но наверняка с собственным автомобилем. Зачем тебе какой-то каршеринг? 

Но вот ты меняешь машину или сдаешь ее на длительный ремонт. Пешком несерьезно, на троллейбусе несолидно и неудобно. Такси или Uber? Да, но не всегда. Иногда надо в несколько мест, иногда с вещами, иногда просто далеко - выйдет слишком дорого. Тогда почему бы не попробовать каршеринг? Да хотя бы просто из любопытства: что-то новенькое, технологичное (как все современное в этом мире, управляется со смартфона!) и, возможно, даже удобное. Или нет? Но ты ведь наверняка не знаешь! И есть лишь один способ проверить. 

Первый шаг знаком любому пользователю Android iOS: зайти в Google Play или App Store и скачать бесплатное приложение Anytime. 

Далее открыть приложение и ввести номер телефона, к которому будет привязан аккаунт. После этого потребуется заполнить анкету со своими данными, загрузить фотографии и сделать селфи с водительским удостоверением и паспортом. После этого отправить заявку и ждать ее одобрения.

И тут тебе повезло! Еще полтора года назад для подписания договора с предшественником Anytime компанией Drivetime надо было ехать в офис МТС и подписывать договор присоединения. В прошлом году процесс стал полностью удаленным, но одобрение нужно было ждать в течение суток. Теперь же на все про все требуется от 15 минут до… Компания честно предупреждает, что проверка данных может занять до пяти суток. Но на деле верификация нового аккаунта теперь занимает до получаса. 

Вообще все по поводу регистрации и работы сервиса достаточно подробно расписано в разделе "Вопрос-Ответ" на сайте компании. Но настоятельно советую почитать Договор присоединения и Пользовательское соглашение, в которых прописаны все права и обязанности сторон.

Скорее всего, пока будете изучать договор и правила пользования сервисом, вашу учетную запись как раз и одобрят. Теперь осталось привязать банковскую карту - и можно выбирать автомобиль поблизости!

По умолчанию любая машина вам предлагается по базовому тарифу 29 копеек в минуту. Но есть еще и тариф "Сказка" по 35 копеек за минуту, а также суточные тарифы для обоих планов. Какая между ними разница и какой выгоднее? Об этом поговори чуть позже, когда накатаем достаточное количество километров для выводов. 

Итак, я прочел все документы, которые есть на сайте Anytime, расспросил друзей и знакомых, которые уже пользовались каршерингом в Беларуси, вспомнил свой литовский опыт использования арендных авто - отправляюсь в первую поездку в роли человека, сознательно отказавшегося от автомобиля на неделю. Поехали! И сразу совет...

Лайфхак "каршеринговода" №1

Первый и очень важный совет. Помимо осмотра автомобиля перед началом аренды сделайте короткое видео по кругу или сфотографируйте машину со всех сторон ДО и ПОСЛЕ поездки. Тем самым вы убережете себя от претензий со стороны компании, если впоследствии будут обнаружены какие-то повреждения, которые появились после вашей аренды. 

Поскольку это можно сделать до и после использования автомобиля, на стоимость аренды затраченное на такую съемку время никак не повлияет. Кроме того, после открытия автомобиля вам дается 3 минуты на то, чтобы, например, осмотреть машину, проверить комплектность, отрегулировать кресло, руль и зеркала, ну или очистить от снега (щетка и скребок всегда лежат внутри).

Сегодня у меня большие планы по поездкам по Минску, поэтому уже скоро ждите обновлений. И если есть вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Постараюсь ответить на них сам, а если не смогу, то обращусь к представителям Anytime напрямую.

Ни гвоздя, ни жезла! 

Пошли-поехали!

Да-да, сначала пошли, ведь арендная машина вряд ли будет стоять под подъездом, даже если ты ее вчера там оставил. По статистике Anytime утром пользователи едут из спальных районов в центр, днем катают по городу, вечером возвращаются обратно. Так что найти днем машину в той же Серебрянке та еще задачка!

Но ситуация постепенно меняется к лучшему. По мере расширения парка прокатных машин шансы найти свободный автомобиль в шаговой доступности увеличиваются. Еще полгода назад я видел у себя в районе всего одну-две машины на карте, а сейчас их может быть раза в два-три больше. Вопрос в том, как долго до них добираться. С утра в радиусе полукилометра было две машины, еще две - не далее километра. Сейчас, пока я пишу эти строки, один Polo стоит буквально в 200 метрах от моего дома. Как бы не "увели", пока соберусь ехать по делам!

Думаю, вопрос о шаговой доступности подниму за эту неделею еще не раз: посмотрим, как будут "отыскиваться" машины в процессе эксперимента. Пока же мое мнение таково: если автомобиль есть в радиусе до полукилометра, это нормально, особенно в спальном районе. В свое время на стоянку за машиной я и дальше ходил. Но идти за ней более 10 минут или ехать пять остановок на общественном транспорте - нет уж, увольте!

Но пора ехать. Снова захожу в приложение - ближайшая машина как раз в одной остановке, или в 800 метрах. Могло быть и хуже… Быстро бронирую, чтобы не "увели", и бодрым шагом иду к ней. Напомню, что бесплатная "бронь" действует 20 минут, далее включается режим ожидания, который тарифицируется по 7 копеек за минуту. Если вы не отказались от автомобиля после бронирования, а воспользовались им и правильно завершили аренду, следующее бронирование на 20 минут снова будет бесплатным. 

Десять минут - и я на месте. Есть время осмотреть со всех сторон машину на предмет возможных повреждений. Раньше я уже советовал снять короткое видео на смартфон или просто сфотографировать машину со всех сторон до и после поездки. Так вы подстрахуете себя от вопросов со стороны оператора, если после вас обнаружат какие-то недостатки, которые вы не заметили во время приемки или которые действительно появились позже. 

Еще один лайфхак. В процессе аренды могут возникать ситуации, когда придется связываться с оператором по тем или иным вопросам. Телефон call-центра указан на самом автомобиле, но есть еще номер для связи через Viber/Telegram. Лучше заранее внести эти контакты в смартфон, чтобы не терять время впоследствии. 

Если автомобиль имеет повреждения, отмеченные специальными стикерами, это значит, что они уже зафиксированы компанией, о них заявлять не надо. Все остальные царапины и вмятины фотографируем и указываем в приложении. 

С внешним видом все понятно: целая, но грязная - на всякий случай я это отмечу. Теперь можно открывать машину. У вас есть три бесплатные минуты, чтобы завести и прогреть двигатель, осмотреть автомобиль изнутри, оценить состояние салона и проверить комплектность. 

В бардачке должны быть документы на машину (техпаспорт, талон ТО и страховка), заправочная карточка, в багажнике - "запаска", набор автомобилиста (аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки) и щетка. Наши читатели уже отмечали в комментариях, что неплохо бы иметь перед глазами чек-лист: что именно нужно проверять и что должно быть в комплекте. И я с ними согласен! Так проще и в конечном итоге спокойнее.

Когда три бесплатные минуты истекают, автоматически включается режим "Ожидание". Это тоже удобно: мало ли понадобится еще какое-то время на подготовку к поездке. Лучше оплачивать его по тарифу 7 копеек за минуту, а не 29… 

Итак, я готов выезжать. Выбираю базовый минутный тариф - поехали! 

И да, красный свет - зло! Машина стоит, время идет… Приложение показывает, во что обходится поездка в данный момент. Провоцирует ли поминутная оплата гнать? Да! Стоит ли это делать? Пожалуй, нет, но это тема для отдельного разговора. 

Еще один момент: перед поездкой стоит проверять, насколько свободен выбранный маршрут. Я не проверил, а зря: на Радиальной ДТП и пробка. Потерял минут три…

Приехали! Заканчивая аренду, важно выполнить следующие условия. Во-первых, оставить машину в разрешенном месте - по ПДД и по условиям договора. В подземных или многоэтажных паркингах, а также на платных парковках под шлагбаумом ставить автомобиль нельзя, и это, конечно, недостаток с точки зрения пользования. Зато можно оставлять в платных зонах (тех самых, с желтыми щитами), на улицах, на стоянках супермаркетов и так далее. 

Во-вторых, при переводе в режим ожидания или при завершении аренды надо поднять все стекла, выключить фары, "автомат" перевести в режим "паркинг" и затянуть "ручник". Выхожу из машины, нажимаю кнопку "завершить"… 

Все? Последний штрих! Прикрепляю фото припаркованного автомобиля, а для себя снова делаю короткое "страховочное" видео по кругу. Его можно будет удалить через пару дней.

А вот и счет подоспел! Стоимость поездки - 6,64 рубля. На Uber я бы потратил 7,9 рубля. Но я закончил первую поездку, а в планах еще помотаться по городу. 

Удивительное рядом

Итак, после пробной одиночной поездки надо бы устроить испытание посерьезней. Тут как раз обстоятельства сложились таким образом, что за час надо смотаться в несколько мест и до темноты вернуться в свое симпатичное спальное гетто.

Все отлично, вот только машину от редакции "увели", ближайшая снова почти в километре от меня, что не может радовать. Ладно, мысленно добавим в затраты 60 копеек на талончик - две остановки на автобусе быстро исправляют ситуацию и сокращают время в пути до машины до смешных пяти минут. Но справедливости ради: до такси на автобусе ездить еще не приходилось!

Зато новый автомобиль - чистенький снаружи и внутри, комплектный, так что я с чистым сердцем начинаю аренду безо всяких замечаний.

