Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Официальный ответ ГАИ МВД: "Свидетельство о безопасности конструкции для физлиц потребуется с 1 июля"

79587

До 1 июля - даты, с которой владельцы транспортных средств, пригнанных из-за пределов Таможенного союза, должны будут при постановке на учет предоставлять в ГАИ свидетельство о безопасности конструкции, осталось всего два дня. Но множество вопросов по требованиям и получению данного документа до сих пор остается без ответов. Две недели назад мы отправляли официальные запросы в ГАИ, чтобы хоть как-то прояснить ситуацию. Недавно в редакцию пришли ответы. 

"Физлица могут ввозить ТС для собственных нужд до 1 июля"

15 июня на нашем сайте вышел материал "450 рублей на ровном месте. ГАИ для постановки на учет уже требует "свидетельство о безопасности", в котором рассказывалось, как у новоиспеченного владельца мотоцикла при постановке его на учет в Барановичах потребовали свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Парень делать его не стал, так как в других городах в то же время о данном свидетельстве никто не знал, и зарегистрировал транспортное средство на свою девушку, которая проживает в Минске. В то же время в МРЭО ГАИ Могилева, Гродно и Кобрина, когда мы звонили туда под видом владельца мотоцикла из Европы, посоветовали поторопиться с постановкой на учет, пояснив, что с 1 июля вступят в силу изменения в Указе Президента РБ №200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан" и данный документ станет обязательным для владельцев всех транспортных средств, пригнанных из-за пределов Таможенного союза. Так как вышла неразбериха, мы попытались разобраться в вопросе и отправили письменные запросы в УГАИ Брестского облисполкома и ГАИ МВД Республики Беларусь. Когда до дня икс осталось меньше недели, мы решили поинтересоваться, что говорят о данном документе в МРЭО ГАИ г. Минска и знает ли кто-то о нововведениях на авторынке.

Для начала рассмотрим ответы из Госавтоинспекции. В УГАИ Брестского облисполкома в ответ на наше обращение пояснили, что перечень документов, необходимых для осуществления процедуры государственной регистрации, указан в п.15.11 Указа Президента РБ №200 и что в этом пункте одним из требуемых документов для транспортных средств, ранее не зарегистрированных на территории ТС, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Получение данного документа предусмотрено п.68-71 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011. Как было указано в письме, в качестве заявителя может выступать изготовитель транспортного средства, или его представитель, или лицо, которое осуществляло ввоз данного транспортного средства на территорию Таможенного союза, или его представитель.

В официальном ответе из ГАИ МВД было указано, что в соответствии с ТР ТС 018/2011 единичным транспортным средством является средство, ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза физическим лицом для собственных нужд или ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет. В письме было указано, что с целью приведения нормативных правовых актов РБ в соответствие с требованиями данного техрегламента в определенные законодательные акты были внесены изменения и дополнения. В частности, в марте 2015 года был подготовлен и направлен в Министерство юстиции проект указа "О внесении дополнений и изменений в Указ Президента РБ №200". Данные дополнения и изменения были утверждены 20.01.2017 и вступили в силу 26.04.2017.

Также в письме говорится, что Советом Министров РБ было принято решение, в соответствии с которым физические лица могут ввозить единичные транспортные средства для собственных нужд на территорию Евразийского экономического союза без подтверждения процедуры соответствия до 1 июля 2017 года. После этой даты для транспортных средств, с момента изготовления которых прошло более трех лет, уже необходимо будет предоставлять в отдел регистрации свидетельство о безопасности конструкции, а для транспортных средств моложе трех лет - заверенную копию одобрения типа транспортного средства. 

Что касается нашего случая, в ГАИ пояснили, что так как мотоцикл героя нашего материала был ввезен юридическим лицом, оно обязано было получить и при продаже предоставить каждому покупателю на каждое транспортное средство свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Если бы данный мотоцикл был ввезен физическим лицом, до 1 июля документ ему бы не требовался.

Данное письмо, которое должно было разрешить все вопросы, вызвало еще больше сомнений. Почему в ответе ГАИ везде фигурирует слово "ввоз", а требуется данное свидетельство при постановке на учет? Почему, если данный документ должно делать лицо, которое ввозит мотоцикл или автомобиль, его требуют при регистрации, ведь человек, который ввез мотоцикл, может и не ставить его на учет или вовсе не использовать как транспортное средство? Когда необходимо его получать: перед постановкой на учет или сразу после ввоза на территорию РБ? Почему данное свидетельство не требуется при заключении сделок купли-продажи, ведь порядок, который существует сейчас, может спровоцировать волну недовольства, когда продавец ввезет мотоцикл из Европы, продаст его у нас и исчезнет, а потом окажется, что он не сделал это свидетельство. Сможет ли в этом случае покупатель сделать документ? Опять же как быть, если человек ввозит транспортное средство до 1 июля, а ставит на учет после этой даты: кто должен будет делать свидетельство? 

"Что-то, может, и вводят, но достоверно ничего не знаю"

Чтобы попытаться разрешить данные вопросы, во вторник, 27 июня, отправляемся в МРЭО на ул. Тимирязева. По легенде мы хотим пригнать из Европы автомобиль Ford Fusion в 20-х числах июля и обратились за помощью в фирму, которая занимается подбором авто и их пригоном.

"Вам потребуется удостоверение таможни, таможенный приходный ордер и утилизационный сбор. Свидетельство о безопасности конструкции? Автомобиль же не новый? Вам не понадобится этот документ".

Ответов мы не получаем - сотрудники МРЭО утверждают, что даже после 1 июля данный документ нам не понадобится. Может, нам удастся найти среди посетителей человека, который недавно пригнал машину из-за пределов ТС? В зале многолюдно, однако желающих поставить на учет авто из Европы мы не нашли - люди в основном держат в руках белорусские номерные знаки или "транзиты". У одного человека замечаем в руках "номера" Казахстана - логично, что он не в курсе вопроса.

В зоне досмотра за несколько часов наблюдения не видим ни одной машины с европейскими "транзитами". В основном приезжают машины с белорусскими "номерами" или российскими - их примерно шестая часть всего потока. С вопросом о том, как часто ставят на учет машины из Европы, обращаемся к стоящим рядом с въездом "перекупам". 

"Я что-то слышал такое, что что-то вводят, но достоверно не знаю. Мало машин из Европы, редко заезжают на немецких "номерах", но бывает. Хотя я сегодня ни одной машины не видел", - отвечает один из них. 

В итоге мы решили пройти на авторынкок, чтобы поинтересоваться, знают ли и что думают о нововведении продавцы авто. Машин, недавно ввезенных из Европы, на рынке нашли всего три. По словам продавцов, "свежие" машины не пользуются спросом. Хотя на ценниках многих выставленных авто написано "из Германии", по факту практически все были привезены в Беларусь из Европы еще лет 6 назад и уже имеют пробег по нашей стране.

"Если сейчас пригнать машину из Германии, там будет проблем целая куча. Таможенные платежи, утильсбор плюс хотят сделать сертификацию. Что за сертификация? Я сам еще толком не знаю, но вижу, что стоимость машин от этих всех сборов поднимется скоро настолько, что гонять их станет совсем не выгодно". 

Таблички в стиле "2 дня из Германии" красовались на трех автомобилях: VW Golf 2013 года, Skoda Octavia 2013 г.в. и SEAT Ibiza 2014 года.

"Проблем с постановкой на учет не будет, никакие сертификаты не понадобятся, - рассказал нам продавец, когда мы поинтересовались у него насчет табличек. - Эта машина уже стояла на учете у нас. Мы же привозим авто на границу, там у нас забирают немецкие "номера", дают белорусские, две недели машина должна стоять на учете, пройти все проверки, после чего мы только можем ее снять. О сертификатах с июля ничего пока не знаю". 

Что же, на рынке достоверно о введении данного свидетельства никто не знает. Пробуем позвонить в регистрационные отделы ГАИ других городов в надежде получить какую-то новую информацию, ведь сроки уже подходят. Но новой информации нет - в Барановичах все так же нам говорят, что свидетельство нужно и что предприниматель, который ввозил, все должен знать и все дать. 

