Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Век трофи-рейда не видать. Почему за стихийные "алкопокатушки" должны отвечать организованные джиперы?

13816 1
13816 1

Новое дополнение к Закону РБ "Об охране окружающей среды", которое вступит в силу в 2017 году, обеспокоило туристов и любителей различных видов спорта на природе. Недавно мы ездили в Налибокскую пущу, где узнали, почему в заказниках и заповедниках нельзя устраивать любительские "покатушки". Сегодня попробуем подробно разобраться со статьей 54-1 Закона РБ "Об охране окружающей среды" - не навредит ли она автомобильному спорту? 

На сайте общественной организации "Ахова птушак Бацькаўшчыны" (АПБ) 2 ноября была опубликована статья "Джипы в законе". В ней говорится о том, что в законе об охране окружающей среды появится норма, которая "не даст внедорожникам и турслетам портить заказники". 

"Трофи-рейды на внедорожниках, тест-драйвы болотоходов и другой техники, турслеты и прочие мероприятия активного отдыха часто проходят в нашей стране на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Выбор мест в Беларуси большой, но люди почему-то едут именно на ООПТ. В результате мы не раз становились свидетелями, как варварски уничтожались уникальные места. Страдает растительный и животный мир, почва, вода. Трофи-рейды на Ольманских болотах, лагерь БРСМ на Ислочи - фотографии в свое время взорвали интернет. И это далеко не все!" - прокомментировал ситуацию в той же публикации специалист АПБ по природоохранным вопросам Тимофей Пико.

После этих случаев общественные природоохранительные организации Беларуси объединили усилия, чтобы можно было призвать разрушителей природы к ответственности. "Общественность решила, что необходим нормативно-правовой акт, который будет регламентировать проведение таких мероприятий. Потом пришла другая идея - дополнить имеющийся Закон РБ "Об охране окружающей среды" новой статьей. Над этим трудилась рабочая группа "Охрана дикой природы Беларуси" вместе с АПБ, затем ОО "Багна" направила предложения в Совет Министров", - сообщает АПБ.

Закон вступит в силу 22 января 2017 года. Обратимся к тексту статьи:

Статья 54-1. Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий

Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия.

К слову, дополнения в вышеназванный нормативно-правовой акт внесены ст.27 Закона РБ "О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду" от 18 июля 2016 г. №399-З, который принят Палатой представителей 16 июня 2016 года и одобрен Советом Республики 30 июня 2016 года.

В ст.54-1 нет ни слова о заказниках. Речь идет в целом о естественных экологических системах - лесных, луговых, болотных, водных и других. Открываем закон об охране окружающей среды:

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (объекты растительного и животного мира) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Грубо говоря, в ст.54-1 имеется в виду вся природа, все то, что находится вне населенных пунктов и искусственных экологических систем - огородов, пашен, теплиц и т.д. То есть речь идет не только о заказниках.

Более того, если мы откроем постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2007 №1833 "О республиканских заказниках", выяснится, что в заказниках вне дорог обычным туристам запрещено двигаться на механических транспортных средствах. То есть еще до бравурных статей на природоохранительных сайтах "покатушки" на особо охраняемых природных территориях были запрещены.

Причем в ст.15.9 Кодекса об административных правонарушениях указано, что нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 б.в., на индивидуального предпринимателя - до 100 б.в., на юридическое лицо - до 500 базовых. 

Совершенно непонятно, почему на сайте серьезной природоохранной организации читателей вводят в заблуждение и производят подмену понятий. Статьи экологов, к сожалению, перепечатали многие другие СМИ. В заказниках обычным туристам на механических транспортных средствах нельзя было ездить и раньше. И наказывать тех, кто ездит в заказниках, тоже можно было. 

Идем дальше. Если внимательно читать ст.54-1, выясняется, что речь в ней идет не только о внедорожниках, а в целом о "спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятиях и туристических путешествиях, в том числе с использованием механических и иных транспортных средство и самоходных машин". Эти мероприятия не допускаются, если "в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия".

К слову, почему-то в статьях природоохранных организаций нет ни слова о том, что джиперы периодически проводят экорейды по вывозу мусора и посадке леса в естественных экологических системах. Кроме того, за участие в официальных соревнованиях спортсмены платят экологический сбор.

В официальных правилах проведения соревнований есть пункты, которые требуют от участников недопущения нанесения вреда природе. При этом маршруты установлены и согласованы с местными органами власти.

1.21. Коридор движения - максимально допустимое отклонение транспортного средства от траектории движения:

  • линейный СУ - отклонение от траектории движения, предписанной в Дорожной книге;
  • навигационный СУ - отклонение от центральной линии любой визуально определяемой существующей дороги (в т.ч. зимники и просеки), расположенной в пределах границ Официальной трассы и используемой экипажем для движения.

21.1. Запрещено сливать нефтепродукты и технические жидкости на землю и в водоемы, а также оставлять после себя следы ремонта. Замененные запчасти, колеса и аккумуляторы надлежит забирать с собой. Невыполнение данного требования пенализируется исключением из соревнования.

21.2. Запрещается крепить трос за дерево без использования защитного плоского стропа (ремня шириной не менее 60 мм, исключающего повреждения коры дерева), не зависимо от того, является ли дерево, к которому крепится трос, живым или мертвым. Запрещается любой другой контакт троса лебедки с деревом без использования защитного материала, не допускающего повреждения дерева. 

21.3. Запрещается использовать пилу/топор для валки живых деревьев. 

21.4. Запрещается иметь при себе и/или в автомобиле во время соревнования огнестрельное оружие. Пенализация за нарушение данного требования - исключение из соревнования.

21.5. Каждый член экипажа несет персональную ответственность согласно действующему законодательству Республики Беларусь, в том числе Закона "Об охране окружающей среды", за свои действия в течение всего соревнования и нанесенный ущерб. Пенализация экипажа и/или уплата денежных штрафов Организатору не освобождает членов экипажа от такой ответственности.

Правила организации и проведения соревнований по трофи-рейдам Белорусской автомобильной федерации

Теперь послушаем обе стороны "конфликта".

"Вызывает недоумение, почему при разработке изменений в законодательство не были привлечены профильные структуры, как минимум Белорусская автомобильная федерация, а также общественные объединения любителей внедорожной техники и туризма, - удивляется Олег Николаев, председатель комитета внедорожных соревнований Белорусской автомобильной федерации. - Я очень сожалею, что какие-то люди протестировали вездеходы в границах республиканского заказника, но при чем здесь официальные соревнования? Наказывайте виновных, пусть возмещают ущерб. При проведении официальных мероприятий с маршрутом проведения тоже бывают огрехи, но в таком случае все ответственные лица известны. Статья 54-1 никак не повлияет на стихийный туризм отдельных граждан, решивших проверить внедорожную технику на болоте. Я надеюсь, никому не нужно объяснять разницу между официальным массовым мероприятием и группой людей на внедорожниках или квадроциклах? В первом случае есть ответственные лица, регламентирующая документация, контроль за маршрутом и участниками, во втором - нет ничего. Соответствующими общественными объединениями проводится определенная работа, чтобы внедорожный туризм и соревнования организовывались в цивилизованном русле, без ущерба интересам граждан и природе. Если читать статью закона до запятой, есть риск, что у организаторов теперь могут возникнуть определенные проблемы при проведении соревнований. Не официальным мероприятиям нужно препятствовать, а неконтролируемым "покатушкам" и стихийным тест-драйвам.

Опять же они хотят выселить всех на военные полигоны, но, простите, военные никогда не согласуют там такие мероприятия. Разрешают со скрипом только вдоль границ при проведении крупных международных соревнований, и то не всегда. Зачем такие сложности? У нас достаточно уже существующих грунтовых дорог в таком состоянии, что любому джиперу их будет достаточно. Запрещать нужно съезд с дорог (просек, зимников) и передвижение "по целине". Впрочем, как будет реализовываться в жизнь этот закон, пока неизвестно. Надеемся, будут разработаны механизмы его реализации, сделаны разъяснения. Пока что статья написана с использованием настолько размытых формулировок и обобщений, что под нее при желании можно подвести выход из города любой группы граждан, а не только автомобилистов. Велотуризм, пеший туризм, грибники, ягодники, активный отдых, даже обычный пикник. И это на фоне разговоров о развитии туризма в стране".

"Езжу на гонки не один год, знаю, как у нас устроен лагерь, вижу, как бережно относятся спортсмены к природе, - комментирует Данила Долматов, участник внедорожных соревнований. - С каждым годом организаторы усиливают правила и ответственность за причинение вреда природе со стороны участников. И этот процесс всегда под контролем. Согласование соревнований - сложное и трудоемкое дело, но все маршруты официальных соревнований строго оговариваются и согласовываются. Зачастую маршруты проложены по заброшенным дорогам, которые есть на карте, но поскольку по ним десятилетиями никто не ездит, естественно, они зарастают. Что же сейчас получается? Организатор должен брать на себя ответственность за причинение вреда природе. Но вот вопрос: как можно установить, когда и кем был причинен вред? Смоделируем ситуацию. Во время проведения соревнования приезжают неизвестные люди, причиняют вред, допустим, вырубают деревья. Получается, что ответственность ложится на организатора, который все официально согласовал с местными властями? И как быть с теми, кто катается по лесу "в черную"? Опять же отвечает официальное лицо, которое стремится организовать свое мероприятие в рамках закона. Надеюсь, будут даны четкие инструкции, которые позволят организаторам официальных соревнований беспрепятственно проводить свои мероприятия, а те, кто катается "в черную" и разрушает флору, будут нести ответственность".

"Теперь, даже чтобы пройти пешей группой из пяти человек, то есть совершить туристическое путешествие, или проехаться на велосипедах, нужно получать разрешение?! - возмущен мотоциклист Максим Угорин. - Ведь, по сути, формулировка "либо существует угроза такого воздействия" может применяться к чему угодно. Уверен, что такой закон даст возможность государству просто штрафами набивать бюджет. Ведь у нас всегда так: сперва закон ввести и штрафовать, а потом уже пусть те, кого оштрафовали, доказывают, что они не виноваты. Данная норма рискует выйти боком организаторам любых мероприятий, начиная от турслетов и веломарафонов и заканчивая всем, что связано с автомототехникой".

Экологи и представители Минприроды имеют свои аргументы.

"Причиной появления статьи стали участившиеся случаи поездок на джипах по особо охраняемым территориям и естественным экосистемам, - рассказывает Константин Чикалов, заместитель председателя общественной организации "Багна". - После инцидента с тест-драйвом болотоходов в заказнике "Болото Мох" мы инициировали разбирательство по этому случаю. Кроме того, обратились в Минприроды с предложением урегулировать проведение массовых мероприятий в естественных экосистемах. Мы высказались за то, чтобы были выделены специальные места для таких соревнований. При этом не касались вопросов проведения культурно-массовых или туристических мероприятий - нас волновали исключительно джипинговые соревнования по заболоченным и водным экосистемам. Мы за то, чтобы подобные соревнования проходили в специально предназначенных для этого местах, например на военных полигонах. Да, на наш взгляд, статья 54-1 далеко не идеальная. Стоит отметить, что разрабатывали ее не общественные организации, а Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мы просто озвучили наши опасения в связи с громкими случаями причинения вреда природе, особенно уникальным местам. Думаем, все образуется. "Багна" недавно отправила запрос, чтобы в Минприроды разъяснили, как они видят механизм реализации этого закона. Когда получим ответ, сможем дать развернутый комментарий на нашем сайте со ссылкой на все нормативно-правовые акты. Надеемся, что совместными усилиями с организаторами внедорожных соревнований нам удастся найти компромисс в этом вопросе. Мы не против внедорожных соревнований. Мы выступаем за то, чтобы соблюдались интересы всех сторон, как защитников природы, так и автолюбителей".

"Законом о государственной экспертизе, статьей 27, вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, - говорит Андрей Шахэмиров, начальник управления государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, - и законодательным актом, в который вносится статья 54-1, является Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". Данная норма еще будет трактоваться, регулироваться и разъясняться нашим управлением биологического и ландшафтного разнообразия. Сейчас я могу сказать, что на тот момент, когда мы уже дорабатывали закон, возникла острая необходимость данного регулирования. Поэтому в целях недопущения инцидентов, когда уникальные места разрушаются колесами различной внедорожной техники, внесена данная статья. Раньше у нас не было такой нормы. Экологические системы - это сложно регулируемые механизмы. Природа веками регулировала различные процессы. Соответственно въезжать туда на механических транспортных средствах ради двухчасового удовольствия, оставив нарушенный почвенный покров, уничтоженные плодородные слои почвы, я считаю преступлением. Зачем ради двух-трех часов уничтожать то, что создавалось веками? У нас есть большое количество полигонов, на которых испытывается та или иная техника, в том числе военная. Почему бы там не кататься ради удовольствия? Что касается туризма и неавтомобильных видов спорта, у нас активно развивается инфраструктура - создаются тропы, маршруты, стоянки. Пожалуйста, пользуйтесь, никаких проблем не будет". 

Таким образом, на данный момент непонятно, как ст.54-1 будет реализовываться на практике, - об этом скажет только время. Ясно одно - экологам, чиновникам, представителям автомобильного спорта и любителям активного отдыха нужно сесть за стол переговоров и вместе обсудить вопросы защиты окружающей среды. Потому что, с одной стороны, природу действительно нужно беречь - в XXI веке это очень важно. С другой - не хотелось бы, чтобы возникали бюрократические препятствия при организации культурно-зрелищных, туристических или спортивных мероприятий, в том числе с использованием внедорожной техники. Как нам кажется, нужно найти золотую середину в этом вопросе.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото из архива редакции 
ABW.BY

P.S. Мнение того самого Павла Козловского, который катался на болотоходе в заказнике

Да, это я! На этом фото, где "Хунта", она же "Ханта", она же "Хаски", плывет по озеру, я - Павел Козловский, журналист, тест-редактор ABW.BY, фанат внедорожных гонок, джипер, участник трофи-рейдов, джип-триалов и скоростных внедорожных соревнований. После публикации этого фото на "зеленых" порталах мне позвонило множество друзей и знакомых: "Как вы могли?!" Что могли? Это не соревнования, не "покатушки" - это была презентация, куда нас, журналистов, пригласили, показали технику и покатали на ней во всех режимах. Да, мы плавали по озеру, ездили по болоту. Но за рулем не было журналистов, и мы понятия не имели, где в этих местах Витебской области заповедная территория, а где просто гать и озера. Но "детонатор" сработал…

Те же друзья и знакомые присылали мне статьи, в которых было опубликовано мое фото, с подписями из категории "Их нравы". Обсуждалось и осуждалось там все, что можно приплести к словам "джиперы" и "внедорожники", хотя главной темой была "Хунта". Заодно чихвостили и тех, кто имеет внедорожник и имеет наглость периодически съезжать с асфальта. Мол, гоняют, пьяные, по "закромам родины", портят все, что на глаза попадается. 

В связи с этим хотелось бы сказать следующее. Дорогие мои "зеленые" друзья! Я уважаю ваше стремление сохранить нашу природу, даже способствую этому всеми доступными мне способами. Но если уж вам на глаза попалась "Хунта" и еще несколько неадекватных "алко-туров", не нужно мешать в эту же грязь всех, кто имеет честь называть себя джипером. Потому что в первую очередь белорусский джипер - это участник официальных соревнований, почти наверняка имеющий лицензию и членство в Белорусской автомобильной внедорожной федерации, уважающий законы РБ и трепетно относящийся к природе. 

Мой коллега Юрий Гладчук привел в своем материале выдержку из регламента типового соревнования: никакого мусора, никаких поваленных деревьев, никакого "трэша" после лагеря из 700-1000 человек не может остаться в принципе. Потому что при въезде ты платишь "экологический депозит" в 100 долларов, и если найдут хотя бы брошенную сигаретную пачку, депозит останется у организаторов. Я лично выкапывал из земли полуприпаханную раздавленную "полторашку" из-под пива, явно брошенную Х лет назад кем-то неизвестным, потому что она случайно оказалась вблизи нашей палатки. Позже организаторы извинились, но мы пришли к выводу, что все правильно: после джиперов не должно быть даже такого, чужого и старого, мусора. 

Опять же, вспоминая о джиперах, поймите: в организованном внедорожном движении нет места изгоям, гоняющим пьяными по лесам. "Ой, опять там ваши гоняли пьяные, дерево завалили", - звонят иногда по выходным знакомые. "Наши?!" - уточняю я и прошу указать, были ли на машинах стартовые номера и рекламные наклейки. Если нет - это быдло, браконьеры, все те, у кого есть подготовленный внедорожник, но нет уважения к окружающей среде. Любое соревнование - это прежде всего согласованное мероприятие, на которое дают свое добро все местные органы управления, начиная от исполкома и лесников и заканчивая ГАИ. И никому из участников не нужно, чтобы к нему возникали претензии по части экологии. Мы тоже здесь живем, здесь будут жить наши дети, ходить по этим же лесам. И нам так же важно сохранить природу, как и вам, "зеленым".

Именно поэтому просьба не путать официальные мероприятие и "алко-туры". Последние, кстати, куда более распространенное явление. Это для официальных соревнований нужны согласования, предоплаты и т.д. А для "алко-тура" - водка, друзья и внедорожник. Или квадроцикл - эти вообще в "стада" собираются, и нет на них управы. Организаторы официальных соревнований часто жалуются: по маршрутам трофи потом гоняют пьяные местные, разносят все в хлам, валят деревья, чтобы сделать гать, а "осадок" достается официальным спортивным мероприятиям. 

Поэтому, мои "зеленые" друзья, ваша законодательная инициатива, конечно, хороша, но ничего нового она не привносит: по заповедным территориям и до этого момента можно было ездить исключительно с позволения "собственника". Поэтому все ОФИЦИАЛЬНЫЕ соревнования проходили именно там, где нам позволили те, кто отвечает за данные земли. Причем организаторы в буквальном смысле слова "отпахивают" использование этих земель: нанимают стройтехнику, чтобы выровнять дорогу после "дакаровских" МАЗов, всегда тщательно контролируют уборку территории лагеря и т.д. Нарушение правил экологии в действительности может быть поводом для дисквалификации спортивного экипажа, к счастью, у нас такие наказания пока не применялись. Потому что немногие, но очень ответственные "орги" очень щепетильно относятся к теме экологии и природы.

А вот за НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ "покатушки", "алко-туры", браконьеров и просто любителей "погазовать под газом" белорусские джиперы не в ответе, равно как и за организаторов всякого рода презентаций. Так что, если вам еще когда-нибудь захочется запретить все внедорожное, для начала приезжайте на официальные внедорожные соревнования - по крайней мере после этого ваши сторонники хотя бы начнут различать джип-триал, трофи-рейды и бахи. А еще лучше приезжайте на нашу традиционную акцию "Сохрани лес", где джиперы вместе с семьями уже который год подряд засаживают гектары нового леса.

С уважением и надеждой на продуктивное сотрудничество, 
тест-редактор ABW.BY Павел КОЗЛОВСКИЙ

 

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль