Расследование ABW.BY: кто и почему ведет в Беларуси информационную войну против Uber?

16763 21
Расследование ABW.BY: кто и почему ведет в Беларуси информационную войну против Uber?

Материал "Страсти по Uber: прекращение действия лицензии не мешает транспортной компании набирать водителей" , появившийся на нашем сайте 6 марта, неожиданно получил серьезный резонанс: через несколько дней информация о том, что одного из партнеров сервиса лишили лицензии, а в отношении другого готовятся документы на лишение, облетела Байнет. Менеджер по коммуникациям Uber в России и СНГ Евгения Шипова окрестила происходящее "информационной кампанией, инициированной игроками, не заинтересованными в появлении сервиса", а представители попавшей под огонь проверок транспортной компании уверены, что нарушения, выявленные Транспортной инспекцией, не соответствуют указанным в протоколе. Что же происходит на самом деле? Кто под кого "копает", на чьей стороне правда? В этом ABW.BY попробовал разобраться.

Сразу после публикации Евгения Шипова вышла на связь с редакцией и выразила желание разъяснить ситуацию. Позиция Uber по этому вопросу вылилась в комментарий:

"Использование Uber в Беларуси легально. Никаких претензий со стороны Транспортной инспекции в связи с данной ситуацией в отношении платформы Uber в ходе проведенных мероприятий озвучено не было. Исходя из нашего опыта, законодательной системе многих стран часто требуется больше времени, чтобы приспособиться к быстро развивающимся технологиям, которые становятся доступными для общего использования в транспортном секторе. Это касается и желтых "номеров", и оформления поездок с использованием бумажной версии заказ-наряда.

Бизнес-модели Uber и такси принципиально различаются, так как Uber невозможно заказать на улице "от борта", нет публичного договора такси. Нет необходимости обозначать автомобиль дополнительными опознавательными знаками, ведь транспортные услуги предоставляются в рамках закрытой информационной сети зарегистрированных пользователей и партнеров (перевозчиков). Инновационная рейтинговая система в приложении работает таким образом, что любой ее участник может быть удален из системы из-за низкого рейтинга.

Uber является глобальной ИТ-платформой, которая связывает перевозчиков, предлагающих транспортные услуги, и пользователей, которые, в свою очередь, высоко ценят надежность и безопасность поездок одним нажатием клавиши на смартфоне. Для подключения к платформе в Беларуси компания или индивидуальный предприниматель должны предоставить действительную лицензию на оказание транспортных услуг, справку об отсутствии судимости, страховку на автомобиль, страховку ответственности перевозчика, свидетельство о праве собственности на автомобиль. Они также должны пройти целый ряд тренингов по работе с приложением, а их автомобиль - проверку соответствия стандартам качества, которые устанавливаются компанией и являются стандартом для пассажиров. Средний возраст автомобилей партнеров Uber составляет 3,5 года. Каждая поездка заказывается исключительно через приложение, а все 100% платежей за поездки происходят по безналичному расчету. Это в свою очередь делает финансовые потоки в области перевозок абсолютно прозрачными для государства, выводя их из тени. По нашим данным, только один наш партнер за время работы на платформе дополнительно создал порядка 100 новых рабочих мест, в то время как задекларированная выручка от автомобилей партнеров Uber существенно превышает аналогичные показатели в отрасли, а ведь это дополнительные поступления в бюджет в виде налогов. 

Мы несколько обеспокоены тем, что через ведущие телеканалы и онлайн-издания страны распространяется ложная информация о деятельности партнеров Uber в Беларуси, в соответствие с которой партнеры представляются как "бомбилы", осуществляющие нелицензированные транспортные услуги. Мы также ощущаем сильное противодействие со стороны некоторых игроков рынка, в том числе со стороны одного из ведущих такси-диспетчеров "Алмаз" 7788, который уже в 2014 году открыто заявлял в прессе, что будет "прикладывать все усилия для того, чтобы нечто подобное [интернет-приложение] не получило распространения на территории Беларуси". Представитель диспетчера открыто признает, что вместе со своими конкурентами (другими диспетчерами такси) они запрещают водителям использовать мобильные приложения и расторгают договоры с теми, кто не подчиняется этому требованию. Мало того что это несправедливо по отношению к водителям и пассажирам, не является ли это хрестоматийным нарушением законодательства о конкуренции - "согласованные действия между конкурентами, которые имеют или могут иметь своим результатом отказ от заключения договора с определенными лицами"?

Мы выражаем искреннюю надежду на то, что Министерство транспорта и Транспортная инспекция заинтересованы в создании конкурентных условий и благоприятного климата для развития самых последних технологий в области транспорта и открыты к конструктивному диалогу по полноценной адаптации действующего законодательства к инновационной бизнес-модели Uber, получившей распространение во всем мире. Ведь столица Беларуси стала уже 360-м городом, а сама Беларусь - 54-й страной мира, где стал доступен наш сервис".

Напомним, что проверки компаний-партнеров Uber инициировал наш читатель и водитель такси Алексей, который написал в Транспортную инспекцию соответствующее заявление. Как объяснил заместитель начальника управления контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции Сергей Глембовский, проверки носили внеплановый характер и проводились на дорогах общего пользования. Иными словами, представители инспекции останавливали автомобили и проверяли документы на улицах Минска. Так получилось, что проверяющим попались автомобили самых крупных компаний - "Молберг" и "Белеврорент Флит Солюшнс". 

Выявленные нарушения перечислены в ответе Транспортной инспекции: отсутствие заказа-наряда на фрахтование транспортного средства, а также несоблюдение периодичности прохождения государственного технического осмотра автомобилями, занятыми в перевозках с помощью мобильного сервиса.

Действительно, никаких претензий к платформе Uber Транспортная инспекция не озвучивала. Она попросту не может их иметь к мобильному сервису, так как это за пределами ее компетенции. Но по версии представительства Uber, претензии связаны даже не с работой компаний-партнеров, а с операционной деятельностью отдельно взятых водителей. 

Аргументируя то, что компании, работающие с Uber, занимаются коммерческими перевозками пассажиров и поэтому должны проходить государственный технический осмотр раз в полгода, таксист Алексей ссылался на п.6.1 гл.2 "Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении". Сергей Глембовский отметил, что, несмотря на изменения, внесенные именно в этот пункт в марте прошлого года, требования к периодичности прохождения ТО остались прежними и содержатся в постановлении Совмина №156 от 17.02.2012. 

Сейчас мы не будем обсуждать обоснованность требования о такой частоте прохождения ТО, но оно есть, его обязывают соблюдать всех, кто возит пассажиров за деньги независимо от того, являются эти перевозки регулярными или нерегулярными.

Сразу после публикации того материала ABW.BY получил комментарий от ООО "ВизитКомпани" - еще одного партнера Uber: 

"Полностью согласны с мнением водителя такси Алексея о том, что каждая транспортная компания обязана соблюдать нормы законодательства в сфере осуществления пассажирских транспортных перевозок. В свою очередь подтверждаем, что нашей компанией соблюдаются все необходимые нормы согласно требованиям Министерства транспорта и Министерства по налогам и сборам: водители нашей компании осуществляют ежедневный предрейсовый осмотр с соответствующей отметкой в путевых листах, оформление и выдачу каждому клиенту Uber формы заказ-наряда на фрахтование транспортного средства 

Что касается сроков прохождения технического осмотра, то согласно п.6.1 гл.2 "Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении", "...автомобили, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для перевозки пассажиров, с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя, а также специализированные транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов..." действительно должны два раза в год проходить государственный технический осмотр. Автомобили, имеющиеся в нашей компании, имеют не более шести посадочных мест, соответственно данный пункт Положения не распространяется на наш автопарк. Более того, мы всецело полагаемся на правовую компетентность фирм, осуществляющих ежедневный предрейсовый осмотр наших транспортных средств и водителей, где водители каждый раз предъявляют действующий сертификат на техосмотр и действующую медицинскую справку."

Предлагаем взглянуть на формулировку требования о периодичности прохождения ТО - как оно зафиксировано в том самом постановлении.

Что называется, обращайте внимания на знаки препинания. В данном пункте уточнение о числе мест для сидения больше девяти относится к автобусам и грузовым автомобилям, но никак не к легковым авто - для них просто достаточно факта занятости в коммерческих перевозках пассажиров, что и подтвердили ABW.BY транспортники. 

А теперь вернемся к "операционной деятельности отдельно взятых водителей". Если факты незаключения договоров фрахтования можно списать на невнимательность или забывчивость отдельных водителей, то несоблюдение периодичности прохождения ТО - это прежде всего упущение самой компании, которая, получается, не проверила документы на автомобиль, а также механика, который позволил такому автомобилю выйти на линию и выдал путевой лист, ведь именно они должны контролировать наличие всех документов и следить за сроками их годности.

На самом деле, скорее всего, получилось так. При приеме водителей с личными авто транспортные компании-партнеры Uber требуют соответствия определенным требованиям, а также тщательно проверяют и ксерокопируют весь пакет гражданских документов на автомобиль: техпаспорт, страховку и сертификат о прохождении ТО. Еще на пресс-конференции, посвященной запуску Uber в Беларуси, подчеркивалось, что для работы с приложением от водителей не требуется ничего сверх того, что утверждено государством для обычных частных автовладельцев. Поэтому водители, чьи автомобили не достигли возраста 10 лет, проходят ТО по гражданскому регламенту раз в два года. С позиции законодательства они ничего не нарушают. И нет их вины в том, что компания, нанявшая их на работу, до этого времени считала, что коммерческие перевозки пассажиров - это что-то другое, к ним не относящееся. А посему и не требовала проходить ТО раз в полгода, как это требуется в отношении автомобилей-такси и маршруток. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что автомобили беспрепятственно выходили на линию. А при проверке не повезло лишь тем, у кого отметка о техосмотре была датирована более ранним числом, превышающим полугодовую "норму".

"Основным видом деятельности нашей компании является предоставление автомобилей в аренду, - комментирует ABW.BY представитель компании "Флит Солюшнс" Дмитрий Неверкевич. - Работа на основании модели Uber для нас является вспомогательной деятельностью вне периодов сдачи в аренду. Средний возраст автомобилей в нашей компании составляет 18 месяцев. По действующим нормам законодательства техосмотр новых автомобилей проводится раз в два года с единовременной уплатой госпошлины в размере примерно 18 базовых величин. Тем не менее после оформления протокола Транспортной инспекции, в котором отсутствие техосмотра рассматривается как грубое нарушение, мы приняли решение о прохождении техосмотра каждые 6 месяцев всем своим автомобильным парком, несмотря на то что, на наш взгляд, это ставит нас в неравные условия с перевозчиками такси, средний возраст автопарка которых составляет более 10 лет."

Что касается заполнения договоров фрахтования транспортных средств, то Дмитрий Неверкевич сказал следующее:

"Несмотря на все усилия, предпринимаемые нашими водителями по заполнению бумажных версий заказ-нарядов, на практике возникает масса случаев, когда пассажиры отказываются их подписывать, ссылаясь на отсутствие времени, а также на тот факт, что по окончании каждой поездки они получают электронную квитанцию, в которой отображены все те же данные. 

В этой связи возникают следующие вопросы: какая выгода для потребителя и для государства от заполнения бумажной формы заказ-наряда и почему нельзя перейти на электронный документооборот уже сейчас?

Сегодня мы тестируем возможность использования электронной версии заказ-наряда. Полагаем, что уже в рамках действующего законодательства наша компания вправе использовать заказ-наряд, заполненный в электронном виде, так как законодательство Республики Беларусь не содержит запрета на это. Более того, использование документов в электронном виде активно внедряется в области перевозок пассажиров. Так, использование электронного билета при осуществлении перевозок пассажиров в регулярном сообщении прямо предусмотрено пунктом 47-1 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972.

Следовательно, считаем, что оформление заказ-наряда в электронном виде (а не на бланке с учетной серией и номером, присвоенными РУП "Издательство "Белбланкавыд") не будет являться нарушением законодательства, ведь развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов Республики Беларусь и рассматривается как общенациональная задача, требующая координации и объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества, как указано в Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы."

Но давайте вернемся к "информационной кампании", якобы начатой против Uber. "Уличенный" в противодействии распространению приложений по вызову автомобилей руководитель диспетчерской службы "Алмаз" Виктор Пузиков на выставленные Uber обвинения ответил так:

"По белорусскому законодательству перевозки автомобилями-такси - это подвид такого вида деятельности, как нерегулярные перевозки пассажиров. Деятельность, которую описывает представитель Uber, - это тоже нерегулярные перевозки пассажиров. Да, согласен, не автомобилями-такси, согласен также, что их можно не обозначать (наклейки, магниты. - Прим. ред.), но желтые "номера" (тип 13) обязательны, техосмотр два раза в год обязателен, как и страховка А6 (М1).

Нерегулярные перевозки пассажиров (не такси) должны осуществляться по следующей схеме: каким-то образом вы вызываете автомобиль, пусть и через приложение, но когда вы сели в автомобиль, у вас должны попросить паспорт, с него переписать ваши данные, заключить договор на перевозку. После чего вписать ваши паспортные данные в заказ-наряд и только после этого начать движение. По окончании поездки вам нужно опять поставить везде свои подписи, один экземпляр договора забрать себе.

Только при вышеописанной неудобной схеме данная деятельность будет осуществляться законно. Ну и плюс вышеупомянутые "номера", страховка, два раза в год техосмотр и т.д.

Что касается противодействия развитию мобильных сервисов, заявляю официально: его нет. Речь идет только о справедливости и о банальном сокращении необходимых операционных расходов. Если какие-то иностранные сервисы могут так возить людей, почему мы не можем? У любого игрока на рынке перевозок-такси есть (или готовится к выходу) абсолютно такое же приложение, которое позволяет вызвать машину. Почему водители такси (независимо от выбранной диспетчерской) должны тратить деньги на замену техпаспорта, получение вторых "номеров", прохождение ТО и соответственно уплату госпошлины два раза в год, приобретение таксометра, планшетов для программы, детских сидений и т.д.?! 

Ко мне приходят наши водители и спрашивают: а почему мы не можем как Uber? Можем! Просто это будет нарушение законодательства. Еще раз повторюсь: никому не дано право обманывать государство, делая вид, что все правильно. Пожалуйста, работайте по закону - и никто слова не скажет! Представьте, если завтра все руководители служб такси скажут: ребята, не "заморачивайтесь", снимайте полосы, сдавайте "номера", выбрасывайте таксометры, не проходите ТО, не платите страховку... Это путь в каменный век."

Тот самый таксист Алексей, кстати, не имеющий отношения к такси "Алмаз", был удивлен заявлением о некой информационной кампании против Uber и не считает, что, подав запрос в Транспортную инспекцию, совершил что-то сверхъестественное:

"О том, что вдруг "вскрылось", таксисты говорили с самого начала, но никто не придавал этому значения, пока транспортники не провели проверки, - говорит он. - На самом деле никто не "копает под Uber", более того, таксисты не почувствовали конкуренции с его стороны. Да, возможно, в самом начале, когда были бесплатные поездки, наблюдался некий отток клиентов, но очень скоро все вернулось на свои места. И утверждать, что таксисты ополчились против Uber, глупо. Повторяю: мы лишь ратуем за равные условия на рынке, не более того."

Насчет использования дублирующих "номеров" у представителя партнера Uber Дмитрия Неверкевича также нашлись аргументы:

Как мы понимаем, в ходе деятельности мы вправе использовать обычные регистрационные знаки согласно пункту 2.2.1. СТБ 914-99 «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств» и не обязаны использовать регистрационные знаки тип 13 согласно пункту 2.2.3. СТБ 914-99. СТБ 914-99 не является обязательным для соблюдения в силу положений Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации».

Согласно статье 20 Закона о техническом нормировании и стандартизации государственные стандарты являются добровольными для применения. В отсутствие добровольного заявления поставщика услуг о соответствии услуг определенному стандарту требования государственного стандарта являются обязательными для соблюдения только в случае, если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт.

Компания не обладает информацией о наличии в Республике Беларусь технического регламента, который содержал бы ссылку на СТБ 914-99.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, устанавливает ряд требований в отношении регистрационных знаков транспортных средств, в числе которых отсутствует требование по применению регистрационного знака тип 13 для автомобилей, выполняющих перевозку пассажиров на основании договоров фрахтования. При этом правильность понимания нами законодательства подтверждается в том числе практикой государственной автомобильной инспекции, которая выдает регистрационные знаки тип 13 только в отношении автомобилей такси и транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

Так, управление ГАИ ГУВД Минского горисполкома предусматривает процедуру «получения дублирующих регистрационных знаков ТАХ» «для перевозки пассажиров в регулярном сообщении, а также автомобилей-такси». Управление ГАИ УВД Гомельского облисполкома предусматривает процедуру выдачи «регистрационных знаков тип 13» «на транспортные средства, используемые для выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении и автомобили-такси».

В материалах проверок Транспортной инспекции, опубликованных в СМИ, исходя из вышеизложенного, отсутствие «желтых номеров» в качестве нарушения Правил автомобильных перевозок пассажиров не указано.  И это логично, ведь если руководствоваться логикой Транспортной инспекции, то «желтые номера» должны быть у абсолютно всех участников рынка нерегулярных перевозок, не являющихся такси, включая, например, трансферы в аэропорт, свадебные кортежи и траурные церемонии. За многие годы работы нам не известно ни одного факта предъявления к ним претензий в отношении обязательного использования желтых номеров.   

Следовательно, полагаем, что наша компания не обязана применять регистрационные знаки тип 13 в своей деятельности.

Не так давно представитель Транспортной инспекции заявил: проблема заключается в том, что в настоящее время в Беларуси деятельность подобных Uber субъектов хозяйствования, которые занимаются перевозками пассажиров с помощью мобильных приложений, законодательно не регламентирована. "Возможно, данное поле деятельности будет заключено в какие-то рамки - вопрос об этом в настоящее время рассматривается", - сказали специалисты инспекции в комментарии БелТА.

Безусловно, списать все на происки недоброжелателей несложно. Однако мнение о том, что в Беларуси не все так просто, как кажется на первый взгляд, очередной раз подтвердилось. 

После всей этой истории Uber разослал своим минским партнерам письма следующего содержания: 

"Уважаемые партнеры!

Информируем вас об изменениях в списке обязательных документов в вашем профиле. До конца завтрашнего дня вам необходимо загрузить еще один документ - диагностическую карту (ДК) транспортного средства по результату прохождения контрольно-диагностических работ (КДР). Такой документ будет действительным в системе в течение 6 месяцев после проведения КДР.

ДК необходимо будет загрузить вместе со свидетельством о регистрации транспортного средства - техпаспортом (сторона, на которой указана марка автомобиля) по следующему образцу. На примере данного документа дата проведения КДР - 12.03.2016. Соответственно срок действия данного документа - до 11.09.2016. 

Впоследствии отдельный документ, уже имеющийся в профиле (свидетельство о регистрации транспортного средства), будет удален.

Если по какой-либо причине у вас не осталась ДК последнего прохождения КДР, но срок прохождения последнего техосмотра не превышает 6 месяцев, вместо ДК вы можете загрузить также обратную сторону сертификата о прохождении тех осмотра с техпаспортом, указав в качестве срока действия дату, равную дате прохождения ТО + 6 месяцев.

Если же у вас последнее КДР имело место более 6 месяцев назад, вам необходимо пройти контрольно-диагностическую станцию для получения ДК на каждый ваш автомобиль и загрузить ее в ваш профиль (вместе с техпаспортом) не позднее 15 марта 18.00.

Те автомобили, в отношении которых документ будет отсутствовать, будут деактивированы в системе до момента его загрузки.

Для прохождения КДР вам потребуется оплатить только саму стоимость данных работ (порядка 220-250 тыс. руб.)."

Каким образом диагностическая карта заменит отметку о прохождении техосмотра - очередной вопрос, ответ на который нам еще предстоит получить.

Подготовила Елена ШЕМЕТ
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...