В ГАИ Пинска по номеру заместителя начальника МРЭО нам сказали, что данное свидетельство не требуется, хотя ранее сотрудники говорили, что оно обязательно.

"Вы сейчас ставите на учет на физическое лицо, поэтому вам свидетельство не требуется. Сейчас оно обязательно только для юрлиц. С 1 июля 2017 года его будет нужно получать всем. В Минск, может, вам ехать и не придется, в Бресте, насколько я знаю, есть организация. Телефон не подскажу, посмотрите в интернете", - сказали по телефону.

Названия организации нам не дали, найти ее в интернете не удалось. В минских организациях, где выдают данные свидетельства, тоже ответить на все возникшие у нас вопросы не смогли. Сможет ли владелец поставить на учет машину, ввезенную из-за границы индивидуальным предпринимателем? В организации считают, что заказчиком является владелец транспортного средства, то есть если у вас есть договор купли-продажи, вы можете обращаться за получением свидетельства. С какого все же числа требуется данное разрешение? По официальным данным документ требуется с 1 июля для физических лиц, но если в ГАИ требуют уже сейчас, они могут его выписать. "Мы являемся исполнителями. Наша задача - выдавать документы, мы не отвечаем за работу ГАИ, возможно, у них есть какие-то иные сведения, чем у нас", - сказали нам. 

В ГНУ "Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси" пояснили, что для получения данного свидетельства необходимо подать заявку и собрать пакет документов, в числе которых должна быть и копия одобрения типа транспортного средства, взятая у дилера. Как пояснили в организации, это прописано в ТР ТС 018/2011, без данного документа выдать свидетельство нам не смогут. В филиале БНТУ "Научно-исследовательская часть" сказали, что если нам удастся за определенную плату взять у дилера копию одобрения типа транспортного средства и пойти с ней в ГАИ, то на учет наш автомобиль поставят. Но мы выяснили у дилера, что в нашем случае делать свидетельство все равно придется, так как автомобили Ford Fusion в Беларусь не возят уже около трех лет, у дилера закончилось действие выданного ему сертификата. В любом случае, даже если бы сертификат был, представитель дилера сообщил, что этот вопрос требует рассмотрения. 

"Этот вопрос нужно обсуждать с руководством, потому что мы заинтересованы в том, чтобы защитить Беларусь от ввоза "серых" автомобилей из Европы", - пояснил представитель дилера Ford во время телефонного разговора.

Опять выходит путаница: до этого нам никто не говорил, что для того, чтобы получить сертификат о безопасности конструкции, нам придется искать одобрение типа. Тут либо сотрудники еще до конца не знают перечень документов, который требуется, либо автовладельцы окажутся в незавидном положении - где взять документ, когда у дилера его попросту нет? В самом же нормативном документе, в пункте 3 Приложения 12, указано, что данный документ нужно предоставлять "при его наличии". 

Получить оперативный комментарий в Государственном таможенном комитете не удалось - делать это по телефону в пресс-службе отказались. 

Вердикт ABW.BY

Судя по всему, до вступления в силу изменений осталось несколько дней, но, как и раньше, в деле получения данного свидетельства больше вопросов, чем ответов. Сотрудники регистрационного отдела в Минске никак не предупреждают граждан о грядущих изменениях, много вопросов и по процедуре получения свидетельства, и по количеству организаций, которые будут выдавать эти документы, - на данный момент официально их всего три, все находятся в Минске. В регионах нам говорят о вступлении в силу изменений. Как мы выяснили, процедура получения данного документа будет стоить от 250 до 450 рублей. Но что представляет собой процедура, за что берут именно такую сумму? Одно известно: получение данных разрешений скажется на стоимости конечного товара, то есть независимо от того, кто будет оплачивать получение документа, повышение стоимости все равно ляжет на плечи покупателя. 

Мы будем освещать ход развития событий. Следите за сайтом.

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль