"Простые граждане" склерозом не страдают, или Что думают об онлайн-сервисе проверки техосмотра читатели

20406 29

Перефразируем бородатый анекдот: "Какова вероятность, что автомобиль с непройденным техосмотром остановит инспектор ГАИ?" - "50 на 50: либо остановит, либо нет". 

На самом же деле вероятность поимки такого нарушителя - единицы процентов. Патрулей на дорогах сейчас не так уж много, а у инспекторов порой не поднимается рука оштрафовать водителя, если на задних пассажирских сиденьях хлопают глазками трое чудесных малышей. Это я вам как знающий человек говорю. Самое неприятное в езде без заветного штампика - постоянное чувство напряженности, необходимость менять маршрут, если кто-то "мигнул фарами", перестраиваться в крайнюю левую в надежде, что взор милиционера не охватит всех едущих в четырех полосах, и обращать внимание на скопления автомобилей у обочин. Впрочем, эти эмоции сугубо субъективные. Факты же говорят сами за себя: полгода без техосмотра, который в итоге обошелся в 330 руб., стоили моей семье 23 рубля. 

Такую же бухгалтерию ведут многие и, отмечая очевидную выгоду, вообще не собираются на станции диагностики. Острый конфликт перешел в стадию затянувшейся ремиссии.

Но все понимают, что этот штиль - затишье перед бурей. Государство назначило сбор на дороги и недополучает половину. Увеличение штрафов и введение повторности результатов не дало: "провал" случился в части контроля за соблюдением законодательства, ведь кадров в ГАИ не хватало и раньше, а тут еще "полиграф" добавился…

Единственное, что могло бы "выкрутить руки" всем, кто игнорирует техосмотр, - это фиксация нарушения в автоматическом режиме. Еще вчера это казалось невозможным, и дело было не столько в технических возможностях, сколько в законодательных.

К примеру, в 2015 году в УП "Белтехосмотр" нам сообщали, что без изменений в действующих нормах закона передача данных о пройденном техосмотре третьим лицам невозможна: "В базах, которые формирует УП "Белтехосмотр", содержится конфиденциальная информация о собственниках ТС, не являющаяся публичной, в связи с чем предоставление информации из таких баз осуществляется в настоящее время только для служебных целей по целевым запросам компетентных органов и организаций. Субъекты хозяйствования такого доступа к базам не имеют".

Аргументы УП "Белтехосмотр" тогда были понятны: диагностические станции на договорной основе предоставляют услугу проведения техосмотра, разглашать полученные при этом данные организации техосмотра по нынешнему законодательству не имеют права.

Но вот прошло три года, закон не изменился, а принципиальности у официальных органов заметно поубавилось. 

За это время, к примеру, была и схема, когда инспектор ГАИ во время остановки водителя с "забытыми" документами по личному телефону справлялся о наличии техосмотра у последнего, и практика совместных рейдов ГАИ и представителей УП "Белтехосмотр".

А в начале этого года выяснилось, что структура техосмотра запускает новые базы, которые в перспективе должны стать открытыми и для ГАИ. 

Недавно прозвенел еще один звоночек: УП "Белтехосмотр" начало тестирование новой системы онлайн-доступа, которая на основании госномера автомобиля и номера техпаспорта сообщает, проходил ли автомобиль техосмотр. "Ею смогут пользоваться как инспекторы ГАИ, так и простые граждане", - сообщили в УП "Белтехосмотр". 

Трудно удержаться, чтобы не съязвить… Кажется, "простые граждане" склерозом не страдают, чтобы заглядывать в базу и напоминать самому себе: "О, так ведь не пройден же!"

В этом сервисе для нас, автомобилистов, наблюдается только один плюс - при пройденном ТО и действительно забытых дома документах база гарантирует правильную квалификацию проступка. Правда, если вспомнить, что среди забытых документов наверняка окажется и договор страхования, то толку от такого ноу-хау все равно немного. 

Этот сервис мог бы стать хорошим подспорьем на случай восстановления утраченных документов или при переносе отметки о прохождении ТО при продаже автомобиля, но без изменений в законодательстве это невозможно.

Как же воспринимать происходящее и что пророчит нам появление общедоступного сервиса с данными о пройденном ТО? Мы спросили наших читателей: "Как вы относитесь к возможному появлению онлайн-сервиса проверки техосмотра?"

Оказалось, что большинство отнеслось к произошедшему равнодушно. Одним (39%) все равно, потому что техосмотр они не проходят и не собираются. Другие (32%), наоборот, предпочитают не нарушать закон и в дополнительных сервисах не нуждаются. 

Переживать сейчас повода не видят 13%. "Пока не введут автоматическую фиксацию, можно спать спокойно", - считают они.

10% автомобилистов (очевидно, у них есть пара-тройка примеров из личного опыта) сомневаются, что новый сервис сразу заработает как надо. 

Наконец, 6% увидели в произошедшем положительную сторону: "Нормально: теперь при забытых документах ГАИ сможет проверить наличие ТО".

В общем-то, всем понятно, куда идет дело. Осталось два невзятых рубежа: внести в базу данные обо всех автомобилях, прошедших техосмотр (пока назывались сроки в пару лет) и принять поправки в КоАП и ПИКоАП (при исключительном желании властей это дело пары недель), и факт непройденного техосмотра начнет фиксироваться автоматически.

Мы даже поспорили в редакции, когда это может произойти. Я пессимистично пророчила вторую половину нынешнего года, Евгений Грачев - не раньше 2020-го. Хоть и жалко проигрывать, но болею за Евгения.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое