"Вы хотите, чтобы я платил 2 рубля за парковку?" Как мы работали с эвакуатором возле авторынка

32267 54

Наверное, если спросить автомобилистов Минска о том, какую связанную проблему стоит решать в городе в первую очередь, один из популярнейших ответов будет касаться парковок. О нехватке мест, где законно можно было было бы оставить машину, говорят и простые водители, и власти. В то же время и те, и другие относятся к нарушителям крайне негативно, отмечая, что среди последних не так уж много тех, кто вынужден парковаться не по правилам, многие поступают так ради собственного удобства, пусть и в ущерб другим.

В минувшую субботу мы отправились в рейд с сотрудниками ГАИ Минского района к авторынку в Малиновке, чтобы узнать, кто и по какой причине нарушает правила остановки и стоянки и можно ли, наказывая водителей, справиться с проблемой.

Место выбрано не случайно: администрация рынка пожаловалось на большое количество нарушителей и трудности с проездом.
 
10 утра, мы встречаемся с сотрудниками ОГАИ и службы эвакуации на АЗС возле входа. Сегодня мы будем дежурить на прилегающих улицах, выявлять тех, кто игнорирует Правила, и по необходимости эвакуировать оставленные "под знаком" автомобили. 

К слову, в последние несколько лет ситуация с парковками здесь изменилась кардинально: раньше автомобилисты оставляли машины вдоль дороги на прилегающих улицах, из-за чего подъезд к рынку был очень затруднен. Сейчас территория облагорожена: совсем рядом уже давно действует платная автостоянка, а несколько лет назад в 5 минутах ходьбы появилась и достаточно большая по площади бесплатная. Получается, удобные условия для водителей созданы, а дополнительный комфорт доступен за плату.

- Если сравнить с тем, что было года 3 назад, ситуация значительно улучшилась. Но все равно находятся водители, которые оставляют машины вдоль дороги, несмотря на запрещающие знаки. Рядом две парковки – свободное место найти можно, но проблема в том, что некоторые хотят стать и бесплатно, и поближе к цели. В итоге они мешают движению других автомобилистов и общественного транспорта, - рассказывает инспектор ДПС ОГАИ Минского РУВД Андрей Лапатка.

Дежурить мы сегодня будем на двух эвакуаторах, один из которых с манипулятором – для погрузки полноприводных автомобилей. Сначала сотрудник ГАИ объезжает территорию вблизи рынка - нарушителей нет. Возможно, еще слишком рано, покупателей на рынке не много. 

Возле торгового центра и магазина "Соседи" инспектор обнаруживает припаркованный на месте для инвалидов Lexus. Сложно сказать, стоит автомобиль здесь недавно или несколько дней, но сомнительно, что водитель поставил авто на это место от безысходности – по словам инспектора ГАИ, практически не бывает дней, чтобы эта парковка была заполнена. Сейчас она наполовину пустая.

"Парковка на месте для инвалидов – одна из частых проблем, с которой водители обращаются в ГАИ. Обычно такие места специально оборудованы и расположены таким образом, чтобы водитель с ограниченными возможностями мог без проблем достать коляску или иное средство передвижения, пересесть в нее из машины. Для этого нужно дополнительное место. Владелец Lexus будет привлечен к ответственности, а автомобиль мы доставим на охраняемую стоянку". 

Инспектор составляет протокол, осматривает автомобиль на наличие повреждений, записывает их в протокол осмотра и производит фотофиксацию. Кроме того, ему до начала процесса погрузки необходимо получить данные и подписи двух понятых, а также сообщить об эвакуации в дежурную часть, чтобы владелец, когда будет искать свой автомобиль, мог позвонить и узнать, где он находится. Всего на оформление одного автомобиля у одного сотрудника уходит 10-15 минут.

ПДД Глава 1 пункт 2.41. Остановка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также более чем на 5 минут, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо загрузки (разгрузки) транспортного средства;

 

Недавно в редакцию обращался читатель, который утверждал, что его автомобиль забрали за 5 минут, пока он бегал в "обменник". Мы поинтересовались, можно ли оформить документы быстрее, либо уже после эвакуации. По словам сотрудника ГАИ, если работает несколько человек, протокол можно оформить быстрее, чем если работать в одиночку. В таком случае один осматривает авто, делает фото, а также проверяет его по "базам", а второй заполняет документы. Но в любом случае, по словам инспектора, процесс оформления и погрузки обычно занимает более 5 минут.

Также мы поинтересовались у сотрудника ГАИ и работников службы эвакуации относительно конфликтов с владельцами о повреждениях автомобилей.

- Да, некоторые владельцы заявляют о повреждениях, но, как видите, предварительно автомобиль фотографируется и в протокол заносятся все дефекты – это прежде всего в наших интересах, чтобы избежать конфликтов с владельцами. К тому же мы работаем не один год, знаем, как осторожно поднять автомобиль, а наша техника позволяет погрузить машину без повреждений – как видите, контакта с кузовом нигде нет, диски не царапаются.

За время оформления владелец так и не дал о себе знать, автомобиль отправляется на охраняемую стоянку на улице Наполеона Орды. Сотрудники ГАИ следуют к авторынку. На часах уже около полудня, покупателей становится больше. Пять владельцев автомобилей припарковались в зоне действия запрещающего дорожного знака "Остановка и стоянка запрещена" и ушли на рынок. 

Сотрудник ГАИ осматривает автомобили и фиксирует время их обнаружения. К тому моменту, когда эвакуатор доезжает со стоянки, несколько водителей уже получают штрафы по статье 18.22 КоАП. Если автомобилист до этого не привлекался к ответственности за аналогичные проступки, он заплатит штраф в 1 базовую величину (23 рубля). Если же выяснится, что нарушение в течение года совершено повторно, владельца ждет штраф по второй части статьи в размере 46 рублей.

Приезжает эвакуатор, Volkswagen Polo начинают готовить к погрузке, но пока заполняют документы, подходит владелец. Автомобиль "освобождают", нарушитель обходится лишь штрафом. На очереди - припаркованная за ним Toyota. На этот раз автомобилист не появился, поэтому Camry ставят на эвакуатор и увозят. Теперь кроме штрафа водителю придется оплатить еще услуги эвакуации и хранения автомобиля на охраняемой стоянке – в общей сложности около 90 рублей.

Примечательно, что освободившиеся места тут же пытаются занять другие автомобилисты. Сотрудник службы эвакуации предупреждает о последствиях, после чего водители ретируются. Зато возле второго выхода с авторынка инспектор обнаруживают еще несколько припаркованных с нарушением автомобилей – владельцы не заметили эвакуатор и смело оставили свои авто. Судя по всему, многолетнюю привычку останавливаться здесь так запросто не искоренить, и чтобы разгрузить улицу полностью, нужен постоянный контроль нескольких сотрудников.

Пока инспекторы дожидаются возвращения эвакуатора, они оформляют нарушение в отношении водителя Subaru Outback. Увезти его вторым эвакуатором невозможно, так как машина полноприводная.

В это время к инспектору подходят двое парней. С их слов, они не владельцы ни одного из припаркованных здесь авто, а подошли, чтобы выразить свое мнение и заступиться за автомобилистов.

"Ладно в городе, но здесь машины никому не мешают. За что штрафовать людей? За то, что они здесь поставили машину, а не заплатили 2 рубля на платной парковке? Мы же не знаем, что у человека произошло. Лишь бы "впаять" штраф. Я не могу понять, зачем машину эвакуировать. Сотрудник может без проблем пробить по "номеру" машины телефон владельца и связаться с ним, отнестись более лояльно. Эвакуация нужна, если машина препятствует проезду, а здесь они никому не мешают. Это же даже не улица, это авторынок, можно сказать, дворовая территория. То, чем занимаются сотрудники сейчас, – выполняют план". 

В это время к своему автомобилю подходит владелец Subaru с товарищем. Сотрудник службы эвакуации просит владельца подойти, также просьбу повторяет инспектор, стоящий в это время возле эвакуатора. Водитель Subaru садится в авто и собирается уехать, но сотрудник службы эвакуации, а затем и инспектор оббегают эвакуатор с другой стороны и подают водителю знаки, чтобы его остановить. Водитель останавливается.

ПДД, Глава 3 пункт 9.1. Водитель обязан останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также должностных лиц, указанных в части третьей настоящего подпункта. Требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета. В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

Стороннему наблюдателю сложно судить, слышал ли водитель указание подойти, видел ли инспектора и как трактовал действия обоих должностных лиц, но в ходе дальнейшего разговора признал, что нарушил ПДД, припарковав автомобиль в этом месте, но не согласен с тем, как и кем он был остановлен. 

- Стоял эвакуатор, мы выезжали, но на дорогу выбежал какой-то мужчина, начал показывать, чтобы я остановился, потом выбежал инспектор. У инспектора в руках не было ни жезла, никакого иного необходимого предмета, он останавливал меня рукой. Где машина со спецномерами? Говорят, что мы убегали, но ничего мы не убегали. Я соглашусь, что мы нарушили, но они тоже нарушили. На проезжую часть выбежал непонятный человек, составил мне преграду, потом выбежал инспектор. Так останавливайте нас по закону, а так, как нас останавливали, тоже такого не должно быть. 

Все заканчивается составлением административного протокола в отношении водителя за нарушение им правил остановки и стоянки, после чего водитель уезжает.

Зато нашелся водитель эвакуированной ранее Toyota. Он узнал, что машина была эвакуирована и хочет забрать ее. "На самом деле, я впервые ставлю здесь машину, до этого всегда парковался на бесплатной парковке. Сегодня, думаю, заскочу быстро, куплю запчасти" - отвечает он на вопрос инспектора о том, почему припарковался здесь. 

Вскоре часть дороги возле одного выхода из авторынка была уже свободна, зато возле другого, аккурат возле пешеходного перехода, все равно нашлось несколько автомобилей. 

Например, вот эта Audi.

Пока производились все необходимые процедуры, хозяин не появился. Поэтому машину увез эвакуатор. 

На этом наше дежурство заканчивается, хотя ГАИ будет работать здесь до закрытия рынка.

Как показало общение с водителями, многие из них знали о существовании других стоянок, но припарковались именно здесь, потому что надеялись быстро купить запчасти и уехать. Возможно, дело привычки. Возможно, "стадный инстинкт": раз другие стоят, почему бы мне не стать тоже. Перед отъездом мы интересуемся мнением инспектора, насколько эффективны штрафы и эвакуация для борьбы с нарушителями правил парковки:

- Эффект есть, но все мы городские жители, все понимаем, что только таким путем ситуацию не исправить. Проблемы с нехваткой парковок есть по всему городу, а у нас в районе есть места, где у людей просто нет иного выхода. Те же Боровляны, поселок Лесной, где дом на доме. Есть проблемы и в других районах. Одни паркуются, а другие звонят в ГАИ – в результате люди озлоблены друг на друга. 

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...