Путь с Востока в "Серебронкс" тернист и извилист: надо заскочить в Зеленый Луг, заодно подвезти племянника на занятия в центр, ибо сам он на общественном транспорте уже не успевает, а потом еще на пару минут зарулить на Октябрьскую. Как раз то, что надо для проверки!

"А что это у тебя за тачка?" - спрашивает "малой" (эта жердь, конечно, на голову выше меня, но все-таки на 22 года младше). Объясняю что к чему, рассказываю про сам формат краткосрочной аренды. "Ух ты, вот это реально круто! Особенно для Беларуси!" И всю дорогу мы обсуждаем с ним эту тему.

В общем, представителя молодежи каршеринг зацепил. Но, откровенно говоря, он еще не автомобилист и всех раскладов не знает. А если посчитать? И сравнить, скажем, с такси и личным автомобилем? Что же, давайте посчитаем.

Суммарно вся поездка заняла 46 минут в режиме движения и 9 минут в режиме ожидания (одна остановка примерно на 2 минуты и вторая на 7). Дистанция - 22 километра, общая сумма - 14 рублей 8 копеек. Из нее 64 копейки - плата за простой автомобиля в режиме ожидания: я просто выходил из машины и закрывал ее с помощью смартфона. А "ездовая часть" по тарифу 29 копеек/километр обошлась в 13 рублей 44 копейки.

Первый отрезок короткий, остальные подлиннее, но между ними две остановки на непредвиденное время. В случае с Uber уже есть вопросы: водитель ждать не будет, а чтобы составить маршрут с промежуточной точкой, из-за которой будет приличный крюк, надо постараться. Проще заказывать три, а то и четыре отдельные поездки. С обычным такси попроще, но расчет также делался как за четыре разные поездки, зато без учета стоимости ожидания. Можно предположить, что одна длинная поездка с двумя остановками обошлась бы дешевле, но технически рассчитать это я не могу.                                                                                                                                                                                                                      

Отрезок Длина, км Стоимость Anytime Стоимость Uber Стоимость Такси 135
Независимости - Седых 5,1 км 2,68 руб. 5,9 руб. 6,08 руб.
Седых - Я.Купалы 9,4 км 5,08 руб. 6,9 руб. 7,44 руб.
Я.Купалы - Октябрьская 3,1 км 2,37 руб. 4,9 руб. 4,50 руб.
Октябрьская - Плеханова 5,2 км 3,30 руб. 5,5 руб. 6,26 руб.
Итого по всему маршруту 22 км 13,44 руб. 23,2 руб. 24,28 руб.


А что в итоге? По расчетам приложения Uber обошелся бы в 23 рубля 20 копеек, классическое такси (в данном случае служба 135, поездка рассчитывалась на сайте компании) - в 24 рубля 28 копеек. Если честно, это уже несколько неожиданно: лично я предполагал, что разница с каршерингом будет меньше. Правда, я успел обернуться до наступления часа пик, так что даже намеков на заторы не застал. С другой стороны, простои на светофорах на стоимость поездки в такси тоже влияют.

Дополнительный плюс каршеринга в том, что за весь маршрут я использовал одну и ту же машину. Пришлось бы везти с собой какие-то вещи, это было бы уже принципиальным преимуществом над тем же Uber, но классическое такси могло предложить то же самое.

Ну а как насчет собственного автомобиля? Ну что такое 22 км - всего пара литров топлива, а значит, пятикратная разница в стоимости поездки. Если считать затраты на бензин, так и есть. Скажем, даже при расходе 10 л/100 км получится что-то в районе 3,39 рубля. И это отчасти справедливо, если сравнивать разовую поездку, когда каршеринг или такси заменяет автомобиль в один из дней.

Но если сравнивать в принципе расходы на тот или иной вариант решения транспортной проблемы, правильнее брать за основу стоимость километра с учетом всех затрат. Здесь сделать расчет просто, так как у меня имеются статистически выведенные цифры для двух автомобилей.

Например, еще несколько лет назад я рассчитал, что километр пробега на Renault Logan (а равно любом ином свежем "бюджетнике") обходился мне в 28 копеек. А это значит, что 22-километровый маршрут стоил бы 6 рублей 16 копеек.

Но у меня есть еще расклад по расходам на нашего чудо-зверя - "ту самую Sierra за 200" из "конфиската". И там совершенно чудовищная цифра 69 копеек за километр (потому что много вложено, пробеги небольшие, а расход топлива под 15 л/100 км). Так вот, на нашем "турбокорче" такая поездка обошлась бы в 15 рублей 18 копеек!

И на этой ошеломительной новости заканчиваем наш сегодняшний отчет. Но не тему каршеринга! Скоро мы расскажем о том, что делать, если вы вдруг повредили арендный автомобиль, какие санкции могут применяться к виновнику ДТП и вообще нарушителю правил.

Следите за нашими публикациями!

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото и видео автора
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...