На "Юнисоне" будут собирать электромобили. Что надо, чтобы они пошли в "массы"?

10770

Сразу две модели электромобилей Zotye по SKD-технологии планирует собирать на своих мощностях завод "Юнисон". Двухместный "микрокар" Zotye E200 и почти 5-метровый седан Zotye Z500 EV были представлены сегодня широкой публике. 

На данный момент рынок новых электрокаров в Беларуси катастрофически мал и рассчитан в основном на весьма состоятельную публику, потому что выбирать приходится между дорогущими Tesla и довольно своеобразным BMW i3. Руководство "Юнисона" полно решимости кардинально изменить эту ситуацию с помощью своих относительно доступных моделей E200 и Z500 EV. 

"Относительно доступных" - это примерно 17.000 у.е. в эквиваленте за "малыша" E200 и 22.000 за седан Z500 EV.

Впрочем, точные цены пока неизвестны, и вот по какой причине. Дело в том, что во всех развитых странах - в Европе, США, Японии - популярность электрокаров напрямую зависит от поддержки государства. Субсидии либо налоговые льготы являются весьма эффективным инструментом, именно они позволяют развиваться рынку электрокаров и всей соответствующей инфраструктуре. Так, в Китае покупатель электрокара получает дотацию (или скидку) в размере 35% стоимости авто, в США - 25%, а в Эстонии - 50% (но не более 18.000 евро) плюс тысячу евро на покупку домашнего зарядного устройства. Во многих странах практикуются также скидки на уплату налогов, а в Португалии, к примеру, даже покупатель подержанного электрокара получает дотацию 1500 евро. Еще интереснее ситуация в Дании: помимо скидки на уплату налогов владелец электрокара получает также право на бесплатную парковку в столице страны Копенгагене. 

Какие преференции или льготы предлагает наше государство? Правильно - никаких. Именно поэтому "Юнисон", презентуя электрокары Zotye, делает упор на то, что без помощи государства электромобиль еще долгие годы останется игрушкой для состоятельных людей. Пойти "в массы" ему пока мешает множество причин: высокие цены, отсутствие развитой сети электрозаправок, странные тарифы на страховку и т.д. 

А между тем все идет к тому, что именно в Беларуси электрокар имеет все шансы стать массовым, ведь полным ходом идет строительство АЭС, и появление сотен тысяч потребителей в лице владельцев электрокаров будет как нельзя кстати. Расширение сети электрозаправок в принципе тоже вполне реальная задача, причем без принуждения, - в этом должны быть заинтересованы владельцы сетей обычных АЗС, у которых имеются и возможности, и ресурсы. Дело остается за малым - сделать электрокар более доступным за счет налоговых льгот или дотаций. Ведь, согласитесь, большая разница - электромобиль за 30 или за 20 тысяч долларов? А если он будет еще дешевле, тогда действительно есть все шансы стать "народным"…

Ну а теперь познакомимся с представленными авто. Двухместный Zotye E200 - само очарование. Он как яркая игрушка, к которой так и тянутся руки. Понятно, что рынок таких авто, будь они хоть электрическими, хоть бензиновыми, микроскопически мал, но все равно забавный малый. 

А вот характеристики у него заявлены вполне серьезные: пробег на одной зарядке - до 220 км, время зарядки - 6-8 часов от обычной розетки, максимальная скорость 120 км/ч. Электродвигатель номинальной мощностью 30 кВт питает литий-ионная батарея емкостью 24,5 кВтч, которая весит 243,5 кг. Сам двухместный электрокар весит 1080 кг. И, по мнению представителей "Юнисона", может быть весьма интересен различным корпоративным заказчикам типа курьерских или каршеринговых компаний. Что же, если учесть, что стоимость содержания электрокара в разы ниже, чем у обычного авто (стоимость топлива, ТО и т.д.), E200 действительно может быть интересен, если цена не окажется слишком высокой.

Та же история и с белым Zotye Z500EV: если цена не будет заоблачной, интерес к машине будет. Ну а пока нам интересны характеристики, и они следующие: электродвигатель на 95 кВт выдает крутящий момент 260 Нм (очень неплохо!), что позволяет авто массой 1675 кг развивать максимальную скорость 140 км/ч.

Разгон до "сотни" - менее 10 секунд. Но если вы будете проверять это на каждом светофоре, то вряд ли сможете на одной зарядке проехать "заявленные" 300 км. Но в спокойном режиме это вполне реально, в том числе и потому, что водитель сам может выбрать интенсивность рекуперации, которая на каждом торможении будет подзаряжать батарею. И если грамотно пользоваться этой функцией в городе, то пробег на одной зарядке можно действительно существенно увеличить. 

Впрочем, нас сейчас волнует совершенно другое: поддержит ли государство электрокары и их производителей? Станут ли электромобили массовыми, а сети зарядочных станций - обширными? На данный момент - неизвестно. Но есть шансы, что что-то все же изменится: по слухам, грядет серьезная реформа в этой сфере. Так что поживем - увидим…

Павел КОЗЛОВСКИЙ
ABW.BY
Фото автора и из открытых источников

Пожалуйста, подождите...