40 минут, чтобы решить "букет проблем" Nissan X-Trail и разобраться с Mercedes AMG. Журналист ABW.BY попробовал свои силы в "Битве диагностов"

13718 27

Вообще у нас была идея отправить на "Битву диагностов" кого-нибудь из наших технических экспертов. Есть среди них как дипломированные специалисты, так и самоучки, вышедшие из смежных профессий. Интереснее всего было бы проследить за классическим "гаражником", прорывающимся в финал, но… Все оказались жутко заняты работой или хозяйственными делами. Что же, "бабу Ягу со стороны брать не будем, воспитаем в собственном коллективе". Так в число участников попал ваш покорный слуга. Это даже интересно: как будет смотреться на фоне "профи" журналист-гуманитарий?

На самом деле "Битва диагностов" - это ежегодное Республиканское специализированное состязание среди специалистов автомобильных услуг Service Master 2018, которое вот уже второй год подряд проводит Академия автобизнеса SENSYS. 

По сравнению с прошлым годом формат мероприятия претерпел значительные изменения. Во-первых, на этот раз все участники были разбиты на четыре категории: "механик", "электрик", "диагност" и "юниор автосервисных услуг". Причем каждый претендент мог попробовать свои силы в двух категориях!

Во-вторых, конкурс теперь состоит из трех этапов. Предварительный проходил дистанционно: каждый желающий участвовать мог зарегистрироваться на сайте мероприятия, получить учетную запись и пройти тестирование на компьютерном симуляторе. Кто справлялся с этим заданием - проходил в полуфинал, представляющий собой письменное тестирование. И лишь шесть лучших участников в каждой из категорий попадали в финал, где уже предстояло доказывать свою квалификацию на практике, обслуживая или диагностируя реальные автомобили. 

Для чистоты эксперимента я даже особо не готовился, хотя отборочный этап это позволял. "Удаленное" тестирование проходило на симуляторе ELECTUDE. Данная программа используется для обучения специалистов сферы автобизнеса и позволяет как давать знания, так и проверять их. Поскольку я выбрал номинации "диагност" и "электрик", то получил более сотни вопросов по этим специальностям. 

Вопросы по каждой теме (свечи зажигания, прямой впрыск, регулятор давления наддува) объединены в отдельный модуль, всего их несколько десятков. Время работы над модулем фиксируется, а вот переход между ними - нет. Отсюда лазейка: прежде чем переходить к разделу "резисторы", можно "погуглить" вопрос. Скажу честно: несколько тем из курса физики я все же освежил в памяти, но лишь для понимания основ. 

Вопросы были как элементарные, так и довольно сложные, особенно для неспециалиста. В основном теоретические, так сказать, на знание предмета, но в ряде случаев было можно прийти к правильному ответу и логическим путем. Ну а чтобы ответить на все вопросы в номинации "диагност" или "электрик", требовалось около часа времени, в категории "механик" - до полутора часов! 

Так что неудивительно, что из 60 заявившихся "электриков" в полуфинал прошло лишь 30, из 58 "диагностов" - 36, из 48 "механиков" - 24, а из 25 "юниоров" - только 17. За бортом остались те, кто набрал слишком мало баллов или же вовсе не завершил тестирование. Я же, имея около 50% верных ответов (а это далеко не худший результат!), уверенно прошел в полуфинал в обеих номинациях. 

Во втором туре, который проходил в стенах Колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе, конкурсанты наконец-то получили возможность собраться вместе и дружно засесть над письменными тестами. За исключением "юниоров", получивших то же задание, что и "механики", для каждой номинации был предусмотрен свой набор из 30 вопросов, на решение которых давалось 40 минут. Поскольку было важно не только количество правильных ответов, но и затраченное время, расслабляться не следовало. 

В отличие от отборочного тура большая часть вопросов была взята из практики (что и подтвердили потом технические тренеры, вложившие в тесты свой личный опыт). Так что работающий диагност мог с ходу ответить на вопрос, сколько граммов воздуха в секунду потребляет на холостом ходу 2,0-литровый атмосферный двигатель. Мне же для этого предстояло потратить на расчеты добрую минуту (перевести приблизительные 1,5 литра топлива в час в граммы в секунду и умножить на "стехиометрические" 14,6) - и все равно в итоге получить неправильный ответ! 

В общем, хотя я и на сей раз не оказался в числе последних, о попадании в шестерку финалистов среди как "диагностов", так и "электриков" не мог и мечтать. К слову о результатах второго тура: у "электриков" лучший из полуфиналистов набрал 27 баллов, еще несколько человек - 18-20, а минимальный результат - 15 баллов. Но в этой номинации баллы начислялись даже за неполный ответ. У "диагностов" все было строже, поэтому лучший результат - всего 21 верный ответ. В шестерку финалистов попали также те, кто заработал 18 и 16 баллов. И, судя по всему, это были крепкие практики… 

Как я уже говорил, что у "юниоров" и "механиков" были одинаковые вопросы. Так вот, молодежь справилась лучше: 27 правильных ответов против 25. "Просто студенты лучше помнят, они это слышали вчера, чем механики, которые этому учились 20 лет назад", - заметил кто-то из членов жюри. 

Это же отличие между молодыми и опытными конкурсантами было видно и на практической части конкурса. В финале "юниорам" предстояло провести техническое обслуживание автомобиля, а "механикам" - еще и обнаружить имеющиеся вопросы по матчасти. Здесь учитывался не только сам факт выполненной работы, но и качество, аккуратность ее исполнения. 

Надел ли конкурсант защитные накидки на крылья, убедился ли в том, что двигатель нагрет, прежде чем сливать масло, использовал ли динамометрический ключ при закручивании "масляной" пробки? И так далее по довольно длинному контрольному списку в руках у технического тренера. 

Так вот, "механики" все делали точнее, быстрее и увереннее, а "юниоры" - правильнее с точки зрения технологии! Интересно, как долго они продержатся в реальной практике?

У "электриков" в финале были свои машины для поиска неисправностей. Так, в случае с VW Caddy предстояло выяснить, почему не хочет заводиться двигатель, почему не тухнет свет в салоне и почему не включается кондиционер. Причем вопросы по свету и кондиционеру в машине были изначально, а вот проблемы с запуском двигателя были уже рукотворными: был отключен разъем на подкачивающем насосе топлива 2,0-литрового TDI. 

Но затягивать с диагностикой Caddy не стоило, ведь рядом стоял Nissan X-Trail, у которого тоже целый "букет" проблем. Не работает свет в салоне при открытии дверей? Это отключены все концевики. Не горят "стопы", а сам автомобиль не хочет сниматься с "ручника"? Наверняка дело в концевике педали тормоза. Так и есть, он отключен! Но и этого мало - "перегорел" предохранитель цепи. 

Двигатель плохо заводится, имеется ошибка по датчику температуры на впуске. Но дело не в датчике - просто "красиво" отключен расходомер…

Работа "электриков" оценивалась не только по результату (найденным причинам заявленных неисправностей), но и по подходу к поиску решения: последовательности действий, аккуратности выполнения работ. Даже если отведенных 40 минут не хватало для устранения, в зачет мог идти правильный диагноз или даже ход мысли в верном направлении.

Аналогичным образом оценивалась практическая часть и у "диагностов": не только результат, но и ход мысли, подход к поиску источника проблемы. К слову, все "неисправности" были "механическими": с электрикой ничего не делали, разъемы не снимали, датчики не отключали. 

Более того, Mercedes, да не простой, а самый настоящий CLS 63AMG, и вовсе не надо было специально готовить: проблема носит естественный возрастной характер!

"Чек" не горит, но ошибка есть. Двигатель относительно долго заводится, работает неровно, потряхивает. Таковы вводные для конкурсанта. Правильный ответ - растянута цепь плюс понижена компрессия в третьем цилиндре. 

Все это можно понять, работая даже с мультимарочным сканером: на мысль о сбое фаз газораспределения должны навести показания датчиков распредвалов, а тест на относительную компрессию можно провести. 

Уже знакомый нам Caddy теперь заводится, но двигатель плохо "тянет", "тупит" - отсюда и неважный разгон. Чтение кодов ошибок указывает на цепь регулятора давления турбины, но разъем на месте, с электрикой вообще все в порядке. 

На самом деле проблема кроется в механической части: шток не ходит, вакуума нет. А причина - "забитый" выход из вакуумного насоса. Для имитации оного в шланг просто вставили болт. 

Когда знаешь правильный ответ и механизм создания неисправности, все кажется простым и очевидным. А вот когда нет, все совсем по-другому! Версий гораздо больше, практических знаний может не хватить. Например, один из участников не работает с дизелями, что, впрочем, не помешало ему разобраться с Caddy. Другой конкурсант, привыкнув к KTS, впервые пользовался предоставленным организаторами сканером Launch и какую-то часть драгоценного времени потратил на освоение нового для себя оборудования. 

Тем не менее с определением тройки сильнейших в этой номинации проблем не было, разве что с распределением мест. Все три лидера очень достойно справились с заданиями, но лучше всех - победитель предыдущего дня в номинации "электрик" Юрий Филиппенко! Лучшим среди "механиков" стал Евгений Ясюкевич, первое место у "юниоров" занял Евгений Волошин. 

Пока судьи совещались по поводу результатов, участники обсуждали конкурс и вспоминали свой путь в диагностику. Кто-то еще три года назад машинами вообще не занимался, был инженером-программистом. Кто-то 10 лет назад пришел на СТО "перекантоваться", но затянуло. А конкурс, в общем-то, интересный, еще бы машин побольше и мастер-классов. И более четкие правила по поводу использования оборудования: можно свое брать или только "партнерским" пользоваться. 

У организаторов тоже есть мысли по поводу следующего года: несколько изменить и расширить формат, добавить номинации. Ну а главное - продолжать начатое. И это хорошая идея: конкурсы профмастерства хороши не только тем, что можно проверить свои силы и оказаться среди лучших, - не менее важна возможность встретиться и познакомиться с коллегами, обменяться контактами, узнать что-то новое и в конечном счете получить импульс к дальнейшему развитию. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое