Разбросанная коллекция. Самые знаковые грузовики на постаментах в Беларуси

16843
Разбросанная коллекция. Самые знаковые грузовики на постаментах в Беларуси

"Ты родину спасала от бед, была душой всех малолеток, ты - знамя трудовых побед, ты - знамя первых пятилеток". Почему малолеток? Такой вопрос у меня возник, когда читал табличку к постаменту, на котором был установлен ГАЗ-АА перед Центральным военным архивом МО РБ в Минске.

Почему "малолетки", так и не выяснил, но "географией" белорусских "автотракторопостаментов" заинтересовался. Вашему вниманию - небольшая подборка автомобилей-памятников и тракторов-памятников, которые можно увидеть в разных местах нашей страны.

Вот собственно та самая полуторка с ул. Кулешова, 1, в Минске. Сейчас ее вроде бы убрали, но несколько лет машина на открытом воздухе провела. Состояние далеко не "оригинал", но функция на нее была возложена скорее воспитательная.

ГАЗ-67 когда-то стоял на территории 124-го авторемонтного завода в Минске. Завод прежде специализировался на капитальном ремонте советских военных автомобилей, но главной его специализацией были все же уазики. Возможно, когда-то ремонтировали здесь и ГАЗ-67. Сегодня эта территории, по сути, является внешним цехом МЗКТ. Интересно, сохранился ли там этот памятник?

Еще один ГАЗ-67 можно увидеть в Гомеле, перед зданием областной ГАИ. Из кузова машины попытались "сделать" якобы раритетный милицейский автомобиль. В те далекие годы милиция ГАЗ-67, конечно, использовала, но таких рупоров, тем более такой "мигалки", установленных на рамку ветрового стекла, тогда не было и быть не могло. Естественно, не было и "маршруточных" сидений.

ИЖ-412 на постаменте - тоже гордость первых пятилеток? Нет, конечно. Тем не менее это не "реклама" СТО, а именно памятник продукции завода. Белорусского. Как так?

Слонимский авторемонтный завод когда-то занимался капитальным ремонтом "москвичей". Настолько капитальным, что здесь их фактически воссоздавали заново, очень многие запчасти производили прямо у себя. В советские годы в БССР "москвичей" на госслужбе было немало, Слонимский АРЗ без работы не стоял.

Некоторые автохозяйства, особенно после развала СССР, полюбили ставить у себя перед проходными автопамятники старым грузовикам, чтобы подчеркнуть длительность своего пребывания на "рынке перевозок". Поскольку комплектных старых грузовиков почти не осталось, памятники собирали из того, что нашли. "Собирательный образ" самосвала на шасси ЗИЛ-164, установленный перед входом в ОАО "Кричевгрузавто", - один из таких примеров. 

Но наибольшая концентрация автопамятников - у проходной Минского автозавода. Самосвал МАЗ-205 - последний выпущенный серийно грузовик этой модели. Прежде памятник стоял на территории завода, потом ему поменяли постамент и выставили на общедоступную территорию. На открытом воздухе самосвал уже больше 40 лет и… находится в удивительно прекрасном состоянии. За памятником ухаживают, он досмотрен. И это действительно абсолютно подлинный МАЗ-205. Не подлинный только цвет - от рождения этот автомобиль был темно-зеленым.

Современный МАЗ на постаменте символизирует сегодняшний день предприятия. МАЗ-6501V6-520-001 с двигателем MAN - один из первых МАЗов, соответствующих нормам Евро-5. В свое время был символом передовых инноваций. Постамент также поддерживают в идеальном состоянии.

Есть около МАЗа и автобус-памятник. Скорее его можно считать памятником всей затее с автобусным производством, которая полностью оправдала себя и поныне "кормит" завод. На постамент установили компактный автобус МАЗ-241. 

Со временем автобус то ли заменили, то ли перекрасили. 

Самый интересный памятник у Минского автозавода - экземпляр легендарного концепт-трака "Перестройка". Было построено несколько таких машин, сохранилась только эта. Именно благодаря тому, что у одного из прошлых директоров возникла идея соорудить такой постамент, машина и "выжила". Была почти металлоломом, но ее восстановили и теперь ухаживают за ней. Лучше, конечно, так, чем "Перестройка" сгнила бы в "зверинце".

Памятников тракторам в Беларуси тоже немало. Периодически встречаются в разных сельхозпредприятиях. Этот Т-74 стоит в Ветковском районе Гомельской области.

Трактор МТЗ-2, один из первенцев Минского тракторного, замер у проходной завода. Почти подлинник. Этот памятник тоже ухожен и досмотрен, что радует.

Самый "харизматичный" белорусский трактор-памятник можно увидеть в Пинске (Брестская область). Аннотация на табличке гласит: "Трактор ХТЗ №1126 поступил в Давид-Городокскую МТС. Во время гитлеровской оккупации хранился разобранным у колхозников. После освобождения Пинской области (была и такая. - Прим. авт.) был вначале единственным трактором в восстановленной МТС". 

Интересная судьба интересной машины, памятник хорошо вписался в антураж центра Пинска.

Самый большой автопамятник Беларуси, что логично, находится в Жодино. Символизирует "честь и славу создателям первых карьерных самосвалов", но модель, конечно, далеко не первая, даже не вторая. В свое время установили то, что было под рукой. Но как достопримечательность Жодино теперь описывается в путеводителях.

Вообще на самом деле я против установки на постаменты автомобилей, особенно раритетных. Коллекционные машины нужно хранить никак не на открытом воздухе. С другой стороны, истинную коллекционно-историческую ценность представляют единицы из таких памятников, так что как некие арт-объекты, пожалуй, они все-таки имеют право на существование.

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора 
ABW.BY

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/193470_1_350.jpg?v=1478968757
Пожалуйста, подождите...