Эра раздора. Ввоз "бэушки" и вправду запретят с 1 января?

55503
{$news.name}

"Уже почти заказали машину в США, а тут друзья сбросили ссылку на статью, мол, ввоз подержанных иномарок запретят с 1 января. Хотя об этом российские издания пишут, но ведь в Таможенном союзе живем. В общем, испугались мы и пока решили подождать..." - коллега, решившая сделать себе к Новому году подарок, озадачила. Неужели за белорусско-российскими молочными войнами мы пропустили что-то важное? 

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" уже 1 января 2017 года могут существенно измениться условия регистрации новых и подержанных автомобилей, ввезенных на территорию Таможенного союза из третьих стран. Судя по активному обсуждению в СМИ России и Казахстана, точкой преткновения станет необходимость получения на эти машины Свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (далее - СБКTC), без которого с постановкой подобных автомобилей на учет могут возникнуть серьезные проблемы.

"Виновник торжества" - система ЭРА-ГЛОНАСС в РФ, ЭРА-РБ в Беларуси и ЭВАК в Казахстане, без наличия которых на машинах, ввезенных из-за пределов ТС, СБКТС получить в теории невозможно. Более того, даже установив одну из упомянутых систем на автомобиль, ее нужно тестировать в органах сертификации. Описание процедуры сертификации для автопроизводителей включает два краш-теста, фронтальный и боковой, и проверку целого списка функций системы, начиная с правильности ее расположения и заканчивая алгоритмами ее срабатывания. Суммарная цена вопроса, упоминаемая в СМИ, - более 150.000 евро. Цена же самого устройства, уже предлагаемого в РФ, - около 200 евро. 

Весьма сомнительно, что физлицо, желающее ввезти из-за пределов ТС автомобиль, не предлагаемый в официальных дилерских сетях, например Toyota 4RUNNER из США, ради СБКТС будет ввозить машину в трех экземплярах. Скорее человек откажется от этой затеи. Проще и дешевле найти подобное авто в ТС из числа ввезенных ранее либо присмотреть что-нибудь того же класса у дилера.

Де-факто на пути у машин из США и Западной Европы появится еще один барьер. Не рады этому и дилерские структуры. Тех, у кого продуктовый портфель состоит из большого количества моделей, производимых на территории ТС, можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и их действующие сертификаты на популярные в народе Polo, Logan и Rio далеко не вечные, через 3-5 лет вопрос о сертификации машин с ЭРА станет ребром. Если же говорить о машинах, производимых вне ТС, то здесь придется либо забыть о новинках, либо тратить немалые средства на инсталляцию ЭРА в автомобили и процедуру сертификации. Вопрос "кто в итоге заплатит за это удовольствие?" я бы отнес к разряду риторических.

До 1 января остались считаные дни, и мы решили выяснить, кто же по-настоящему готов к запуску ЭРЫ в Республике Беларусь. 

Если вести речь об предлагаемых покупателям автомобилях, лидеров три - новые Vesta и ХRay и Nissan Murano. ЭРА на эти автомобили установлена уже на заводе, она работает. В ответ на нажатие кнопки, расположенной рядом с салонным плафоном освещения, из динамика автомобиля раздается приветствие дежурного оператора МЧС, готового прийти на помощь. Оператор, в свою очередь, получает координаты автомобиля, из которого пришел сигнал, по GSM-линии 112.

Еще один претендент на ЭРУ - Hyundai Creta, производитель уже продемонстрировал машины с ЭРА-ГЛОНАСС. Увы, у белорусского дилера реальные автомобили, оборудованные системой, появятся лишь к концу января.

Следующая новинка, претендующая на роль первопроходца на белорусском рынке, - новый Volkswagen Tiguan российской сборки. По информации пресс-службы белорусского импортера Volkswagen, ЭРА-ГЛОНАСС (РБ) должна быть на нем в качестве базового оборудования.

Вот-вот появится "чрезвычайная" кнопка и на KIA российской сборки. Расширит количество моделей с ней и Nissan. Прочие машины дилеров пока будут поставляться в Республику Беларусь по уже действующим сертификатам вплоть до момента их окончания (3-5 лет). Как ситуация сложится дальше, покажет время.

Смогут ли граждане РБ в январе 2017 года ввозить транспортные средства из-за пределов ТС и получать на них свидетельства о регистрации по существующему сегодня алгоритму, когда никаких дополнительных процедур не требуется, пока не понятно. Вполне возможно, что точки над "i" будут расставлены уже на следующей неделе. По информации пресс-службы Госстандарта РБ, в конце декабря 2016 года планируется обсуждение данной темы в формате рабочей группы по рассмотрению проблемных вопросов применения Технического регламента Таможенного союза.

Ну а наш совет: пока конкретики нет, от заказа и предоплаты за машины из-за пределов ТС лучше воздержаться.

Юрий ЛИХУТА 
ABW.BY
Фото из архива редакции и открытых источников

Пожалуйста, подождите...