Куда увозят снег? Репортаж со снежных свалок и снегоплавильной станции

12209
Куда увозят снег? Репортаж со снежных свалок и снегоплавильной станции

На прошлой неделе на столицу обрушился снегопад. Городские власти дали соответствующим службам два дня, чтобы очистить Минск от снега. Позавчера мы наблюдали за тем, как чистят город, а сегодня решили узнать, куда свозят собранный с улиц снег. Корреспондент ABW.BY побывала на снежных свалках в Первомайском и Советском районах Минска. Во время написания материала "Если в районе происходит ДТП из-за гололедицы, мастер платит штраф". Рабочий день с мастером "Ремавтодора" мы узнали, куда свозят снег во Фрунзенском районе. Кроме того, посетили единственную в Беларуси снегоплавильную станцию и наблюдали за ее работой в "боевых" условиях. 

Традиционно снег с минских улиц убирается снегопогрузчиками, после чего свозится на снежные полигоны - за каждым районом закреплена своя снежная свалка. Одни полигоны находятся в Минске, другие - за Минской кольцевой. Места для них выбирают совместно с экологами - они не должны представлять угрозы для здоровья жителей районов.

Также в начале декабря заработала первая в Минске снегоплавильная станция, которая находится на ул. Машиностроителей недалеко от МКАД. Станция входит в состав УП "Минскводоканал", поскольку для плавления снега используется тепловая энергия канализационных стоков. Сюда свозят снег с улиц Ленинского, Заводского и Партизанского районов. Мы побывали на нескольких полигонах, а также на станции, обратили внимание на их расположение и узнали мнения людей о том, каково работать рядом с горами снега. 

Для начала изучим места, где находятся снежные полигоны. Во Фрунзенском районе снежная свалка располагается на пустыре на пересечении улиц Тимошенко и Пономаренко, в Московском - на ул. Семашко, возле пересечения с Каролинской, в Центральном - на ул. Будславской, в Первомайском - на Уручской, в Советском - в районе улиц Карастояновой и Олешева. Есть свалка и в Заводском районе - на пересечении улиц Ангарской и Герасименко, но, по словам сотрудников "Ремавтодора Заводского района", свозят туда снег только с некоторых предприятий, которые находятся на территории района, а это не больше 20-30 кубометров в сутки. Снег с улиц района, как уже говорилось, отправляется на снегоплавильную станцию.

Во Фрунзенском районе снежный полигон расположен на пустыре на пересечении улиц Тимошенко и Пономаренко, через дорогу от жилых домов. С одной стороны, непосредственно к домам свалка не примыкает и находится на огороженной территории, с другой - жителям стоящих вблизи многоэтажек, очевидно, не очень комфортно осознавать, что около их домов складируют горы снега с солью. 

Полигон Первомайского района находится на ул. Уручской, фактически за пределами Минска. Жилых домов поблизости нет, большинство водителей легковушек, приезжающих в ТД "Восточный", который расположен рядом, даже не знают о его существовании.

Несмотря на то что на полигон примерно каждые 3-5 минут приезжают груженные снегом МАЗы, опрошенные нами водители не испытывают в связи с этим неудобств. В "Ремавтодоре Первомайского района" отметили: "Сейчас мы свозим снег на снежную свалку на улице Уручской. Она расположена там же, где и в прошлом году. Но очень хотели бы снегоплавильную станцию - это экологично и аккуратно".

Полигон в Советском районе Минска размещен в районе улиц Карастояновой и Олешева. Прямо напротив - гаражный кооператив, в котором располагаются несколько СТО, за гаражами - частные жилые дома. Владельцы гаражей хотя заметных неудобств от такого соседства и не испытывают, но близости снежного полигона нисколько не рады.

"Снежный полигон появился здесь только в этом году, - рассказывает владелец одного из гаражей Александр. - Какое-то время был пустырь, несколько лет назад, помню, тут выращивали какие-то сельскохозяйственные культуры. Конечно, не очень хорошо, что здесь организовали снежную свалку, - все же вблизи частный сектор. Думаю, ее стоило бы перенести за МКАД".

Сотрудники местных СТО тоже не обрадовались появлению свалки: "По дороге постоянно ездят грузовики. Представляете, какой разбитой она будет? К тому же на этом поле раньше каждый год что-то садили, а теперь, скорее всего, уже не будут - в снегу, который сюда свозят, много соли, она вся в землю уйдет. Да и поставили ограждения так, что, наверное, свалка тут будет каждую зиму".

Снегоплавильная установка находится на ул. Машиностроителей, около сотни метров не доезжая до МКАД. С дороги ее заметить непросто - внешне это совсем небольшая огороженная территория с "бытовкой" и пультом оператора, находящимся на уровне примерно второго этажа, - так оператору виден процесс разгрузки. В конце площадки расположены 4 секции сепаратора-дробилки, куда высыпается снег из кузовов машин. Территория чистая, так что понять, что за процессы здесь происходят, стороннему наблюдателю сложно. 

В середине дня поток машин дорожных служб у снегоплавильной установки большой, по улице примерно каждые 4-5 минут проносятся МАЗы и КАМАЗы с полными кузовами снега. Несмотря на то что сам процесс разгрузки занимает не больше 5 минут - водитель въезжает на территорию пункта, 2-3 минуты выгружает снег, еще около двух минут оформляет документы, после чего выезжает, - на въезде на станцию образовалась очередь из 8 грузовиков. Примерно через полчаса поток машин уменьшается, очередь исчезает. 

"Обычно очередей на въезде у нас нет, - рассказывают сотрудники станции. - Сейчас в городе идет активная уборка снега, поэтому машин много, работа напряженная даже ночью". 

Энергозатраты станции минимальны - для утилизации снега на снегоплавильном пункте используется вода из городской канализации. Весь процесс плавления снега происходит под землей. 

Плавление снега осуществляется следующим образом. После выгрузки из автомашины снежная масса попадает в снегосплавную камеру. Для ускорения процесса таяния снежная масса измельчается с помощью валов сепаратора-дробилки, вращающихся попарно навстречу друг другу, и попадает в приемный бункер. Там снег перемешивается со сточными водами, поступающими из городской канализации. Температура воды в канализации составляет около +15..+18°С, никаких дополнительных мер для ее подогрева не требуется. Под действием положительной температуры и напора воды снег тает, после чего смесь направляется в песколовку, где происходит окончательное плавление снежной массы, отстаивание оседающих веществ и мусора. 

В конце песколовки для улавливания плавающего мусора, поступающего вместе со снегом, установлены решетчатые корзины, которые по мере наполнения поднимают, мусор выгружается в накопительный контейнер. Затем мусор будет вывезен на полигон твердых коммунальных отходов, куда отвозят и более крупные посторонние предметы, привезенные вместе со снегом и не попавшие в камеру. Смесь талых и сточных вод из песколовки самотеком отводится по трубопроводу в существующий канализационный коллектор, оттуда - на Минскую очистную станцию. Как отмечают сотрудники "Минскводоканала", при работе с максимальной проектной мощностью объем поступающих на очистную станцию сточных вод увеличится не более чем на 1%.

"Проектная производительность снегосплавного пункта в сутки составляет 5000 кубических метров снега, или 333 МАЗа с объемом кузова 15 кубических метров", - пояснила ведущий специалист по маркетингу УП "Минскводоканал" Екатерина Калюга

Работа на станции напряженная - чтобы не создавать очередь, одновременно разгружается две-три машины. За работой установки постоянно следит оператор. Он должен оперативно остановить ее при попадании в установку крупного мусора. По словам сотрудников "Минскводоканала", последние несколько дней нагрузка на снегоплавильную установку сильно возросла. Если 15 января здесь было переработано 3193 кубометра снега, то 16 января установка приняла 5350 "кубов", 17 января - 5850 кубометров, то есть больше 400 машин. 

Мы поинтересовались, что происходит с водой дальше, будет ли она использована для питьевых нужд и не опасна ли для людей и окружающей среды. 

"Не стоит путать Минскую очистную станцию и очистную водопроводную станцию, где очищается вода, которая приходит к нам в квартиры. Отработанная канализационная вода попадает на Минскую очистную станцию, где проходит полный цикл очистки, и после этого уходит вниз по течению Свислочи. После очистки на Минской очистной станции вода соответствует всем установленным для природной воды нормам, поэтому для окружающей среды она не опасна", - ответила Екатерина Калюга.

Как сообщали в пресс-службе УП "Минскводоканал", строительство подобного объекта является первым и пока единственным в Беларуси примером использования канализационных вод для плавления снега. Сам по себе объект первый в республике. Если пилотный проект себя хорошо зарекомендует, будет рассмотрена возможность строительства дополнительных снегоплавильных пунктов в других районах столицы. 

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/194903_1_350.jpg?v=1485266874
Пожалуйста, подождите...