Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Дорожников" тянут вниз "колхозники", или Еще одна причина плохих дорог в Беларуси

24458

Когда заходит речь об уплате "дорожного налога", автомобилисты любят вспомнить про состояние наших дорог. Мол, "хорошие белорусские дороги" - это миф, их состояние стало заметно хуже последние годы, куда народные деньги идут - непонятно. 

Здесь стоит вспомнить, что год назад глава государства поставил задачу привести в порядок дороги местного значения. И вот принята Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017-2020 годы. 

Важной частью этого документа стала подпрограмма "Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог", в рамках реализации которой запланировано:

  • выполнение работ по поддержанию транспортно-эксплуатационных показателей местных автомобильных дорог;
  • ремонт и реконструкция не менее 7000 км местных автомобильных дорог;
  • ремонт и реконструкция мостов и путепроводов.

Казалось бы, все предельно просто: механизм притока денег на содержание дорог создан, цели поставлены - действуйте!

Но выясняется, что программу "Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог" не так уж просто воплотить в жизнь, ведь дорожно-строительная техника изношена более чем на 90%.

Но что за проблема содержать свой парк в нормальном состоянии? С юридической точки зрения все облдорстрои - это коммунальные организации. Хотя они и подчиняются государству, но находятся на собственном обеспечении. Заработать удается от выполнения заказов, государственных и частных. 

Но схема эта хороша только в теории. Один из камней, который тащит на дно все дорожное хозяйство, - "прикрепленные" в свое время к "дорожникам" сельхозорганизации. 

Многие признают, что владение колхозом - это масса затрат, проблемы с кадрами, бесконечные планы, сколько и чего посеять и собрать, от местных властей, ремонт техники. Как непрофильный актив это очень сложно. Успешными полученные "в нагрузку" колхозы смогли сделать только крупные профильные частные инвесторы вроде "Савушкина продукта", "Биокома" и "Серволюкса", которые фактически делали хозяйства под себя. 

Так вот, на балансе КУП "Гроднооблдорстрой" находится сельскохозяйственный филиал "Доброселецкий" (д. Теглевичи, Зельвенский район), КУП "Витебскоблдорстрой" - сельскохозяйственный филиал "Клевцы" (д. Клевцы, Лиозненский район), КУП "Гомельоблдорстрой" - КДСУП "Заря Полесья" (д. Глушковичи, Лельчицкий район).

В Сети можно найти отчетные данные за 2009 год для сельскохозяйственного филиала "Доброселецкий". 

Из докладов следует, что "коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшился и по-прежнему остается значительно ниже норматива. Этот коэффициент характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, которые так необходимы ему для финансовой устойчивости. Отсюда вытекает вывод: в СХФ наблюдается недостаточное наличие собственных оборотных средств. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами и своевременного погашения срочных обязательств. Этот коэффициент в 2009 году составляет 0,9, но он все так же далек от нормативного. Коэффициент платежеспособности показывает, сколько раз предприятие может погасить свои обязательства. Данный коэффициент в 2009 году уменьшился по сравнению с 2007 годом незначительно всего - лишь на 0,05 и составляет 0,58 при нормативе, равном единице…

… В целом по растениеводству в 2009 году СХФ получил убыток в размере 12,3 млн рублей. По всем сельскохозяйственным культурам был получен убыток. Если рассматривать животноводство, то и здесь нет прибыльных производств, по КРС получен убыток в размере 37,9 млн рублей, а по молоку убыток составил 3,6 млн рублей. По свиньям также получен убыток в размере 31,1 млн. В целом по предприятию в 2009 году получен убыток от реализации сельскохозяйственной продукции в размере 535 млн рублей. Таким образом, за 2009 год в СХФ "Доброселецкий" нет рентабельных производств. В целом по предприятию рентабельность реализованной продукции за 2009 год составила минус 17,1%".

За время существования сельскохозяйственных филиалов в них вложен огромный объем финансов. Средства ушли на закупку новой сельхозтехники, реконструкцию и строительство ферм, приобретение сырья и материалов… 

Есть "везунчики" - КУП "Могилевоблдорстрой" и КУП "Брестоблдорстрой", - которые "сельхозактивами" не располагают. "Минскоблдорстрой" каким-то образом "избавился" от таких непрофильных активов и теперь вполне может работать по профилю. А ведь совсем недавно (до 2011 г.) на его балансе было 6 (шесть!) сельскохозяйственных филиалов:

  • "Грозово" (д.Грозово, Копыльский район);
  • "Вязыньский" (д.Вязынь, Вилейский район);
  • "Косеничи" (д. Косеничи, Крупский район);
  • "Сугвозды" (д. Сугвозды, Воложинский район);
  • "Поплавы" (д.Поплавы, Березинский район);
  • "Березина" (д. Городок, Молодеченский район).

Вот и получается: пока автомобилисты ругают наши дороги, а власти пишут программы, у дорожных организаций как минимум трех областей - Гродненской, Витебской и Гомельской - на планерках соседствуют ямочный ремонт с надоями, ситуация с кормами и битумом, выпас скота и асфальтоукладчиков…

Виктор АНДРЕЕВ
Фото из открытых источников
Специально для ABW.BY

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/204945_1_350.jpg?v=1529045415
Пожалуйста, подождите...