Заявления, ожидания и реальность - почувствуйте разницу. Как изменения в КоАП изменили жизнь автомобилистов

22001 19

Нельзя сказать, что прежняя редакция Кодекса об административных правонарушениях сильно портила водителям жизнь. Нюансы были, чего уж спорить, но больше ждали изменений в части уплаты госпошлины. А тут поправки в административное законодательство.

Сначала показалось: хорошие идеи! Тут тебе и отказ от лишения права управления за повторное в течение года превышение скорости на 20 и более км/ч, и отмена штрафа за забытые документы, и увеличение срока оплаты штрафа, и отказ от изъятия талона к водительскому удостоверению… Положа руку на сердце, этот талон вообще пора уже выбросить на задворки истории, но у нас быстро только сказки сказываются…

В итоге оказалось, что с поблажками для лихачей депутаты перегнули, МВД костьми легло, чтобы доказать, что наполняемость бюджета в данном случае не самый весомый аргумент. Ладно. Но остальные-то "плюшки" в законе остались! Пока шли заключительные законодательные процедуры, мы жили с заголовками: "Забыл документы - поехал дальше!", "Штраф за забытые водительские "права" отменен изменениями в КоАП", "В ГАИ напомнили о нововведениях в КоАП, сегодня вступивших в силу: "нет документов с собой" и месяц на оплату штрафа на месте", "Послабления автомобилистам: вступили в силу поправки в КоАП". 

Со статьей 18.18 КоАП мы действительно попрощались. 

Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, либо отказ от предъявления таких документов, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством соответствующей категории, - влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.


Сразу вспомним, что отсутствие сертификата о прохождении техосмотра и заключенного договора страхования является основанием для возбуждения административного дела по специальным нормам - ч.5 ст.18.12 и ст.18.20 КоАП. Потом, конечно, можно принести в ГАИ лежавшие дома документы и потребовать отмены составленных протоколов, но каждому понятно: сертификат и страховку лучше возить с собой. 

Что у нас остается? Водительское удостоверение, талон и свидетельство о регистрации. Казалось бы, право управления ТС и право собственности на автомобиль легко пробиваются по базе ГАИ. Однако в самом ведомстве сразу предупредили: лучше не тратьте свое и инспектора время на проверку. "Процедура проверки по соответствующим базам данных предполагает определенные временные затраты. Кроме того, в системе может отсутствовать информация о документах, выданных давно. В этом случае потребуется дополнительная проверка", - отметили в ГАИ

А вскоре в пользу ношения с собой документов "вылез" еще один аргумент.

Пункт 12 из ПДД ведь никуда не делся, водитель по-прежнему обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации;
  • документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на ТС. 

А ПДД водители соблюдать обязаны. Что происходит с нарушителями? Правильно - их преследуют по закону. 

В измененном КоАП на этот счет нашлась подходящая норма.

Статья 18.22. Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения…
5. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных Правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12-18.16, 18.19-18.21 настоящего Кодекса и частями 1-4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.


Это значит, что всякий, кто не предоставил сотруднику ГАИ для проверки в/у и свидетельство о регистрации, все равно без наказания не останется. Только водители без талона могут выйти из этих правовых дебрей без потерь.

Поэтому справедливо было бы изменения в кодекс анонсировать как "забыл талон дома - поезжай спокойно". 

Мы же поинтересовались у водителей, возят ли они с собой документы после вступления в силу изменений в КоАП.

В итоге оказалось, что на удочку агитационных лозунгов попался 1% автомобилистов: "Раз ответственность отменили, то перестал". И еще 1% участников опроса признался, что "теперь с собой только те, что касаются автомобиля, в/у можно и по базе проверить". 

В середине оказались правовые нигилисты: 6% голосов набрал вариант "И раньше не брал, и теперь не беру - дома они целее будут", 7% - "Как получится. Никогда не следил за этим моментом".

У основного числа автомобилистов отношение к необходимости брать с собой весь пакет документов не изменилось. "Да, все документы всегда при мне", - ответили 85% респондентов. 

Отдельного упоминания заслуживает и разрекламированное заверение, что теперь при составлении европротокола виновный не получит штраф от ГАИ. Хотя как раз отсутствие необходимости заявлять об аварии в ГАИ и ранее позиционировалось как весомый аргумент в пользу европротокола. 

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Удобный срок в месяц, чтобы оплатить штраф, и хороший стимул в дополнительные две базовые, если этот срок будет нарушен; логичное разделение в квалификации деяния в зависимости от того, есть ли при ДТП пострадавшие (раньше ущерб имуществу и легкие телесные повреждения в глазах закона были равнозначными последствиями); ужесточившееся преследование "лишенцев". Хорошо. 

Но у водителей каждый день споры с ГАИ из-за пропуска/непропуска пешеходов, разбирательства в судах по ДТП со смертельным исходом с теми же пешеходами, непонимание по растаможке и постановке на учет легковых и грузовых автомобилей и недоумение, с кого спрашивать по поводу выбегающих на дороги диких животных. Каждый из этих моментов (да и многих других) нуждается в дополнительном пояснении и проработке. И это мы ни слова не сказали о техосмотре! 

Так что лечить насморк при аппендиците никто не запрещает, но от перитонита это не спасет.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Популярное за неделю

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое