Читатели о техосмотре для такси: "Техосмотр нужен, но без двойной уплаты госпошлины"

8258 19

Со стороны может показаться, что белорусским властям крайне не повезло с людьми. То они жалуются на драконовские законы, а потом поливают грязью принятые изменения. То требуют либерализации - и стонут от вседозволенности. То просят разобраться с хаосом, а затем кляузничают, мол, лучше бы не лезли.

Вот и с таксистами такая же история. В конце февраля президентский декрет №7 "О развитии предпринимательства" отменил лицензии для перевозчиков пассажиров в нерегулярном сообщении. В категорию счастливчиков вошли и автомобили-такси.

О том, как начал действовать принцип домино, мы уже писали: отмена лицензий избавила таксистов от необходимости получать желтые "номера", а это означало отмену двухразового за год техосмотра и повышающих коэффициентов для договоров обязательного страхования. 

И тут самое время остановиться и задуматься: а хороши ли такие последствия? И этого ли мы хотели, требуя отпустить удавку на шее бизнеса?

К примеру, повышенные коэффициенты в договорах обязательного страхования учитывают повышенные риски для машин, участвующих в дорожном движении в разы больше остальных. Справедливо? Конечно. 

Уйдя в сторону, отметим, что и к прежней схеме были претензии: ведь владелец такси из регионов, заплатив по региональным тарифам, мог без проблем пристроить свою машину в столичную компанию. А еще таксисты и прежде не гнушались оформлять обычную страховку для своих машин. 

Что же касается новых правил игры, то, по словам сотрудников Белгосстраха, наличие/отсутствие желтых "номеров" положение вещей не изменило, потому что обязанность указывать в заявлении то, что автомобиль используется в качестве такси, за автовладельцем сохраняется. 

Выходит, отмена лицензирования в данном случае ничего не изменила.

Теперь о проблеме прохождения техосмотра автомобилями-такси каждые шесть месяцев. Ее, по сути, надо делить на две составляющие: контроль за техническим состоянием транспорта, участвующего в перевозке пассажиров, и уплата госпошлины. 

Нужен ли сам контроль? Эффективен ли он? 

Конечно, любая неожиданность может случиться даже с самым ухоженным и досмотренным транспортом, жизнь непредсказуема, никакой осмотр не гарантирует поломок в течение последующих шести месяцев, и это понятно. Но как пассажиру любому из нас все-таки важно знать, что такси, на котором он едет, регулярно проверяется. На независимых станциях, точках ГУ "Белтехосмотр" или штатными мастерами - неважно. Главное, чтобы эта проверка была качественной. Выходит, проблема не в контроле, а в его качестве?

И лишь вопрос уплаты госпошлины, идущий прицепом за частым техосмотром, выровнялся сам собой. Ведь нежелание законодателя в свое время отвязать госпошлину от техосмотра сделало таксистов, по сути, заложниками ситуации: не столько они портили белорусские дороги, сколько платили за их содержание. 

Кстати, и наши читатели придерживаются такого же мнения. 

Это показал недавно проведенный на нашем сайте опрос на тему "Должны ли автомобили-такси дважды в год проходить техосмотр?". 

За вариант "Техосмотр - да, но без двойной уплаты госпошлины" проголосовали 47% респондентов.

В целом к качеству и необходимости техосмотра претензии имеют 26% опрошенных - они выбрали вариант "Нет, эта процедура неэффективна".

"Необязательно техосмотр, но какой-то контроль за техсостоянием такси должен быть", - ответили 17%, а 10% указали: "Да, ведь речь идет о безопасности пассажиров".

Итак, позиция людей понятна: они хотят получить гарантии своей безопасности без выкручивания рук бизнесу.

Добились ли мы этого с помощью озвученных инноваций? Может, от выкручивания рук и удалось частично избавиться, а вот с безопасностью перевозок образовалось больше вопросов, чем ответов. Скажем больше: с прохождением техосмотра автомобилями-такси заварилась такая каша, что расхлебать ее будет очень непросто. И материал на эту тему мы уже готовим. 

Ну а много ли требуют от власти те, кто хочет, чтобы изменения в закон были обоснованными, согласованными с другими сферами, понятными и с предсказуемыми последствиями? Видимо, много. Вот же не повезло с людьми-то...

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое