"Справка нужна только для техосмотра, а техосмотр люди проходить не хотят". Кто и как подделывает медсправки?

46091 56

Поводом для написания этого материала стало несколько факторов: во-первых, на нашем сайте в этом году неоднократно появлялись материалы о том, что сотрудниками правоохранительных органов были выявлены поддельные медицинские водительские справки, во-вторых, от читателей нам стало известно, что в процессе получения этих самых справок произошли некоторые изменения, которые доставляют людям неудобства. Корреспондент ABW.BY обратилась к сотрудникам правоохранительных органов с вопросом, можно ли говорить о "волне" подделок, а также к руководству водительской комиссии 24-й поликлиники с целью выяснить, какие именно изменения произошли и как реагируют на них водители.

"За выпиской меня отправили в Россию"

Жительница Минска Юлия, впервые отправившись получать справку в автошколу, столкнулась с неудобствами: когда она с выпиской из своей поликлиники поехала в поликлинику, где проходят водительскую комиссию, ей сказали, что представленных данных недостаточно. "Раньше я жила в одном районе Минска, позже переехала в другой. Переехав, заново завела карточку в новой поликлинике, сдала все анализы и получила выписку. Когда поехала на Филимонова, мне сказали, что этой справки недостаточно, нужны данные за 5 лет и данные, когда я переходила из детской поликлиники во взрослую. Я удивилась этому требованию, так как перед этим прошла медосмотр и сдала все анализы. В результате мне пришлось ехать в старую поликлинику за выпиской. Потратила много времени, так как там не работал терминал, который выдает талоны. В целом особой проблемы при получении справки не было, но были неудобства".  

С реальной проблемой в редакцию обратился и читатель Дмитрий. Он является гражданином России, имеет разрешение на временное проживание сроком 1 год и не пользуется бесплатными медицинскими услугами, поэтому его за выпиской отправили в соседнюю страну. "Я живу в Беларуси уже 8 лет, каждый год продлеваю разрешение. В поликлинику за все это время ни разу не обращался, даже не завел карточку. Однако белорусские медики смотрят на то, что мне разрешение на пребывание в стране выдано только на год, и требуют привезти бумаги из России за последние пять лет. Причем в Витебске потребовали данные за 5 лет, в Витебской области - за 10 лет.  Получается, мне для этого нужно ехать в Россию, заказывать бумаги, ждать, когда они будут готовы, то есть тратить время и деньги. Самое интересное, что в документах будет значиться, что я последние 8 лет в поликлинику не обращался, ведь все это время я был в Беларуси".

На фоне этих рассказов на нашем сайте стала появляться информация о том, что только в Гомельской области за три месяца этого года было зафиксировано не менее 12 случаев использования гражданами поддельных медицинских справок. Мы пообщались с представителями правоохранительных органов с целью выяснить, кто чаще всего прибегает к подделке медсправок, каким образом подделывают документы и можно ли говорить о "волне" подделок. Кроме того, мы проверили, можно ли приобрести медицинскую справку через интернет.

Объявлений о продаже медицинских справок для водителей в интернете мы нашли всего два, однако электронные письма на указанные в них адреса отправить не смогли - система писала, что адреса недействительные. Зато нашли массу предложений по изготовлению водительских удостоверений и написали по ним - вдруг они могут достать и другие документы? В результате на наши электронные письма откликнулись три человека, готовых продать нам медицинскую справку. Цены отличались кардинально: от 40 до 150 рублей. При этом все продавцы просили стопроцентную предоплату на счет или электронный кошелек. От покупателя требовались его паспортные данные, фото на белом фоне, а также индекс - справка должна прийти по почте. При этом один из продавцов предупредил, что справка не будет оригинальной, то есть сотрудникам правоохранительных органов ее лучше не предъявлять, а другой ответил, что пришлет оригинальную справку. Продолжать переговоры и производить закупку мы не стали - честность продавца в таких условиях вызывает вопросы. 

По данным правоохранительных органов, в Беларуси за 4 месяца 2017 года по ст.380 УК РБ "Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков" заведено 654 уголовных дела, в том числе 275 - за поделку документов только в Минске.

"Сотрудниками ГАИ на линии поддельные медицинские справки не выявляются, так как справка не входит в перечень документов, которые водитель должен в обязательном порядке предъявлять сотруднику ГАИ, - рассказал командир взвода ДПС ОГАИ Фрунзенского РУВД Андрей Шуканов. - Что касается статистики, отдельных данных по поддельным водительским справкам в правоохранительных органах нет, у нас учитываются все случаи подделки документов, в том числе больничные листы и проездные документы".

По словам сотрудников правоохранительных органов, бывает, что люди заказывают медицинские справки через интернет, но нередко и в настоящих справках подправляют дату или срок действия документа.

"Всего в Гомельской области по состоянию на 22 мая выявлено 14 случаев предоставления поддельных медицинских водительских справок, - рассказала старший инспектор отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Гомельского облисполкома Анна Ковалева. - В основном люди не заказывают справки через интернет, а изменяют даты на своих справках, но такой документ также является подделкой. Как правило, сотрудники ГАИ выявляют данные справки, когда водители приходят к нам для замены водительского удостоверения или забирают талон предупреждений, который у них изъяли за какое-либо нарушение".

Опытные сотрудники Госавтоинспекции с первого взгляда замечают потертости на документе. Кроме того, в ГАИ два года назад произошло нововведение - каждая справка проверяется по базе, куда при замене или получении водительского удостоверения вносятся номер и срок действия документа.

"Если номер справки совпадает, а срок действия оказывается больше указанного в базе, сразу подозреваем подделку. Кроме того, поликлиники сейчас присылают нам данные по водителям, которые прошли у них медосмотр, но не были допущены к управлению транспортными средствами. Это дает возможность сотрудникам ГАИ  при первой проверке документов на дороге увидеть, что данный человек не может садиться за руль. Для проверки информации наши сотрудники могут оперативно связаться по телефону с поликлиникой, выдавшей справку, и уточнить все детали. Как показывает практика, водители в этом случае обычно не отрицают, что подтерли цифру".

Что касается "портрета" водителя, использующего поддельную справку, то в правоохранительных органах говорят, что это могут быть как молодые люди, так и люди постарше, чаще всего мужчины.

"В случаях подделок, которые имели место в текущем году, это были мужчины от 52 до 59 лет, - говорит Анна Ковалева. -  Как они сами поясняют, идут на такой шаг по той причине, что не могут пройти обследование по состоянию здоровья. Те, кто помоложе, обычно ссылаются на нехватку времени или денег. Большинство водителей во время беседы говорят, что надеялись на то, что никто ничего не заметит".

По словам сотрудников Фрунзенского РУВД, нередко молодые водители приносят заказанные в интернете поддельные медицинские справки в автошколы. Что касается подделок автомобильных документов в целом, то, по словам сотрудником милиции, нередко водители "мудрят" с полисами обязательного страхования.

"По нашим наблюдениям на дороге нередко выявляют поддельные, с исправленной датой или подложные, страховые свидетельства - те, которые после ДТП или остановки сотрудником ГАИ люди делают с помощью знакомых страховых агентов задним числом. Такие факты также выявляются, по ним нередко возбуждаются уголовные дела", - рассказывает оперуполномоченный отдела уголовного розыска криминальной милиции Сергей Брилевич.

Многие водители высказываются за то, чтобы водительскую медкомиссию отменили вовсе, отмечая, что осмотр проводится раз в определенный период, показывает состояние здоровья человека в текущий момент, но что произойдет с ним после выхода из стен поликлиники? Правильно ли это замечание, влияет ли то, что не каждый человек может стать водителем, на безопасность движения - вопрос открытый. По словам Андрея Шуканова, в столице в последнее время увеличилось количество ДТП с тяжкими последствиями, в которых участвуют водители, не имеющие права управления транспортными средствами по медицинским показаниям. 

"Еще одна актуальная проблема - управление автомобилем водителем, находящимся в утомленном или болезненном состоянии. Она характерна для водителей как общественного транспорта, так и личного. Показательным примером можно назвать случай, когда мужчина вышел перепарковать машину и умер за рулем. Как рассказала позже его жена, он, выходя на улицу, чувствовал себя плохо. Поэтому хотелось бы, чтобы люди относились к получению медицинской справки и требованию не садиться за руль утомленным или в болезненном состоянии не как к формальности, а как к необходимой процедуре, влияющей на безопасность дорожного движения", - рассказали в ГАИ Фрунзенского района. 

"Водители нередко приносили документы не из того заведения, где на самом деле лечились"

О том, с чем связаны ужесточения в процессе получения медицинских водительских справок, мы пообщались с заведующей отделением по освидетельствованию водителей УЗ "24-я городская поликлиника спецмедосмотров" Ольгой Калечиц.

- Приходится ли вам сталкиваться с информацией о поддельных медсправках, часто ли обращаются к вам сотрудники правоохранительных органов?

- Практически ежедневно к нам поступают запросы из Следственного комитета и милиции с целью выяснения, была ли выдана та или иная справка. Мы даем ответ, проходил ли человек комиссию, если да - какое заключение ему было выдано. 

По нашим наблюдениям водительские справки подделывают и те люди, которые не имеют противопоказаний для вождения автомобиля, и те, кто имеет. Нередко человек, попавшись с поддельной справкой, спешит исправить ситуацию - приходит к нам, проходит комиссию, и оказывается, что проблем у него нет. Что толкает таких людей к получению подделок? Халатность или мнение, что получение справки сопряжено со сложностями, ведь нужно взять выписку из поликлиники, сдать анализы? В то же время у нас работа налажена таким образом, что максимально всю комиссию можно пройти за 40 минут. 

На наш взгляд, основная часть подделывающих документы - люди среднего возраста, которые имеют реальные проблемы со здоровьем, чаще всего со зрением. Нередко обращаются люди, которых признали негодными к службе в армии. Они приходят с документами, и выясняется, что с этим же заболеванием нельзя водить. При этом, приобретая подделку, они часто считают, что купили настоящую справку из нашей поликлиники.

Сотрудники ГАИ, которые постоянно работают с данными документами, могут практически с первого взгляда определить подделку. У них есть данные о выдаваемых нами справках, а также образцы печатей, штампов и подписей.

- Часто ли отказывают в выдаче справок пожилым водителям?

- После ДТП с 90-летним водителем, который насмерть сбил женщину на переходе, были предложения ввести ограничения по возрасту. Я считаю, что неправильно стричь всех под одну гребенку, так как среди пожилых водителей немало людей с хорошим физическим и умственным здоровьем. Конечно, среди водителей, которым мы отказываем в выдаче справки, больше пожилых, многие недовольны этим решением, но к подделкам справок они прибегают крайне редко. 

Также у нас есть предложение ввести для всех водителей психологическое тестирование. Мы все сталкиваемся на дорогах с большим количеством неадекватных агрессивных водителей, нередко сами врачи сталкиваются с агрессией водителей при прохождении комиссии. По нашему мнению, это помогло бы повысить культуру вождения и безопасность. 

С принятием постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь №30 от 16.02.2016 условия для получения водительских справок улучшились для некоторых категорий граждан. Однако последние годы в системе произошли и некоторые ужесточения. Они касались выписки из медицинской карты, которую водитель предоставляет нам. Если раньше человек мог принести выписку только из поликлиники по месту жительства или по месту регистрации, то сейчас эта выписка должна быть из всех мест, где человек обслуживался. Это нововведение появилось потому, что иногда водитель приносил документ из учреждения, куда не обращался. Например, человек проживает в одном месте, а обслуживается в другой поликлинике, например по месту регистрации. Этот человек берет справку по месту жительства, где указано, что он за помощью не обращался, а на самом деле в поликлинике, в которой человек обслуживался постоянно, есть данные о целом букете болезней, с которыми он не может быть допущен за руль. При разборе ДТП или каких-либо сложных случаев это выявлялось неоднократно, было принято решение ввести такую норму. В целях предосторожности, когда к нам приходит человек, уточняем, где он обслуживается, и направляем запросы во все учреждения, где он мог получать медицинскую помощь, даже в заводскую поликлинику, если человек работает на заводе. Конечно, подобная норма вызывает нарекания. Например, женщина принесла справку из поликлиники, где обслуживалась последний год, а предыдущие 4 года жила в другом месте. Она была недовольна тем, что ей придется ехать за выпиской. Мы ей объяснили, что она может не ехать, но нам придется делать запрос, а ей придется приехать повторно, когда мы получим ответ. 

- Сейчас почти все поликлиники компьютеризированы. Есть ли между ними общая база? Планируется ли ее создание? 

- У нас в поликлинике уже давно есть общая база по всем водителям, которые обращались к нам, но прямой связи с ГАИ или с другими учреждениями здравоохранения пока нет. Но мы имеем возможность передавать друг другу информацию. Некоторые водители спрашивают, почему мы не можем посмотреть все данные в базе, а требуем выписки из медицинских документов, однако в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан", чтобы получить справку, человек должен предоставить выписку и иные документы лично. 

Хотелось бы отметить, что по нашим наблюдениям в этом году поток людей, приходящих за справками, уменьшился. При общении с сотрудниками ГАИ мы пришли к выводу, что также есть проблема в том, что люди стали реже обращаться для прохождения техосмотра, а ведь наличие справки чаще всего нужно именно для этого. Однако человек, управляя автомобилем без медицинской справки, рано или поздно будет остановлен сотрудником ГАИ, который выявит нарушение, - такая возможность у сотрудников есть. Кроме того, если при медицинском обследовании нами было выявлено, что данный человек не может управлять автомобилем по состоянию здоровья, мы передаем в ГАИ информацию об этом, и инспектор на линии, остановив водителя, четко увидит, что данный человек не может управлять автомобилем по состоянию здоровья и знает об этом. К сожалению, есть случаи управления автомобилем водителями, которым отказали в выдаче справки по медицинским показаниям, но их водительские удостоверения могут быть действительными. Однако, как я уже говорила, данные о том, что человеку было отказано в выдаче справки, направляются в ГАИ, поэтому при первой же остановке такого водителя инспектором факт нарушения будет выявлен.

Вердикт ABW.BY

За время подготовки материала мы услышали множество различных мнений о необходимости медицинских справок и их влиянии на безопасность дорожного движения. Одни водители категорически высказались за отмену медкомиссии, мол, она никак не способствует повышению безопасности движения и создает для водителей массу ненужных проблем. Другие боятся даже представить, что соседом по потоку может оказаться человек с эпилепсией, у которого в любой момент может случиться приступ болезни, и отметили, что у здоровых людей проблем с прохождением медицинской комиссии  не возникает.

Мы не станем принимать чью-то сторону, отметим только, что в вопросе получения медицинских справок существую пробелы, которые вызывают недовольство водителей. Например, давно стоило сделать единую базу по всем пациентам местных поликлиник с возможностью поиска по паспортным данным человека - это избавило бы водителей от необходимости получения выписок из поликлиник по месту жительства, сократило бы время получения справок и дало возможность медикам быстро получать достоверную информацию. Опять же при обращении в обычную поликлинику с жалобами на здоровье и выявлении у человека заболеваний, с которыми он не может управлять автомобилем, данные об этом не передаются оперативно в ГАИ, никто из медиков не сообщает об этом самому человеку до следующей медкомиссии. Все мы помним историю, в которой погибли две девушки, произошедшую 12 мая 2016 года: водитель официально имел медицинскую справку, однако, как выяснилось в ходе суда, страдал нарушениями сознания и не имел права садиться за руль. Что касается поддельных медицинских справок, тут ясно одно: их использование чревато немедленным привлечением к уголовной ответственности, ведь везде, где требуется их предъявление, имеется база данных и знающие люди, способные отличить оригинал от подделки. 

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое