Треть водителей без техосмотра. Мы побывали в рейде с ГАИ

55884 108
Треть водителей без техосмотра. Мы побывали в рейде с ГАИ

"Нет денег" - таким был самый распространенный ответ минчан, которые получили вчера штраф за непройденный техосмотр. А оштрафованными оказались более 30% остановленных инспекторами ГАИ водителей.  С 21 по 30 марта в Беларуси сотрудники ГАИ, УП "Белтехосмотр" и Транспортной инспекции проводят рейды, выявляя водителей, которые управляют автомобилями без действующего техосмотра. Корреспондент ABW.BY понаблюдала за тем, как проходят проверки, и выслушала мнения автовладельцев.

По статистике Министерства транспорта и коммуникаций ежегодно 17-23% водителей не предоставляют свои автомобили для проведения государственного технического осмотра. А с тех пор, как к нему "привязали" транспортный налог, к владельцам старых автомобилей, жалеющим денег на сложный ремонт, прибавились водители новых иномарок, уверенные, что им выгоднее оплачивать штрафы.

На часах 9 утра, сотрудники ГАИ, Транспортной инспекции и "Белтехосмотра" останавливаются на ул. Шаранговича недалеко от МКАД. Сегодня проверка будет проходить здесь. В арсенале ГАИ - приборы "Кулон", которые нужны для определения "штрафной истории" водителей. Сотрудник "Белтехосмотра" в работе будет использовать компьютер, на котором установлена база данных автомобилей, проходивших техосмотр. По ней он будет проверять подлинность отметок в сертификатах.

- Особое внимание будем уделять автомобилям, у которых на лобовом стекле нет наклейки о пройденном техосмотре либо наклейка несоответствующего цвета. Также будем обращать внимание на старые автомобили с ржавчиной или повреждениями кузова. Скорее всего, не будет техосмотра и у автомобилей с наклейками и прочими "украшениями",  - поясняют инспекторы ГАИ.

Первым останавливают автомобиль BMW. На его лобовом стекле нет наклейки о том, что техосмотр пройден. Но с документами у водителя полный порядок, поэтому он может ехать, штраф ему не грозит.

Подозрение вызывает и микроавтобус, но и здесь с документами все в порядке.

Зато без техосмотра оказывается третий остановленный инспекторами автомобиль.

- Здесь точно будут проблемы, - опытным глазом определяют инспекторы, когда автомобиль снижает скорость.

И оказываются правы - KIA Shuma не имеет действующего техосмотра.

- Прогнил весь, нужно деньги вложить в него, а их пока нет. А ездить надо, - оправдывается владелец.

Данные о водителе проверяют с помощью "Кулона": повторности нет, поэтому штраф, который ему предстоит оплатить, - 210.000 рублей (1 б.в.).

У водителя Renault, хотя наклейки на стекле не было, ТО в наличии имелся.

- А зачем мне вешать наклейку? - недоумевает водитель. - Техосмотр у меня пройден, отметка в сертификате есть.

У водителя ГАЗели техосмотр вот-вот закончится. Но, по его словам, это последний рейс, после которого он поедет на станцию.

- Это рабочий автомобиль, обычно у таких техосмотр есть, - комментируют инспекторы.  

Следующим нарушителем оказался Peugeot. Техосмотр просрочен на несколько недель.

- У меня двое детей и жена третьим беременна. Не получилось пока пройти, - поясняет водитель.

Инспекторы выносят мужчине предупреждение и отпускают - не похож он на злостного нарушителя.

Наказание за отсутствующий техосмотр - штраф от 1 до 3 б.в. (210.000-630.000 руб.). За повторное в течение года нарушение водитель должен будет уплатить больше - от 2 до 5 базовых (420.000-1.050.000 руб.).

Фактически, если водитель признает вину и готов платить штраф, к нему применяют минимальное взыскание. Это прописано в п.6 ст.6.5 КоАП РБ. Если же водитель вину не признает, то сотрудники ГАИ составляют протокол об административном правонарушении, после чего дело будет рассматриваться уже в ГАИ. Но такое случается редко - обычно "повторники", даже если они нарушили больше двух раз в течение года, платят штраф 420.000 рублей.

Самые распространенные оправдания водителей, не прошедших осмотр, - "нет денег", "не успел пройти", "нужен ремонт". Но, по словам сотрудников ГАИ, встречаются и те, кто не хочет платить принципиально. Обычно это водители внедорожников, которые считают, что оплачивать штрафы выгоднее, чем налог. Но сегодня "бунтарем" оказался водитель старой Lancia.

- Я машину сам чиню. И проходил техосмотр всегда, пока не ввели эти необоснованные поборы. Невыгодно мне техосмотр проходить, поэтому принципиально не буду это делать! Дороги у нас все равно с каждым годом только хуже становятся. Если бы я хотел, купил бы "техосмотр", но я не хочу. И поборы платить не хочу! - не скрывает возмущения он, пока инспекторы составляют протокол.

Не обошлось в этот день и без погони - сотрудники ГАИ подали сигнал остановки BMW, на крыше которого был "плафон", - водитель явно подрабатывает в такси. Машина снизила скорость, но не остановилась, после чего попыталась уехать. Инспекторы бросились вслед.

Вернулся водитель уже без плафона на крыше, снял где-то по дороге. Техосмотр у парня закончился месяц назад, сделать новый он пока не успел.

- Нет денег, чтобы пройти техосмотр. Я собирался заняться этим вопросом в ближайшее время. Машина-то новая, но нужно же еще оплатить налог. 2.200.000 - немалая сумма. Про рейд знал, но нужно было ехать, - пояснил он.

Останавливают сотрудники ГАИ и водителя Volkswagen Transporter, на лобовом стекле которого издалека видна желтая наклейка - отметка о прохождении техосмотра в 2013 году. Но действующий техосмотр тоже имеется.

Вообще, претензий по техническому осмотру к водителям грузовиков и такси в этот день не было - у тех, кто использует автомобили для работы, документы обычно в порядке.

Черный Mercedes 190 привлек внимание проверяющих издалека. Машина тюнингованная, внутри фар синие огоньки. Водитель показывает документы: технический осмотр пройден. Но база свидетельствует, что последний техосмотр у авто был в 2013 году. Возникает подозрение, что сертификат поддельный.

- Это не моя машина, а друга. Я не знаю, как и где он проходил техосмотр, - теряется водитель.

Через несколько минут все проясняется: база еще не обновилась, автомобиль техосмотр проходил.

- На самом деле сейчас поддельные отметки о техосмотре встречаются редко. Последняя была месяцев 8 назад. Машина была не из Минска, а откуда-то из региона, - рассказывают инспекторы. - За подобные "фокусы" предусмотрена уголовная ответственность, водители не хотят рисковать.

Как говорят сотрудники ГАИ, часто определить подделку можно на глаз. Опытные работники знают несколько нюансов, по которым можно это сделать. Но рассказывать о них не стали из опасения, что это сыграет на руку мошенникам.

Еще один водитель, который не прошел техосмотр вовремя, - владелец BMW. Он стал шестым "попавшимся" без техосмотра за два часа,. 

У водителя Сhrysler, несмотря на отсутствие наклейки, с ТО все нормально.

А вот водитель Saab оплатит в бюджет уже 2 базовые величины за повторность. Техосмотр у автомобиля закончился еще в октябре, а сейчас, по словам нарушителя, он едет из мастерской.

420 тысяч придется заплатить и владельцу микроавтобуса Mercedes. Машина не была на техосмотре с 2014 года.

Вердикт ABW.BY

Как оказалось, нарушений, связанных с непройденным техосмотром, очень много. Требования закона игнорируют и водители старых легковушек, и владельцы дорогих внедорожников. Причины у всех разные. Одно очевидно: подобные рейды способны выявить лишь вершину айсберга, но на общую картину повального "бойкота" повлиять не в состоянии. Единственное, что может повернуть сознание автомобилистов, - понимание необходимости и целесообразности самой процедуры техосмотра и уверенность, что уплаченные в виде госпошлины деньги будут использованы по назначению.

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора

ABW.BY

 

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое